Слабоумие и отвага

Jul 04, 2014 23:03

(пост с таким заголовком рано или поздно должен был быть написан)

Вернулись из водного похода. Ходили вчетвером с мелкими. Спонсором мероприятия выступили Саши, предоставившие нам надувную байдарку Скаут =)

Изначально не собирались идти экстремально одни, но со всеми, кого звали, случились какие-то накладки: то даты отпуска не те, то слишком долго тупили с приглашением, в результате после моих долгих уговоров муж согласился идти одним.
Фоточки не привезли ни одной, потому что большой фотик не помещался ни по весу, ни по объему - у нас каждый грамм был на счету, мыльницы у нас нет, а телефон сел еще в Москве.

Выбрали Сяпсю-Шую, как самый детский, популярный и богатый насаленкой маршрут, к тому же у меня на нем был незакрытый гештальт.

Подробности .

В день перед поездом перепаковали байдарку из неудобного тайменевого чехла в более ухватистый тритоновский, собрали вещи - кроме двух наших больших рюкзаков (кстати, 120-литровому надо бы подобрать замену, а то он и не помещается нигде, и слишком тяжелым выходит) и байдарочного пришлось увязать еще сумку с пенками и спасжилетами. Я в шутку предлагала лучше взять чемоданы на колесиках, но вообще оказалось, что можно бы было так и сделать, вся заброска-выброска была на машинах.
Распечатали билеты и лоцию - как назло, самая свежая и подробная именно в тот день оказалась недоступна, да еще пришлось срочно искать драйвера принтера. Я еще параллельно доделывала кое-какие долги по работе.
Отвозила нас наша няня. Мы, наивные пользователи метро и трамвая, решили, что выехать за два часа на вокзал, который находится от нас в двух остановках метро - это с боольшим запасом. Тогда-то у меня и села батарейка в телефоне - в безнадежных попытках найти маршрут, на котором нет пробки. Влетели на вокзал с рюкзаками за 20 минут до отхода поезда, надо сделать еще одну ходку за детьми - и тут транспортер аппарата, просвечивающего сумки, застревает как раз на наших рюкзаках. Пока дежурная тупила, пока перезагружала машину - в общем, вскочили с детьми в вагон буквально на последней минуте.

Туда ехали в купе с большим комфортом, четвертое место оказалось не выкуплено. Проводница, кажется, очень впечатлилась тем, как мы распихали все наши шмотки по багажным отсекам (да, большой рюкзак пришлось наполовину разобрать). Оказалось, что в фирменном поезде к месту в купе прилагается коробочка с бутербродом, водой и печеньками - дети их радостно вскрыли, и это их заняло на остаток вечера.

Машину заказали еще из Москвы - и очень правильно, никто к нам не подходил с предложениями довезти, видимо, дело в том, что это было утро пятницы, а не субботы. Приветливый водитель довез нас до двух мостов чуть ниже деревни Сяпся.
Пока подъезжали к Петрозаводску, закапал дождь, к тому времени, как пора было выходить, он перешел в ливень, и поливал всю дорогу до места стапеля. Макс, едва выйдя из поезда, первым делом уселся в лужу, а Ванька замерз - пришлось прямо на вокзале частично переодевать детей в "мокрое".

Начинали разбирать рюкзаки с неприятным предчувствием, даже заранее обсудили с водителем альтернативные места выброски выше по течению, чем основное. Но к тому времени, как загрузили байдарку, уже вовсю светило солнце. Макс с удовольствием кидал в реку камушки и палочки, увлекся до того. что забрел в воду по пояс.

Влет и, кажется, не очень чисто прошли три переката и сразу за ними увидели на правом берегу шикарную стоянку, даже со своим родником. Посмотрели на часы - было начало четвертого - и решили немного изменить загрузку и идти дальше.

Угреблись на извилистом плесе, тянущемся до ЛЭП, даже переспрашивали у рыбаков на берегу (которых великое множество), далеко ли еще. Зато множество желтых ирисов и кубышек, красота! Плавают уточки, не то гоголи, не то чирки (ниже по Шуе, у Большого Толли к нам совсем близко подплыла кряква с утятами).
Под ЛЭП несложный перекат, сразу за ним справа отличная стоянка на высоком берегу, в соснах и черничнике (у нас он только отцветал, приходите ближе к концу июля =) Макс бегает к обрыву и пытается разобрать каменку бани, Иван ноет о том, как хочет домой.

