May 03, 2018 02:27
Это история о том, кто такой Израиль. На этот вопрос постоянно отвечал Иисус, о нем постоянно думает Павел. Все иудеи ее держали и держат в голове: это история вмешательства Бога в ситуацию угнетения и бедности. Она пронизывает весь Новый Завет: Мессия и Царство Бога, Суд (Исход есть суд над фараоном и богами Египта) и Новый Иерусалим, искупление и спасение - все это содержит в себе Исход.
Эту историю постоянно толкует сам ВЗ, и для Евангелий важно ее истолкование в Исайе 40-55, который постоянно и многообразно перекликается с НЗ, где речь идет о Новом Исходе из изгнания.
Сказать по-другому: современники Иисуса чаяли нового Исхода и те, кто поверил в Мессию, видели, что Он - странным образом - это совершил. (Даже те же чудеса Иисуса, как многократно показывает Лука: знамения освобождения.)
Смерть и воскресение Иисуса - это новый Исход Израиля из плена, который стал и возвращением изгнанного Адама. Самую важную историю лучше понимать не с помощью абстрактного систематического богословия с его вневременными концепциями, но в образах конкретной истории, как это делали авторы НЗ. Чтение и усвоение этой истории памятью, умом и сердцем ничем иным не заменишь.
Вот, например, Павел (1 Кор 10):
Я не хочу, чтобы вы были в неведении, братья, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море, и все в Моисея были крещены, в облаке и в море, и все вкусили одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними. А скала - это был Христос…
А это стало образом для нас…
И всё это происходило с ними, как прообраз, написано же было для вразумления нас, которых достиг конец веков.
Стоит заметить: это из послания в Коринф, где большинство христиан не из евреев. Эти люди - наверняка, многие неграмотные, да и свитки иметь дома было дорогим удовольствием, - знали (Павел не разжевывает), кто такой Моисей и что он сделал. Ппавел много раз ссылается на эту историю как на то, что знакомо получателям послания. Хуже того, он говорит отцы наши - что, блин, он имеет в виду когда его слушатели неевреи? Ровнго то, что это теперь и наша история.
В частности, что мне помогает читать историю Исхода - где все (ну ладно, почти все) мелочи встают на место. Это история о Царстве Божием. Не прототип (и еще менее - аллегория) Царства, но само Царство уже.
Бог хочет воцариться над землей (это и есть Царство Божие в Евангелиях). Но земля эта вовсе не нейтральна, она враждебна. И фараон (как и любые империи, древние или сегодняшние - римская, российская, американская) возглавляет сопротивление Богу, потому что у него своя программа: мир, безопасность и процветание.
И Бог создает подданных иного Царя (да, сначала один народ). Он его сначала освобождает (это очень важная последовательность для понимания христианских «обязанностей» - или того, зачем иудеи хранят Тору), а потом вступает с ним в союз-завет, как в брак. И в этом завете есть правила: народ должен жить как если бы им правил Бог. (Чтобы в конечном итоге передать это другим.) Это и есть Царство. Или Евангелие. Альтернатива империям, злу, смерти, дьяволу - реальна, хотя хрупка. И т.д.
Исход