Здесь я расскажу подробнее, на что же я решилась.
Чтобы получить сертификат Кембриджского университета, подтверждающий квалификацию преподавателя английского взрослым, требуется пройти курс длиной 120 часов. В программе курса теоретическая подготовка и практика преподавания. Теоретическая подготовка включает в себя языкознание и методику, практическая часть включает подготовку уроков, проведение, наблюдение за другими практикантами и опытными преподавателями, обсуждение увиденного и снова подготовку. Кроме того, требуется написать четыре письменных работы каждая длиной около 1000 слов на заданные темы. Никакого итогового экзамена на предусмотрено, практиканты оцениваются постоянно.
Курс распланирован на четыре недели с понедельника по пятницу. Начало занятий в 12.00, окончание в 20.00. Так предлагает выбранный мной центр
BKC-IH Moscow. Мир дому того человека, который в отличие от остальных придумал этот более-менее гуманный график.
С утра теория, в обед коллективная подготовка к урокам. Готовятся шесть практикантов, им помогает тьютор. Ближе к вечеру все, что узнали и подготовили, надо продемонстрировать. Каждое занятие ведут все по очереди. Один ведет, остальные практиканты и тьютор примечают сильные и слабые места. Провести часть урока требуется начиная с первого же дня, учебники на этих занятиях не используются.
Следующее утро начинается с разбора полетов. Каждый комментирует свою часть, что удалось, что нет, затем комментирует, как справились остальные. Тьютор оценивает каждого практиканта в части подготовки урока, проведения урока, анализа своей работы и работы остальных. Каждому выдается письменный отзыв.
Далее теория и все по-новой. Каждому требуется провести со студентами в общей сложности 6 часов в качестве преподавателя и еще 30 часов в качестве наблюдателя за товарищами. Еще необходимо около 6 часов наблюдения за работой опытных преподавателей.
Где-то в промежутках надо написать четыре работы. В моем случае они таковы:
1. Языковой анализ
2. План урока по чтению
3. Досье на студента
4. Оценка собственных слабых и сильных мест.
Кого же я буду учить? Зависит от центра подготовки. В некоторых центрах практиканты заменяют преподавателей в обычных группах, в других практику проходят в группах добровольцев. Для добровольцев эти занятия бесплатные, состав группы может полностью измениться к следующему занятию. Как будет в моем случае, я пока не знаю, но по письменным заданиям можно судить, что хотя бы люди будут одни и те же. В зависимости от страны группа может быть моноязычной, а может и мультиязычной. Было бы интересно попробовать поработать с теми, с кем общего языка пока нет, но думаю, что в Москве такой возможности мне не представится.
Каждый практикант получает письменные отзывы по всем аспектам своей деятельности на курсе. Как он себя проявляет, подробно оформляется тьютором. В середине курса тьютор меняется, это необходимо для объективности. В какой-то момент приезжает эксперт из Кембриджского университета и изучает все личные дела. Он проверяет полноту наблюдения и справедливость оценки. Критериев очень длинный список.
И каждый получает либо Pass, либо Fail. В случае, если практикант показал себя выше стандарта, он может получить Pass B. Если практикант показал свою исключительность, он может получить Pass A, это большая редкость.