Политический переворот в Турции 16 апреля 2017 года, причины и последствия.

Apr 20, 2017 10:56

В этом мире всё взаимосвязано, но у любых событий есть свои причины, и есть свои последствия.
51,4 % граждан Турции, принявших участие в конституционном референдуме, проведённом в стране 16 апреля, сказали  слово «ДА» 18 поправкам к основному закону турецкой республики.
На мой взгляд, самой важной является поправка №8 к статье 104, в которой говорится, что президент является главой государства и правительства с правом назначать и увольнять министров и вице-президентов, что президент имеет право организовывать референдумы.

Турция уже не будет прежней, на наших глазах эта крупная евразийская держава с населением 80 миллионов человек превратилась из парламентской демократии в вполне себе авторитарную президентскую республику. Реджем Тайип Эрдоган сумел  добиться поистине султанских полномочий. Теперь Турция ни в чём не уступает братскому Азербайджану, широта полномочий турецкого президента ни в чём не меньше почти абсолютной власти азербайджанского лидера!
Хотя различия, конечно же, есть, но это такие же различия, как между Россией Путина и Беларусью Лукашенко. Просто сравнительно маленькие Беларусь и Азербайджан могут позволить себе быть чистыми автократиями, Россия и Турция на такую роскошь пока пойти не могут…
В Турции будет 2 президентских срока по 5 лет, их отсчёт будет вестись с 2019 года, то есть Реджеп Эрдоган может оставаться президентом Турции до 2029 года. У власти Эрдоган находится с 2003 года, если он дотянет до 2029 года, то получается целых 26 лет. Владимир Путин у власти с 1999 года, если он остаётся президентом до 2024 года, то получается 25 лет.  В Азербайджане же (как и в Беларуси) нет никаких ограничений по количеству президентских сроков, Ильхам Алиев может оставаться президентом пожизненно (если, конечно, не случиться какой-нибудь «арабской» весны).

Рассмотрим глубинные причины случившегося в Турции политического переворота, всё сводится к двум факторам: к фактору экономики и к фактору религии!
За 25 лет с 1991 года турецкая экономика стремительно выросла, эти годы были настоящей белой полосой, когда всё задуманное воплощалось в жизнь. ВВП страны с 1991 года увеличился в 3 раза, ВВП в расчёте на душу населения возрос в 2 раза. За эти 25 лет турки в своей массе действительно стали жить гораздо лучше по всем параметрам, турки забыли о 70-80-х годах прошлого века, когда многие недоедали. Мясо было на столе лишь по самым большим праздникам, выросло целое поколение, которое про бедные голодные 70-е годы ничего не знает, а тот, кто знает и жил тогда, то вспоминать не хочет.

Сравним Турцию и Бразилию. Турция и Бразилия имеют сходные социально-демографические и социально-экономические параметры: уровень рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности людей, возрастная структура, структура занятости населения.
Бразилия и Турция не занимаются экспортом нефти и газа, но зато имеют сопоставимый квалификационно-образовательный уровень населения, значит, мы предполагаем, что они должны иметь одинаковый уровень жизни населения. Так и было в 2004 году, когда Эрдоган только что пришёл к власти в Турции, за годы его правления подушевой ВВП Турции в 1,4 раза превзошёл показатель Бразилии. С 2004 по 2017 годы бразильцы обеднели относительно турок в 1,4 раза!

Разница в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных в Турции равно значению 16, это чуть больше, чем в России, где разница в доходах между верхним и нижним децилем составляет 14. Казалось бы, что это не так уж и плохо для развивающейся страны, в Бразилии дела обстоят намного хуже, там показатель неравенства в распределении доходов в разы превышает значения Турции и России, но Турция мусульманская страна, а это в корне меняет дело!

