Джеймс Холл. Юнгианская интерпретация сновидений

Feb 07, 2014 19:57


Что меня удивило больше всего?
Обилие примеров с пояснениями. Скажем, бросающим курить зачастую снится, что они с сигаретой - это типичный сон, он говорит о том, что Эго привыкает "серьезно, как это я больше не курю?!" Тревожащимся снятся сны про экзамены. Сны про зомби это не мода )), а достаточно старая тема - хоронить какие-то отношения (возможности).

Раскрывает ли книга заявленную тему?
Да. Это, фактически, сонник по-научному. Здесь много примеров снов с интерпретациями и пояснениями, как они трактуются. Есть несколько подходов, как можно трактовать например:
- опираясь на юнгианский подход к структуре психики. Тогда у нас есть Тень ("я был тайным агентом..." с. 83), есть Персона (на нее указывают обычно одежда или выбор роли в во сне (с. 81). Голос Самости это, как вариант, глас бога во сне (с. 86).
- а можно трактовать, опираясь на архетипы (в книге заодно разбирается про комплексы и архетипы - как это соотносится и что с этим делать)
- а еще можно трактовать по характеру сна - по мотивам. Скажем, мотив инцеста: "инцест, увиденный во сне, необязательно имеет негативный смысл. Прежде, чем перейти Рубикон и взять Рим, Цезарь увидел во сне, что он совершает инцест с собственной матерью. Этот сон можно было бы интерпретировать ...как указание на то, что "мать" - Рим - примет его радостно и без сопротивления. (с. 90).
Вообще, психика часто выбирает тему секса в снах как способ выразить некое послание, поэтому секс стоит интерпретировать, обращая внимания на обстоятельства. Скажем, в одном сне, где девушка умоляла мужчину о сексе "в последний раз", ключевое -тема последнего раза - что-то в ее жизни заканчивается, безвозвратно меняется (с. 48). Связав с другими обстоятельствами, специалист пришел к выводу, что пациентка выздоравливает.

В книге есть рекомендации как трактовать сны. "Лучше всего сначала найти пусть поверхностную, но полезную интерпретацию, которую после анализа следующих сновидений можно будет изменить..." (с 28). Согласитесь, очень рабочий, практичный и удобный подход.))
Как всякий юнгианец, автор избегает категоричности, поэтому практически единственное правило в книге хочу процитировать полностью:
Общее правило может звучать приблизительно так: чем ближе конфликт в сновидениях подходит к конфронтации на межличностном уровне, тем вероятнее, что он приближается к точке возможного разрешения. В серии сновидений иногда можно увидеть эволюцию, которая начинается сценами
1) борьбы с примитивными силами и существами, например, хищниками в джунглях, космическими пришельцами, участия в локальных сражениях. Эта борьба переходит в сцены
2) с более локальным конфликтом, таким как гражданская война, означающая потенциальное еднство двух сражающихся сторон психики и, наконец, завершается сценариями
3) с нелетальным конфликтом, происходящим в рамках определенных правил, которых придерживаются обе стороны, например, атлетические соревнования и разного рода игры между двумя командами (с. 71)

Почему я решила перечитать эту книгу?
Сначала, признаюсь, она на меня произвела впечатление немного занудной - вы видите выше, как любит изъясняться автор. А еще сама работа начинается с пояснений, что есть комплексы и архетипы, о чем каждая часть структуры психики у Юнга, не самая простая тема. Но, если идти дальше, то становится намного практичнее. После первого прочтения я осталась с впечатлениями-обрывками "а вот такие сны вот так можно интерпретировать" и только со второго раза стала понятна картина в целом.
Советую сначала читать главу 7 "Общие мотивы сновидений (что значат во сне здания, автомобили, змеи и пр) или 4 "Сон как диагностический инструмент (как в снах отражается депрессия, тревожность, психозы, физиологические проблемы и тд) и только потом остальные, где примеров меньше, а теории больше. Мне кажется, куда проще пойти от конкретики к теории, особенно , если у вас нет за плечами багажа теории по интерпретации снов.

Что мне показалось особенно актуальным?
Позиция автора. Очень деликатная и одновременно очень рабочая.Только с биноклем можно высмотреть следы обычных аналитических баталий, например, на тему "Должен ли психоаналитик знать, что Земля вращается вокруг солнца?" или "Что делать с религиозными убеждениями в анализе?". Автор по первому вопросу достаточно деликатно намекает, что все знать нельзя и лучше не пытаться, а по второму предлагает пример из практики, об уходе от интерпретации сна пациентки, которая увидела Деву Марию (с. 74)

С чем я не согласна?
Что надо писать таким суровым языком. Подглава "Амплификация сновидений" - концентрат осторожности и тумана. "Нежелательное и даже опасное воздействие избыточной амплификации архетипа обусловлено очарованием бессознательных образов и их архетипических смыслов..." (с. 88) О_О Сможет ли читатель с улицы понять, что речь, скажем, о риске обострить ситуацию у шизофреника, пойдя за его фантазиями о величии или спровоцировать психотический эпизод у женщины, севшей на диету? Нет, это подразумевается. Юнгианские аналитики иногда такие коты )) Поэтому, если какой-то абзац вызывает вопросы - смело пропускайте.

Кому бы я рекомендовала книгу?
Всем, кто видит сны, запоминает и с интересом думает о них. Эта книга позволит ускорить и углубить процесс личностного роста, придав ваших снам новую глубину.

рецензия, психологическая грамотность

Previous post Next post
Up