Исход, два служения. литургия

May 11, 2018 03:01

Два служения
Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
Вот что интересно: еврейское слово, переведенное как работы, это "служение". В Исходе оно сначала появляется как концлагерное служение фараону. То же слово, что в заповеди "не служи богам иным". (И также интересен развод русских переводов: одно слово для работы, другое для культа и поклонения.)
А потом то же слово все чаще звучит в другом контексте:
И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение…
Цель Исхода (среди прочего) иное служение. Перемена господина.
Два служения несовместимы - и фараон это прекрасно понимает. Рабство и богослужение несовместимы. И потому чем отчаяние они просятся служить Богу, тем больше он увеличивает бремя служения империи. (Интересно эта же тема звучит в Гимне Захарии у Луки:
…Чтобы безбоязненно, избавившись от руки врагов, служили мы Ему в святости и праведности, все дни наши пред Ним.)

Христианское богослужение
Собрания первых христиан кесарей-фараонов напрягали. (Да, их интерпретировали криво: каннибализм и групповуха, но страх был правильным.) Подданные иного Господина неблагонадлежны, даже если налоги исправнее платят, чем прочие. А сейчас никого не напрягают, кроме некоторых стран.
Я подозреваю не слишком приятную вещь: Если власти не побаиваются Литургии (собрания христиан), эти христиане чего-то не понимают.
Любая власть опасается народных собраний. Но Литургию терпит. А я подозреваю, что Литургия должна быть "подрывной деятельностью" тоже по своей природе.
Не в том смысле, что на Литургии создаются партии и заговоры и ведется предвыборная агитация - хотя при каких-то условиях и это может быть. Но потому что господство Иисуса Христа чревато гражданским неповиновением (как в истории акушерок: Но повитухи боялись Бога и потому не слушались царского приказа…). И всегда ставит под сомнение мифы о легитимности и сакральности власти.
А и правда, в брежневское время власти мало боялись Литургии - пока дискурс не выносится из храма и из частной жизни. Они же очень боялись любых внелитургических собраний (кроме официальных конференций "в защиту мира") - и мест для таких собраний не предусматривалось, и ГБ сразу интересовался. 
Кесарь радуется разделению мира на "духовное" и "светское" - тогда ему не мешают жить. Но, боюсь, разделение неправильное.
 

Литургия, экклезиогенный невроз, Исход, политика и Тело

Previous post Next post
Up