Ислам гарантирует не только абсолютную свободу совести, то есть психологическую свободу от подчинения кому бы то ни было, кроме Аллаха. Аллах - единственный, кто может причинить человеку добро или зло, он даёт человеку жизнь, но также обрекает его на бытие в бедности и ли богатстве.
Согласно представлениям рядового мусульманина все приверженцы ислама на Земле являются братьями друг другу, Аллах справедлив и милостив к рабам своим, ведущим праведный и богобоязненный образ жизни.
Если кто-то богат, то это Аллах дал ему богатство, а не сам человек заработал эти деньги. Аллах даёт деньги тем рабам своим, кто исполняет его волю в том, что братья (то есть все мусульмане) должны жить в солидарности друг с другом, во взаимозависимости. Каждый индивид несёт ответственность за благополучие всего общества.
Это не только сопереживание, но и практические шаги по оказанию помощи нуждающимся. Это оказание финансовой помощи тем людям, которые сами не способны удовлетворить свои основные потребности, такая помощь осуществляется через исламский институт закята.
Согласно воззрениям ислама богатый человек обязан выделять часть своего имущества в пользу бедных членов общества, в этом будет проявляться праведность и богобоязненность богатого человека. Тот, кто раздаёт своё богатство бедным людям, сам не станет от этого более бедным, так как всемилостивый Аллах обязательно компенсирует ему эти расходы. Праведный человек проявляет заботу о других, поэтому он не может быть бедным, Аллах такое не допустит.

Вернёмся к ситуации в Турции,  правящая в стране с 2003 года партия Справедливости и развития обеспечила экономическое развитие в стране, но не сумела в должной степени достичь справедливости, о которой всё время декларировалось. Пропасть, разделяющая бедных и богатых, за 14 лет правления Эрдогана не сократилась, это значение, по-прежнему, равно 16. В силу своих религиозных воззрений мусульмане остро чувствуют социальную несправедливость!
В понимании бедных и малообразованных слоёв населения исламизация общества означает вовсе не переход к жизни по законам шариата и каждодневное совершение намаза, а это всего лишь есть стремление жить по справедливости, быть братьями друг другу, всё то, о чём завещал Аллах рабам своим через пророка Мухаммеда. Исламизация есть стремление к социальной справедливости!

В 1979 году в Иране случилась исламская революция, любой революции нужна поддержка в обществе, без широкой общественной поддержки кучка пассионарных идеалистов-революционеров обречена на провал и забвение. К 1979 году общество в Иране созрело к революции: стремительный рост цен на нефть после  энергетического кризиса  1973 года способствовал небывалому обогащению правящей элиты страны, фактически рядовым гражданам ничего не перепало от этого нефтяного денежного потока. Шиитские богословы-аятоллы канализировали это недовольство бедных малообразованных слоёв общества в нужном для себя направлении, революция стала неизбежна…

Турецкое общество в ещё большей степени, чем российское, является патриархальным и патерналистским. В этих обществах очень сильна наивная искренняя вера в доброго султана (царя) и в плохих генералов (бояр), которые мешают султану (царю) творить благо для народа.
Реджеп Тайип Эрдоган много говорит о социальной справедливости, равенстве, что все турки братья друг другу, но вот проклятые прозападные светские либералы (внутренние враги) мешают ему в благом деле, не дают ему осчастливить турецкий народ.
 В прошлом году в Турции была предпринята попытка военного переворота, высшее военное командование решило отстранить популиста с диктаторскими замашками Эрдогана от власти, обычно военные перевороты в Турции заканчивались победой офицеров, но не в этот раз…
Десятки тысяч людей, представляющих неимущий класс, вышли на улицу и отстояли своего президента, своего Эрдогана, эта была важная психологическая победа, которую президент одержал над армией. Сам народ дал ему карт-бланш для претворения в жизнь политических преследований и расправ над неугодными и всех тех, кто был заподозрен в политической крамоле, то есть в сочувствии к неудавшемуся перевороту.