Второй день - с утра ясно, только небольшие облачка. Прошли порожек под Маниным мостом (под правым пролетом) без особого труда. Видно, что, несмотря на дождливое лето, вода низкая - несет не сильно, прошли, не пригибаясь, хотя сидим в воде выше, чем каркасная байда. Теперь я сижу впереди с Максом, его пугают брызги.
За порогом перекусили, выдохнули и погребли двадцать или сколько там километров плеса. Порог Горбункоски - серия из трех простых перекатов, все прошли в правую протоку. Порог Сарикоски - один такой же перекат, тоже прошли справа. За обоими - некоторые подобия стянок. Везде множество следов жизнедеятельности бобров, поваленные, клонящиеся и подточенные деревья, есть и хатки. Начал накрапывать дождь. Лорган придумал для вычисления расстояния отсчитывать правые и левые притоки реки, это нас и поддерживало. На стрелке последнего левого притока стоянка, но мы решили уж грести до озера.
Как раз когда вышли в озеро, дождь прекратился, и за нашими спинами встала шикарная двойная радуга. Поплыли к ближайшему желтому пятну на берегу, которое оказалось весьма приятной стоянкой. Песчаный пляж, очаг и чурбачки для сидения, много плавника для костра. Ванька пилил дрова (то есть в основном мешал это делать нам), Макс носил сухой камыш на растопку. Костер уже вовсю горел и мы наслаждались редкими минутами покоя и тупняка, а дети все носились с палочками и веточками.

Третий день. Наутро Макс возобновил свою игру в кидание камней, Ванька к ней присоединился, меня подключили добывать материал для кидания (или так, или дети через некоторое время оказываются по пояс в воде, а она все-таки холодная), Лорган собирается один. Вышли в озеро, поменяв детей местами по просьбе старшего. Солнце сияет во всю мочь, у меня разболелась голова, Макс устроил скандал и требует к маме. Пришлось подгребать к берегу в какие-то камыши менять детей местами. На мысу перед входом в Шую стояли какие-то водники - первые, встреченные нами в этом походе.
Прошли немного и встали на очень красивой стоянке на левом берегу - с цитатой из Есенина на табличке и целой поленницей дров, сложенной под столом из половинок бревна. Я уползла в палатку страдать, дети бесновались и скакали по мне, а Женя занимался лагерем. В переход по озеру под ярким солнцем у нас всех слегка обгорели лица, а у меня еще и кисти рук, но хорошо, что погода была не такой, как на следующий день.

В четвертый день проснулись под звуки дождя. Собирались ме-едленно, мимо прошла группа из трех каякеров, которые заметили: "О, тоже с маленькими детьми". До сих пор интересно, действительно кто-то еще там-тогда был, или это их мы миновали на мысу, а они сразу нас не опознали.
Дождь то утихал, то начинался снова, дул сильный ветер, ровно противный, волны были изрядные. Мы наконец догадались посадить детей лицом к себе - Ванька играл с Женей в слова, Макс поедал сушки, так потихоньку преодолели шесть шивер и дошли до Киндасова. Все, кроме Максика, ужасно замерзли, но пока проходили через деревню, слегка развиднелось, Макс ужасно радовался пролетавшим здоровенным чайкам (которых на Шуе множество) и о плане встать как можно скорее мы как-то забыли. Меня еще очень соблязнял вид какого-то гостевого дома с причалом, но когда я подумала о том, что понадобятся же деньги, а деньги в рюкзаке, а рюкзак в герме, а герма подо мной и пристегнута, то не стала даже озвучивать свое желание.
Поплыли дальше, на стрелке Святреки увидели отличную высокую стоянку, но она смотрела прямо на дачный поселок на другом берегу, так что мы поплыли дальше (забегая вперед скажу, что к концу похода до меня внезапно дошло, что по крайней мере на этом маршруте, где помнится мои спутники по прошлому походу очень опасались ужасных страшных местных, эти местные не меньше напрягаются на ужасных страшных туристов). Отчет, по которому мы шли, обещал через пару километров небольшой перекат, а сразу перед ним и за ним отличные стоянки.
Пара километров оказалась по плесу, с сильным противным ветром и под проливным дождем, мы опять замерзли и уже довольно сильно устали. С переката мы съехали, а стоянок так и не увидели. От отчаяния стали причаливать ко всем участкам, где можно причалить, и все-таки нашли запрятанную в глубине леса стоянку в ельнике, правда, берег там сразу обрывался в глубину, разгружать и грузить пришлось, наполовину втянув на берег. Было немного обидно - все предыдущие стоянки были шикарные, а тут вдруг такое разочарование.
Я затолкала детей в палатку, греться в мокрых спальниках (мы слишком поздно осознали, что все наши самые большие гермы подтекают, в результате пострадали рюкзаки, цивильная одежда и - регулярно - спальники, хотя мы каждый раз складывали их в другую =) В тот момент - то ли из-за погоды, то ли из-за окружения (как по пословице - ...а в еловом лесу - удавиться) мне казалось, что "все пропало".

