на тему Благовещения, старое

Apr 07, 2016 14:07

Мария
…к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария…
Если присмотреться к тому, как Лука, мастер кратких характеристик, представляет нам Марию, тут есть удивительная вещь (которая не меньше говорит о самом Луке, чем о Марии).
При первом упоминании любого героя Лука его всегда представляет:
…Ирода, царя Иудейского…
…священник по имени Захария, из чреды Авиевой, и жена у него из дочерей Аароновых, имя ее Елисавета…
… Иосиф, из дома Давидова…
… кесаря Августа…
… Анна пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова…
- указывая на социальный статус (который чаще всего связан с рождением) и - если это нужно - на благочестие. О Марии - практически ничего: нет родителей, никакого благочестия, единственное - обручена (даже и не жена) и из Назарета (что скорее унизительная характеристика). Социально - никтожество. Из предпоследних людей - которые блаженны. Вот введение в Евангелие: уже совершается то вознесение смиренных, о котором скоро заговорит Мария, избранная (как и Израиль) "ни за что": призрел Он на малость рабы Своей.

Что известно о Марии?
Мало чего.
Картинки вроде Ботчиллевой передают почтенный, но не слишком верный образ.
* Она должна была быть тинейджером, выдавали как можно скорее, так что ей могло быть чуть ли не 12-13 лет. (Про возраст Иосифа Евангелия тоже молчат.)
* Вряд ли верны идиллические картинки тихого, как в монастыре, Святого Семейства: жили все люди в "расширенной семье", тесно общаясь с родственниками (так что Иисуса в Назарете знали все прекрасно).
* Вряд ли она выглядела нежной и утонченной - Мария должна была не менее 10 часов в сутки работать: носить воду из колодца, готовить еду, печь хлеб, стирать… (Впрочем, она, беременная, идет километров за сто в Иудею.)
* Маловероятно, чтобы она умела читать. И точно говорила с галлилейским провинциальным акцентом, над которым смеялись жители столицы.
Апокрифы, разукрасив ее житие, лишают ее настоящего величия и красоты - все куда поразительнее. Лука же молчит и выделяет только ее "ничтожество". Вот для кого и через кого Евангелие! И мы можем много думать: почему она?

Тут можно вспомнить об избрании Давида. И слова Павла: …Безродное мира и уничиженное избрал Бог, и не-сущее, чтобы упразднить сущее…

Раба Господня и скандал креста
Об этом почему-то мало думают: на что сказала "да" Мария.
Кроме немедленной политической опасности для любого, кого считают Мессией, "подозрительная беременность" в обход нормального чина (древние люди не хуже нас знали, откуда берутся дети) для того времени - очень неподходящее событие: от утраты репутации и полного позора на всю жизнь до побиения камнями. Вряд ли Девушка может без особого чуда объяснить, откуда Ребенок. Если Иосиф скажет "нет" (как должен сказать любой нормальный человек той культуры, потому что это для него ужасающее бесчестие), то Марию ждет ужас.
У Луки, правда, нет никаких сомнений Иосифа - эту тему развивает Матфей: он не только говорит об Иосифе "хотел тайно отпустить", но и включил в свою родословную несколько крайне сомнительных женщин. Это очень интересная, но другая история (параллели с Руфью, например).
Так Мария невинно оказалась среди грешников и предметом скандала (который и потом постоянно звучал в истории в насмешках критиков: от Цельса до "Гаврилиады" и до наших дней). Евангелистам было бы куда выгоднее об этом вообще умолчать.

Так что это согласие на крест с самого начала и на "беззаконие" и "соблазн" - как и ее скандально известный Сын, Который ел с грешниками, прикасался к нечистым и принимал знаки уважения от проституток. И очень неслабое решение.
Раба Господня - вместо статуса в обществе Мария выбирает быть членом семьи Бога. Так что ей не страшны неприятности.

от Луки

Previous post Next post
Up