На референдуме 16 апреля 2017 года турецкий народ наделил Реджепа Эрдогана султанскими полномочиями, люди дали ему добро, чтобы он уже начал действовать, теперь Эрдоган не сможет ссылаться на плохих генералов, которые мешали ему справедливо править страной.
По своему идеологическому наполнению политический переворот в Турции 16 апреля 2017 года сходен с исламской революцией в Иране 1979 года.

О причинах политического переворота я сказал, теперь обратимся к последствиям, которые следует разделить на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитические последствия:
1)                  Эрдогану необходимо удовлетворить ожидания тех людей, которые спасли  его  военного переворота в 2016 году, которые проголосовали за него на референдуме 16 апреля 2017 года. Реджеп Эрдоган теперь должен показать себя в роли добропорядочного мусульманина, он должен заняться вопросом справедливого распределения денег в стране, то есть фактического их перераспределения от имущих слоёв к неимущим.
2)                  На время придётся забыть о высоких темпах экономического роста, потому что высокие темпы роста плохо сочетаются с отказом от либеральной экономической модели. Если предприимчивых, свободных духом людей постоянно начать прижимать, то это постепенно отобьёт у них всю мотивацию вкладывать средства в своё развитие и в развитие своего дела.
3)                  Турция станет более закрытой страной от внешнего мира, о прежнем объёме иностранных инвестиций придётся забыть. Во второй Иран, конечно, Турция не превратится, потому что у неё нет нефти! Турция не может себе позволить в отличие от Ирана полностью отказаться от либеральной экономической модели, то есть модели, основанной на свободе личности, свободном предпринимательском духе. Если у страны есть нефть, то она может позволить себе не развиваться совсем (Например, Иран, Саудовская Аравия, здесь просто можно жить по законам ислама и вообще не заморачиваться на тему свободы личности), но это не случай Турции.
4)                  Турция избежала исламской революции по иранскому сценарию после случившегося политического переворота, но перед Турцией замаячила угроза прозападной цветной революции. Все прозападные цветные революции возглавляла либеральная интеллигенция, но способна ли либеральная интеллигенция  Турции в настоящий момент организовать что-то подобное? Я думаю, что нет, сегодня турецкие проевропейские либералы не имеют необходимой им поддержки народных масс. Без поддержки народных масс революции не совершаются. В том случае, если Эрдоган допустит серьёзные просчёты в управлении страной (теперь вся ответственность лежит на нём), то у либералов может появиться шанс сменить вектор развития Турции в сторону Европы.

Внешнеполитические последствия:
1)                  Референдум от 16 апреля полностью закрывает перед Турцией двери в ЕС. Европе не нужна в своих рядах страна, похожая на Россию во внутриполитическом плане.
2)                  Даже такая большая страна как Турция не сможет быть совсем одна, вероятно, если западный вектор закрыт, то остаются южный и восточный, но какой вектор для себя выберет Турция? Врядли Турция пойдёт на юг, не будет она объединяться с чуждыми ей арабскими странами. Скорее всего, Турция развернётся на восток, в сторону Евразийского союза и тюркоязычных стран Центральной Азии.
3)                  Президент Казахстана как-то сказал, обратившись к Владимиру Путину, что надо рассмотреть вопрос приглашения и принятия Турции в Евразийский союз. Эти слова Назарбаева прозвучали ещё до сбитого российского самолёта МиГ турецкими истребителями, понятно, что после того ужасного инцидента речи не могло идти о вступлении Турции в Евразийский союз. Но времена меняются, меняется геополитический расклад сил в мире, сегодня слова Нурсултана Назарбаева весьма актуальны. Не говорю, что прямо завтра Турция присоединиться к Евразийскому союзу, но в перспективе вероятно не только присоединение Турции к Евразийскому союзу, но и выход её из НАТО. Трудно представить лучшего подарка для Владимира Путина, но поживём - увидим, время всё расставит на свои места…

Эрдоган, Ислам, Общество, Турция

Previous post Next post
Up