Grenadier-Bataillon von Rathenow 1/23 в 1759 году.

Dec 31, 2014 21:14

Гренадерский батальон фон Ратенова 1/23 в 1759 году.
Батальон образован летом 1756 года при мобилизации армии. Еще 25 июня командиром батальона, в состав которого должны были войти по две гренадерские роты от пехотных полков Винтерфельда IR1 и Форкада IR23, был назначен майор фон Бандемер, бывший ранее капитаном в полку Форкада. Оба материнских полка, выделивших роты, имели кантоны в Бранденбургской марке, а их гарнизоны были расположены в Берлине и его пригородах: полк Винтерфельда IR1 стоял в районе вокруг Нойен Маркт (Neuen Markt), полк Форкада в Королевском и Шпандауском форштадтах (Königsvorstadt и Spandauer Vorstadt). Несмотря на близкое расположение полков, роты были собраны вместе в Берлине только 28 августа, за день до выступления в поход.
Весной 1757 года умершего фон Бандемера сменил майор фон Ведель, а батальон был укомплектован по новому штату (штат новой стопы - neuen Fuß) и стал насчитывать 754 человек без плотников. В кампанию 1757 года участвовал в битвах при Праге, Россбахе и Лейтене. В 1758-м году в битве при Цорндорфе, 25 августа погиб командир батальона майор Ведель. Вместо него, вероятно, временным командиром стал старший офицер батальона - майор фон Ратенов из полка Форкада IR23. Под его командой батальон участвовал в битве при Гохкирхе, а с 17 декабря 1758 года он был утвержден в должности командира батальона.
Иоахим Фридрих фон Ратенов (Joachim Friedrich von Rathenow) родился в 1707 году в Уккермарке. В 19-ть лет поступил на военную службу в полк Форкада IR23. Участвовал в сражениях при Мольвице, Гогенфридберге и Сооре, а в 1748-м году был произведен в капитаны и получил шефство над ротой. Во время Семилетней войны участвовал в сражениях при Рейхенберге, Праге, Россбахе и Лейтене. В Лейтенском сражении, будучи капитаном и командиром роты в батальоне Веделя 1/23, был ранен. В январе 1758-го года был произведен в майоры, с 25 августа, после Цорндорфа, временно возглавил свой батальон, а 17 декабря был утвержден в должности. Ратенов особенно отличился 15 августа 1760 года в битве при Лигнице, за что король в тот же день произвел его в подполковники, наградил орденом Pour le merite и 1000 талеров. В битве при Торгау, 3 ноября 1760 года, был ранен, а в феврале 1761-го года был произведен в полковники. В 1762 году, в ночь с 8 на 9 апреля Ратенов во главе своего батальона был атакован при Гретене (Gräthen) в чистом поле 4000-ми человек вражеских легких войск и держался три часа с большим мужеством. В этом бою он получил смертельное ранение, от которого умер 16 марта того же года. Ратенв считался способным офицером, его смерть вызвала сожаление короля, который назначил пенсию его вдове. Из шести детей Ратенова четыре сына впоследствии служили в прусской армии.
Весной 1759 года батальон был пополнен до полного штата и располагался в Силезии в составе главных сил короля. 10 июня вместе с войсками короля он занял укрепленный лагерь при Шмоттсейффене (Schmottseiffen) к северу от Исполиновых гор (Riesengebirge). В этом лагере король контролировал сообщения из Лаузица в Силезию, ожидая развития событий, впервые за всю войну отдав инициативу врагу. Австрийский фельдмаршал Даун расположил свои главные силы вдоль Нижне-Силезской границы, чтобы угрожать пруссакам у Шмоттсейффена и позволить корпусу Лаудона соединится с русской армией. Восточный корпус пруссаков под командой генерала Дона не смог сдержать продвижение русской армии и, кроме того, 23 июля был разбит в битве при Пальциге (Кайе).
Вслед за этим принц Генрих отправился из Саксонии с большей частью своих полков, чтобы помешать соединению русской армии Салтыкова с австрийским корпусом Лаудона. Однако, сам король принял командование над прибывшими полками и восточным корпусом, взяв в свои руки управление операциями против этих врагов. Его главные силы, ядро армии, командование над которыми принял принц Генрих, а вместе с ними и батальон Ратенова, оставались в лагере при Шмоттсейффене в Силезии. После катастрофы при Кунерсдорфе, принцу Генриху, без единого сражения, одними лишь искусными маневрами и маршами, удалось удержать фельдмаршала Дауна от соединения с Салтыковым и таким образом вытащить старшего брата из пропасти. В конце концов, он также и в Саксонии принудил австрийскую и имперскую армии к бездеятельности. В этих маневрах в Лаузице и Саксонии в сентябре-ноябре 1759 года участвовал и батальон Ратенова.
За всю кампанию 1759-го года батальон ни разу не вступил в бой, сохранив свои опытные и испытанные кадры. Тяжелые и невосполнимые потери, понесенные прусской армией в 1759-м году, вызвали ухудшение качества личного состава. Части, все еще сохранившие свой кадровый состав, в кампанию 1760 года приобрели еще большее значение, даже если они и состояли на треть из рекрутов своих кантонов. К числу таких частей принадлежал гренадерский батальон Ратенова и его материнские полки Латторфа IR1 и Форкада IR23, также мало пострадавшие в 1759-м году. С ними король все еще мог пойти на высокий риск новых сражений.
Униформа гренадерских рот полка Латторфа IR1.




Униформа гренадерских рот полка Форкада IR23.



Пруссия, 1759, 18 век, гренадеры

Previous post Next post
Up