Чтобы стать фотографом, не обязательно оканчивать институты. Но и купить навороченную «зеркалку» с богатой
коллекцией объективов тоже недостаточно. Чтобы стать настоящим фотографом, нужно уметь видеть необычное в обычном. 3амечать то, что не замечают другие. Именно так смотрит на мир и вовремя нажимает на кнопку фотоаппарата наш герой - брестчанин Артем Зданевич. Фотограф, отдающий предпочтение документалистике, жанровой фотографии и психологическому портрету. Он постигал азы фотодела при помощи опытных белорусских мастеров - Виктора Байковского, Евгения Бганцева, Ольги Лойко. А сегодня уже и сам преподает в фотошколе (при центре дополнительного образования детей и молодежи).
- Артем, ты помнишь первую камеру, которая оказалась в твоих руках? Первый снимок, которым ты гордился?
- Мне было лет четырнадцать. И я мечтал, как любой тинэйджер в те годы, о «мыльнице». Наверное, именно тогда, когда она появилась, в меня вселился фотографический дух. Я фотографировал все, что происходило вокруг, вел своего рода летопись. Многие кадры даже сохранились, сейчас на них забавно смотреть.
Гордость? Это чувство я испытал впервые за серию своих снимков. Тогда только появлялись зеркальные камеры. Мне тоже удалось завладеть одной из них - Canon 300D. Правда, камера принадлежала не мне. Меня лишь попросили поснимать портреты друзей. Получилась серия приятных фотографий, которая радовала меня и радует ребят до сих пор. Именно это удовольствие от результата и подтолкнуло к серьезному занятию фото.
- А какой снимок ты можешь назвать качественным?
- Харизматичный. Насчет технического качества нет каких-либо предпочтений, потому как хороший снимок может быть и сильно резким, и сюрреалистично смазанным - все равно он будет вызывать эмоции. Да, качественный снимок обязательно должен оставлять эмоциональное волнение.
- А какое из своих фото ты считаешь лучшим?
- Это тот снимок, который больше всего разобрали друзья себе на память (смеется). Как это происходит, сейчас расскажу. Самые удачные снимки, на мой взгляд, я обычно печатаю в нескольких экземплярах. И в зависимости от того, сколько экземпляров у меня остается, делаю выводы…
Может, я еще и не сделал свой лучший снимок. Но главное ведь не это. Я получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. Вот что важно.
- Получается, ты очень зависишь от мнения своих друзей…
- Да, мои друзья имеют художественное образование. И я не просто доверяю их мнению, но иногда подвергаюсь манипуляциям с их стороны. Каждый пытается повлиять на фотографа Зданевича. Но я стараюсь прислушиваться и к своему разуму. Слепо этим советам не следую.
- Как ты относишься к критике? Считаешь себя самокритичным?
- Безусловно. Я первая и последняя жертва своей критики. Сам для себя установил слишком четкие и строгие рамки, за пределы которых выходить не могу.
- А снимать где любишь: в студии или все же за ее пределами?
- Я абсолютный фанат естественной среды, если речь идет о фотографии. В студии трудно добиться того единения человека и пространства, которого можно добиться в естественном окружении. Конечно, приходится работать в студии со светом. Но все равно я за живую фотографию!
- Расскажи о своих излюбленных местах. Куда лучше всего податься с фотоаппаратом, чтобы сделать хороший снимок?
- Для портретного снимка рекомендую речку в лесу. Если жанровая фотография - несомненно, центр города. А вообще, мое любимое место - городские дворики, те дворики, которые исчезают, в которых происходят потрясающие вещи. Там всегда нужно быть начеку, ведь люди во дворах раскрепощаются. Главное, чтобы рядом оказался фотоаппарат - и вы снимите уникальные моменты. На жанровую фотографию есть всего несколько мгновений (пока тебя не заметили), чтобы передать момент объективно.
- Выходит, ты предпочитаешь репортажную съемку постановочной?
