Женщины, вино и гулянки
Ученицы
Помните, как у Марка вдруг около креста из ниоткуда появляются женщины (которые, как мы понимаем, были в истории и до того, но невидимые для евангелиста)?
Лука знакомит с ними раньше, и это очень интересно (8:1-3):
1 И было: ходил Он потом по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божие, и Двенадцать с Ним, 2 и женщины некие, которые получили исцеление от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышло семь бесов, 3 и Иоанна, жена Хузы, состоящего при Ироде, и Сусанна, и другие многие, служившие им своим имением.
Контекст Это в Евангелии типа просто связка (как резюме сказанного выше), но уникальная: он прямо продолжает "женскую тему". Он же вводит в притчу о Сеятеле. Дает образец - некоторые уже приносят плоды.
Крупным планом - почему это удивительные три стиха?
- Они ходили за (с) Иисусом, как ученики.
- это бедные, потому что лишенные слова и статуса женщины.
- это бедные, потому что они страдали - и их Иисус исцелил (семь бесов Марии = полнота действия злых сил, совсем конченная женщина).
- они похожи на патронесс, а Иисус с апостолами - типа на содержании у женщин, что есть позор. Но нет, Лука говорит об отмене патрон-клиентских отношений. Это щедрость в ответ на щедрость, а не возвращение долга типа: "Он меня исцелил, я дам ему то-то и се-то".
- Возможно, они уже были изгнаны из общества и нормальной жизни как больные - и после исцеления не вернулись к себе домой?
- двое из женщин без мужей (обычно статус определяет муж - кто они, Мария и Сусанна - вдовы, проститутки, те, кого не берут замуж?).
- Что Иоанна - оставила мужа? Откуда тогда у нее богатство без мужа? Ходит с позволения мужа - тоже странно. (А у Луки - особое место Ирода Антипы - особые источники, не попавшие в прочие Евангелия?)
- Что бы мы ни думали, тут (как и рядом, когда за Ним пришла Мать) показана новая семья народа Божия.
Ученики женского пола
Итак, самое скандальное (как и в предыдущей сцене с грешницей и ногами был скандал) тут то, что они ходили с Иисусом как ученики. Два скандала, точнее: ни самостоятельно перемещаться с мужской группой, ни быть учениками женщины в том мире не могли.
Увы, нам недостает конкретностей, чтобы это себе представить. Как они путешествовали - вместе с мужской группой? Отдельно?
Быть с Ним ученичество (и позже у Луки - критерий апостольства). Если вы вспомните прочитанное у Луки доселе, мужчины пока молчат, пока проповедует только Иисус. Эти женщины на данный момент повествования Луки - более образцовые ученики, чем мужики из Двенадцати.
Еще о женщинах
Контекст снова
Есть нечто общие у истории грешницы в доме Симона с этим отрывком:
- это про исцеление-прощение;
- женщины делают нечто важное;
- это скандал Евангелия, где все внешние наблюдатели должны подумать о чем-нибудь неприличном.
Лука, женщины, контексты
У Луки это тоже тема. Возможно, потому что они как "бедные" - те, кого не слышат, кто не имеет значения, статуса. Нам это все-таки трудно себе представить. Но окружающие люди это в христианстве замечали и смеялись (критик христианства II века Цельс):
У вас является общим правилом: пусть никто не приходит (к нам), если только он или образован, или мудрец, или просто разумный человек. Все подобные качества в наших глазах - одно только зло. Но если кто необразован, глуп, простец, мало развит - все такие лица смело идите. Считая таких людей достойными вашего Бога, вы тем самым ясно показываете, что только люди подобного сорта - люди ничтожные, низкого происхождения, неразумные, все эти рабы, женщины, дети только и могут и желают принять вашу веру.
И сам Лука знал, о чем пишет - вот из последней главы о воскресении:
и, возвратившись от гробницы, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария и Иоанна и Мария Иаковлева. И другие с ними говорили апостолам об этом. И показались им слова эти бредом, и они не верили женщинам.
И эти женщины служат своим имением - осуществляют ту экономику Царства, которая описана у Луки в Деяениях:
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.
Парность
У Луки, как замечают внимательные читатели, часто пары М и Ж. Как, например:
два благовещения - Захарии и Марии
Анна и Симеон
сотник и вдова наинская
мужчина ищет овцу - женщина монету
Что он хочет этим сказать нам?