Но утром пятого дня дождь перестал. Мы надели на детей кроме спасжилетов еще и каски, так что они совсем стали похожи на маленьких космонавтиков, с горем пополам загрузились и отчалили. Мы ужасно стремались предстоящих нескольких порогов, по утверждению лоций - второй категории.
Но сперва увидели едва заметный сливчик, куда слабее вчерашнего, над которым нас дразнила великолепная, оборудованная, приветливая стоянка, до которой мы вчера не дошли минут пятнадцать.
Первый из обещанных порогов, Хаабакоски, обещал резкие повороты и сильный прижим, и мы уже задумались об обносе и уж точно собирались его предварительно просмотреть. Его приближение должно было предваряться третьим появлением в поле зрения вышек близлежащей воинской части, но то ли мы были невнимательны, то ли первое их появление было еще вчера, когда видимость была слишком мала из-за дождя, но когда после второго появления вышек впереди показалось какое-то бурление, мы смело направились вперед, а это оказался порог. Прошли саму шиверу по струе совершенно чисто, но когда река разделилась на два рукава, что-то затупили, куда плыть, и стали огибать остров не с той стороны, в результате пришлось проталкивать байду по камням вручную. Вокруг порога, и выше и ниже, множество старых поломанных плоскодонок - некоторые уже вросли в берег, некоторые, кажется, довольно новые, прямо остров погибших кораблей.
Пристали к стоянке с банькой на, как нам показалось, ближнем конце острова. На стоянке обнаружилась тропинка наверх, где отыскалась оборудованная стоянка с отметками на столе от групп за последние десять лет и с пристроенным в ветвях сосны деревянным панно - схемой чьего-то похода. Место оказалось не островом, а мысом на стрелке реки Кутижмы, которая до слияния течет почти навстречу Шуе. Попытались просмотреть следущий порог, но тропинки не нашли.
Иванище придумал игру в путешествие, которая заключается в том, что он берет Максима и вмете с ним уходит по тропинке куда-нибудь далеко, пока мы не начинаем встревоженно орать: "Назад!" Тогда нужно, бежать нам навстречу (обычно, бросив брата выбираться самого). Решили от греха подальше отплывать поскорее.
Порог Кутижмский прошли легко и с удовольствием, но тут заслуга больше не наша, а байдарки, один раз проскочили над здоровенным камнем, сидели бы ниже - нас как минимум развернуло бы. Дети вошли во вкус порогов, Макс смеется, Ванька вопит.
Дальше Питкакоски с валами до метра, как было сказано в отчете, и протяженностью 1,5-2 км. Прошли через валы к восторгу детей и дальше по струе зигзагами. Весело, но несколько утомительно. После порога пришлось переодевать младенца, для этого пристали к берегу в случайном месте, не заметив места для причала на островке ровно напротив, потом только успели отплыть, как впереди показался Большой Толли. Несмотря на вторник, ближайшая стоянка (с деревом, увешанным сапогами и тапочками) оказалась уже занята, стали на второй, совсем вплотную к Матросам (и очень кстати, там оказалась годная дорога). Тем временем нас догнали позавчерашние каякеры (так и не могу понять, где они везди свой скарб, в каяках же практически нету места). На стоянке напротив, коммерческой, тоже был народ, еще одни рафтеры приехали поздно вечером на машине и давай кататься. Представляю, что там творится в пятницу-субботу, вот на нашей стоянке оказалось аж два очага, несмотря на близость к населенке.
Можно было, в принципе, идти дальше, там еще много интересного, но, во-первых, тяжело обноситься с двумя детьми, которых нельзя оставить одних, во-вторых и в-главных, решили не искушать судьбу, и раз уж план выполнен раньше срока (ну на самом деле мы просто недооценили скорость течения Шуи), вызвали машину на день раньше и забронировали номер в гостинице. Скатились по разу с правого слива (таскать байду все же оказалось тяжеловато), я закрыла гештальт и предала давний привет от Остинг.