- Да, конечно! Постановочная съемка хороша только в определенных ситуациях. Никогда невозможно добиться при помощи «режиссуры» той эмоции, которую дает непринужденный момент. При постановочной съемке существует опасность «неискренности».
- Некоторые фотографы считают «живыми» фотографии на пленке. Практикуешь ли ты пленку или считаешь это старомодным?
- Я приверженец аналоговой фотографии. Лично мне пленка позволяет передать харизму снимка. Правда, «цифра» технологически и здесь уже наступает на пятки, догоняет. К чему ей никак пока не приблизиться, так это к магии… Многие считают волшебством проявку и печать фотографий вручную. Это тайна, которая постепенно перед тобой открывается. А цифра - это тайна длиною всего лишь в доли секунды, когда свет проходит через объектив.
- Артем, в каких выставках ты участвовал? Или, может, сам организовывал?
- Сейчас одна моя работа висит в Национальном музее Кракова. На экспозиции в честь большой выставки работ Александра Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино, один из родоначальников дизайна и рекламы в СССР - Ю.К.). Для меня очень важно, что моя фотография вошла в десятку лучших на международном конкурсе. И еще потому что - это Родченко!
- Кто является твоим источником вдохновения? Может, назовешь имена фотографов, повлиявших на тебя?
- Их много. Это Борис Смелов, Александр Слюсарев, Антанас Суткус, Анри Картье Брессон, Эдвард Вестон, Хельмут Ньютон, а так же Диана Арбус.
- В последнее время мы все чаще узнаем о победах наших земляков на международных конкурсах фотографии. Выходит, «свое» - не такое уж и плохое, как мы привыкли считать… А как ты оцениваешь современную белорусскую фотографию?
- Я рад успехам наших фотографов. Надеюсь, они и дальше будут продуктивно работать на международном уровне. Что касается белорусской фотографии, она по-своему уникальна. Она есть. Далеко не все имена белорусских фотографов мы знаем, а они работают над интересными проектами, чего-то добиваются… Я тоже стараюсь заниматься фотографией осмысленно и фундаментально. Не в моих принципах выбрасывать в сеть первую удачную фотографию. Работаю долго и вдумчиво над сериями, кое-что пересматриваю, учитывая накопленный опыт. Сейчас вот закончил свой «Киевский проект», на создание которого ушло четыре года и семь месяцев проживания в Киеве.
А в целом, уровень белорусских фотографов пока ниже, чем у соседей: у той же Польши, Украины, Литвы. Литовская школа вообще поразительна!
- Сегодня каждый, кто может себе позволить «зеркалку», считает себя фотографом. Тебя не раздражает это?
- Фотография нужна людям. Человек же не просто щелкает кадры, он ведет свою летопись жизни, пытается сохранить мгновения, которые ему дороги. Да, тот, у кого есть «зеркалка», «мыльница» или камера на телефоне, может считать себя фотографом, если он получает от этого истинное удовольствие.
- Артем, чем ты увлекаешься, помимо фотографии?
- Мы с дорогими мне людьми занимаемся пропагандой современных видов искусства в Бресте. Например, лэнд-арта. Прошлой осенью мы провели интересный проект под названием «Бульк-АРТ», собрав на природе творческих людей города. Эту традицию мы планируем продолжить и в этом году. Мы уже дважды участвовали в международном фестивале АртПоле (одном из самых популярных фестивалей этнической музыки и лэнд-арта в Украине - Ю.К.). Прошлой весной мы делали выставку-квартирник современного искусства «WG» в Бресте, где представили как не известных до этого брестских авторов, так и довольно знаменитых.
Еще я люблю читать, смотреть авторское кино и кататься на велосипеде и заниматься тысячей полезных дел. А вообще не важно, чем человек увлекается. Главное, чтобы увлечения были. Нужно постоянно себя развивать.
- А как считаешь, есть ли предел совершенства у фотографа?
- Предела нет. Потому что каждый человек может производить что-то невероятное. Нельзя себя ограничивать в каких-либо начинаниях!
Юлия КОСАРЕВА