Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты - богослов .
Первое , что можно вспомнить .
Свт. Афанасий Великий
Ст. 2, 6 Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь
Став выше человека, презрел я все человеческое. Ибо исступление означает изменение. Сказав: благоугожду Господу (Пс. 114,8), потом увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг я себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего
Неоднозначно и однобоко .
Есть Церковь и церковь .
Думаю не надо смешивать эти слова .
Да , западные так сказать "либеральные богословы" имеют своё направление мысли .
Интеллектуальное богословие от ума .
Уминский , Кураев у них определенный вектор и акцент веры и понимания Евангелия .
Чтобы понять их правду и ложь необходимо читать классических святых отцов Церкви.
И конечно же Евангелие .
Их стиль более для интеллигенции, интеллектуальной прослойки верующих.
У каждого проповедника как то Сысоев , Стеняев , Смирнов ( заметь на букву С фамилии 😂) свой слог и своя версия- стиль христианства .
Поэтому классика святых отцов Церкви это наше всё ...
Отчасти я согласен с анализом - мнением, но он имеет налёт категоричности и заказухи типа .
Либо последствия от русской церковной пропаганды - политики .
Мы русские с нами Бог , Москва третий Рим .
Во многом я согласен с Уминским и с Кураевым .
Мне всё таки ближе Стеняев и его понимание веры.
Шмеман на мой взгляд более технари и болтуны чтоли .
Это определенный уровень , настрой ума .
Много правильных , красивых слов и мыслей .
По плодам вы узнаете их .
Ещё был Булгаков , Флоровский , Флоренский.
Религиозные философы .
Вообще русское современное псевдобогословие измельчало , с привкусом коммунизма и социализма в стиле Швондера и Шарикова ...
Мне же однозначно ближе и роднее Иосиф Исихаст , Тихон русский, Паисий Святогорец, Фаддей Витовницкий .
Так сказать Афонская школа мысли- святости .
А то , что женщина перестала ходить в церковь... Тут вопрос в ином , Обида и разочарование типа .
Конечно они " иноагенты" для русской политической церкви ...
Критикуют систему - идеологию показно церковнойРоссии.
Это театр - игра , фарс , пафос, лицемерие, имидж , политтехнологии .
Тут управленческая связка Кирилл -Путин , режим власти правления , мной она не очень принимается и не близка моему устроению .
Мне ближе по духу Серафим Саровский .
Опять же повторюсь , мне роднее и понятнее Афонский дух, Афонская святость с их теорией и практикой.
Иисусова молитва , умное делание вне политики и экономики...
Авва Дорофей , Добротолюбие итд итп .
В целом Уминский он психолог , рационалист и педагог с налётом религиозно философских взглядов . У них есть , что перенять полезное , но брать , как истину и образец думаю не совсем верно и душеполезно .
Хорошо пишет С . Фудель .
Его слог взращен мученичеством и исповедничеством .
Вообще до революции был расцвет богословия в России .
Сейчас же упадок ...
И ещё...
Патриарх Кирилл - это не вся полнота Вселенской Церкви .
Патриарх Кирилл он не наместник Христа в России .
Патриарх Кирилл человек...
Имеет свои ошибочные суждения и когнитивные искажения .
А то что с них лепят безупречных и великих , то это достаточно легко и просто .
Культ личности , страх наказания , раболепие , невежество дают свои плоды .
А большинство верующего народонаселения дремучее и легко управляемо .
Разделяй и властвуй ...
Кирилл допустил ошибки , как человек .
Телевизор имеет свои душевредные плоды в пасении стада ...
Он уже многим заменяет и молитву и подвиги и учение святых .
Канал Союз , Спас творят своё воздействие и наваждение чар очарования ...
А кому все же интересно и важно разобраться , что такое настоящее аутентичное вне политическое христианство ?!...
Шмеман имел свой формат и стиль изложения .
Литургическое богословие ...
Чтобы понять оттенки богословия надо напитаться правильной теорией Святых отцов Церкви .
Изучать Христианство не по Уминскому или Кураеву , не по Шмеману или Меню...
А по Исааку Сирину , Григорию Паламе ...
Но , это пища уже для зрелого ума и желудка .
А так , Феофан Затворник , Игнатий Брянчанинов , Тихон Задонский , Оптинские старцы .
Резюме , вывод , заключение.
Мне не очень интересны современные частные богословские , их личные мнения без Духа Святого .
Речи от ума и образованности .
Более полезные и безопасны для души классические духовные наставления .
А современные технологии спасения имеют опасность прелести и увода в сторону .