Черт, я прозевала 14 ноября - семисотлетний рубеж. Не заглядывала в календарь за точной датой. Мне все казалось, что рано, рано - надо дождаться настоящего снега. Тогда, 14 ноября 1308 года, я уверена, снег шел и шел.
Как же быстро течет время. Как будто еще вчера рыцари Тевтонского ордена хрипло кричали: "Jesu Christo Salvator Mundi", методично вырезая Гданьск. Почти десять тысяч жителей. Кровь сворачивалась на тающем снегу, тела припорашивало белым... В воздухе сгущался тошнотворный кисло-сладкий запах. Еще не всех закопали, а люди в белых мантиях с черными крестами уже переименовали город в Данциг.
Я бы хотела лично взглянуть в лицо Зигфрида фон Фейхтвангера - инициатора этой бойни. Говорят, его статуя много лет стояла в Калининграде, правда, без головы (интересно, чьими стараниями). Умельцы из Питера его отреставрировали, восстановив черепушку. Выставили в музее "Фридландские ворота". Детям, небось, приводят в пример.
Он был чертовски талантлив и везуч, пятнадцатый великий магистр Зигфрид фон Фейхтвангер, сделанный из металла. Управлял орденом и целой страной восемь лет (обычно людей хватало на один, хм, "президентский" срок - года четыре, очень уж тяжелая работа) - и как! Не сдался, когда тевтонцы утратили последние бастионы на Святой земле - рывком перетащил столицу ордена из Венеции в Пруссию. Не растерялся, когда в 1307 году начались аресты тамплиеров - железной рукой выдернул тевтонцев из возможных неприятностей, направил людей на незнакомые восточные рубежи. Вдохновлял своих и не только - перетащил в Пруссию немецких поселенцев, властно насадил административные структуры и кодифицировал право. Я же говорю, умный и талантливый, просто делил людей на два сорта, свои и все остальные. Свои смели рассчитывать на помощь, защиту и лечение (девиз ордена), все остальные могли надеяться на легкую смерть.
Германские историки сокрушаются, что в Польше фигуру великого маршала рассматривают "в чересчур мрачных тонах". Ну надо же.
Мраморный бюст тевтонца стоит в Берлине на аллее Побед (я не знаю точный перевод с немецкого). Его характеру не идет мрамор, он, скорее, звенящая сталь. Зигфрид фон Фейхтвангер под трудностями словно переплавлялся заново, а затем делился жизненными силами с угасающим Тевтонским орденом. Вот он, великий магистр Немецкого ордена,
отлитый в металле. Памятник стоит в замке Мальборк, который фон Фейхтвангер сделал резиденцией великих магистров с 1309 года.
Тевтонский орден при пятнадцатом великом магистре словно родился заново, поход за походом лишь убеждали в собственной непобедимости. Старая идея «Drang nach Osten» набирала обороты...