Наутро дети были ужасно разочарованы, что мы никуда не плывем, а напротив складываем байдарку. Собрались вовремя, машина приехала практически минута в минуту, и мы отправились в гостиницу мыться, частично стираться и заказывать экскурсию.
По дороге водитель рассказал про войны дачников с туристами - что до недавних пор на въезде в поселок стояли то ли ворота, то ли шлагбаум, и только когда кто-то открыл мини-гостиницу, стало возможно проехать не членам товарищества. В общем в чем-то понимаю дачников (пока мы складывались, приехала еще компания рафтеров кататься и вопить), но все-таки Большой Толли не их собственность, и хорошо =)

Экскурсию мы выбрали на Кивач - отчасти потому что поездка на Кижи нам показалось слишком дорогой, отчасти потому что погоду обещали дождливую - и, пожалуй, зря. Экскурсия оказалась ужасно долгой и бестолковой - сначала нас потащили взбираться на гору Сампо - дети немедленно захотели идти без ручки сами, а часть маршрута оказалась для Макса непроходимой. Заезд в Марциальные воды тоже довольно фейловый - не зашли ни в музей, ни, главное, в петровскую церковь, зато кучу времени было отведено на местные сувениры из шунгита, который недавно открыла для себя альтернативная медицина. Ну хотя бы водопад Кивач детям понравился - но из-за десяти минут удовольствия (ну ладно, там еще музей природы маленький, но вполне годный) потеряли весь день на езду туда-сюда под размышления гида на тему этно-генетического состава местного населения и русского народа в целом, сводившиеся к тому, что финно-угры - мирные и хорошие, а славяне - агрессивные и плохие. Ну хотя бы попутчики попались достаточно приятные, три средних лет дамы и одна девочка аж из Владивостока, вольные туристки.
В результате не успели ни поесть нормально (кафе "Кивач" очень понравилось атмосферой, но поесть мы успели только то, что можно приготовить совсем быстро), ни в книжный, ни толком за сувенирами (я вообще рассчитывала на лотки у водопада, но в этот раз там не оказалось практически никого из-за конфликта между администрацией и сувенирщиками).
Зато в поезд садились не в адской запарке. Ехали в вагоне с целой ордой подростков из какого-то летнего лагеря, но те оказались вполне мирными. Дети спали отвратительно, зато в Свири мне досталась копченая рыбка, и в общем поездка, кажется, получилась вполне удачная.

Из снаряжения - ну кроме, конечно, рафтмастеровского Скаута (надо бы что-то подобное завести свое) - на удивление хорошо показали себя декатлоновские флиски и мембранные куртки, а также детский спальник с rei.com. Нордфейсовские спальники ни фига не держат заявленную температуру, хотя воду отводят, конечно, неплохо. Типакрутая горелка MSR ("пользуйтесь только баллонами MSR!") оказалась без автоподжига, а когда к ней прикрутили родной баллон, то на радостях прожгла собственный ветрозащитный щиток. Зато мощная =) Но комплект катрюлек той же фирмы впечатлил меня куда больше - уж очень удобно все друг в друга вкладывается. По раскладке мы изрядно промахнулись в большую сторону в смысле круп, печенья и прочих углеводов, а вот мяса-колбасы взяли маловато. Надо будет учитывать в будущем.

правдивые истории, ужасы родительства

Previous post Next post
Up