Репортажи и интервью [
Архив интервью и репортажей ]
Монолог о монологе. "Медиа-поп" Иван Охлобыстин представил журналистам «Доктрину 77». Без скандала не обошлось
5 сентября в Москве, в "Интерфаксе", эпатажный актер, режиссер и священник РПЦ МП Иван Охлобыстин дал пресс-конференцию. Пришли все, кто хотел разведать, стоит ли идти на предстоящий 10 сентября на Большой спортивной арене Лужников литературный вечер отца Иоанна под названием "Доктрина 77". И не будет ли это чем-то вроде выступления западного христианского проповедника перед стадионом последователей. Отец Иоанн не отрицал, что "технологии одинаковые".
Иван Иванович, которого не раз обвиняли в расизме, кротко заметил: "Я не поведу толпы скинхедов. Не предполагается наличие представителей патриотических объединений, если они сами не захотят прийти послушать". При этом русский национальный вопрос будет, по его словам, одним из ключевых в "Доктрине 77".
По словам "медиа-попа", это будет монолог в течение 77 минут. Это именно то время, когда мозг, не уставая, в состоянии адекватно усваивать пакетную, тяжелую информацию, считает Охлобыстин. И это случайно совпало с числом 77. "Мы не берем Каббалу, которая считает, что на каждое слово есть 77 значений, и из них 76 неверные, - продолжил заштатный клирик. - Я предлагаю этот монолог, насколько возможно это выдержать, после чего я не обременяю далее собой людей, и люди это должны уже между собой обсуждать. Это изложение философского концепта, который называется "Империум" и состоит из 5 частей. Я высчитал дома, как это должно бы звучать, чтобы лишний раз не уточнять. 6,5 часов. Но за 6,5 часов можно человека утомить очень. Поэтому я буду основные тезисные вещи выкладывать".
Из пресс-конференции тоже получился в основном монолог. Аудитория вяло реагировала на слова, зато живо - на образ и жесты. Многочисленные фотографы спешили запечатлеть каждый взмах руки Охлобыстина. Его речь изредка перемежалась вопросами ведущего, который сидел рядом с ним, да парой-тройкой реплик "из зала". Чаще - смеялись особенно удачным шуткам выступавшего. С особенным юмором восприняли намерение Ивана Ивановича выдвигаться в президенты. Впрочем, он сам в этом вопросе оказался как никогда серьезен.
Начал отец Иоанн со смиренных извинений за опоздание и внешний вид - в помещении он остался в черной шапочке, невольно напоминавшей о его духовном сане. Истинные причины шапочки остались так и не раскрытыми, но были как-то связаны с тем, что, хотя музыки и плясок в Лужниках, по словам Охлобыстина, не будет, однако накануне отец Иоанн отчего-то 200 раз репетировал там под холодным проливным дождем сальто и кувырок через плечо. "Я понял, что ничего, в свои 45 тяну еще. Это после того, как 2 года не выходил на татами", - резюмировал он.
Потом сделал то самое заявление: "В ходе долгих размышлений мы пришли к убеждению, что я буду баллотироваться в президенты Российской Федерации. Я же вас завел?!" И продемонстрировал простенькие, стальные часы фирмы "Отис" с эмблемой "Доктрины 77". Момент демонстрации был специально растянут для набросившихся на Охлобыстина фотографов и мог бы восприниматься как ответ на образ дорогих часов Патриарха. Однако отец Иоанн поспешил заверить в своей полной лояльности священноначалию, когда отвечал на вопрос, что он делает, когда Церковь негативно относится к его начинаниям: "Церковь - единственный общественный институт, который можно называть таковым. Только Церковь как-то влияет на общество и помогает обществу. Церковь кормит старушек на паперти. Я люблю Церковь всем своим сердцем. Я странный человек. Я наделал много ошибок в своей жизни, но, тем не менее, Церковь для меня дело самое главное. Она создала мне семью, окружила меня добрыми, хорошими, самоотверженными людьми. Когда приходит какое-то пожелание от Церкви, я не прислушиваюсь к нему - я его выполняю. Я солдат".
При этом, когда вооруженные силы, с которыми у Ивана Охлобыстина "хорошие отношения", предложили ему подогнать в Лужники солдатиков для массовости, он им ответил: "Не надо солдатиков! Я хочу посмотреть, сколько людей хочет думать и готовы к тому, чтобы принять, обдумать и высказаться". Среди тех (немногих), кто уже купил билеты, по словам Охлобыстина, много семинаристов. Отец Иоанн заверил журналистов, что ему не нужно лишних цифр и он не добивается каких-то иных целей, кроме того, чтобы принести какую-то пользу Отечеству: "Я хорошо поел. Я хорошо поездил. Я любил красивых женщин, и, слава Богу, женат на красивой женщине, люблю ее беззаветно много лет, у меня шестеро детей".
Рекламная кампания "литературных чтений" обошлась отцу Иоанну, по его словам, в 20 миллионов рублей - это те деньги, которые он заработал за последние 2 года в масс-медиа. В распространении билетов ему помогают офисы "Евросети", а в рекламе - "Билайн", создавший специальный тариф "Доктрина 77", который передается по наследству, "как именная икона". "Это все мои друзья-энтузиасты, которым от меня нет никакой выгоды, а наоборот, может быть даже вред", - отверг Иван Иванович подозрения в том, что столь вычурно участвует в рекламе мобильных телефонов и сотовых операторов, намекнув на негативную реакцию в Кремле, которую может вызвать его намерение стать президентом.
То, что предстоящее мероприятие - именно "чтения", а не концерт, отец Иоанн неоднократно подчеркивал: "Я начинал с литературных чтений во МХАТе, эта традиция мне бесконечно нравится. Ну, напелись мы, "Поющие трусы" - уже дальше некуда, мы даже устали смеяться над этим! Люди готовы слушать, готовы думать, они понимают, что их выслушают".
А насчет своего намерения идти в президенты заметил: "Может быть, ничего и не произойдет радикального. Сейчас это выглядит не более чем смешно и не более чем самоуверенно. Но те, кто меня знают, понимают, что я обычно дохожу до конца и доделываю все свои дела. Одна журналистка задала мне вопрос: "Почему вы постоянно себя ищете в столь многих направлениях?" Я говорю: нет, это неправильно, вы не понимаете, я себя не ищу, а нахожу в очень многих направлениях. Я примерно представляю, какое количество беспокойств, издевательств, подстав и всего остального влечет такое самоуверенное заявление. Я знаю, что, скорее всего, после этого мне не следует рассчитывать на карьеру. Но, как говорится, дорогу осилит идущий".
Какова же предвыборная программа Ивана Охлобыстина? "У меня в будущем пойдет речь о консолидации всех славянских государств и создании нового государственного института. Мы же один народ, в принципе. Я так и не научился идентифицировать украинца или белоруса от русского. Евреев-то не узнаю, среди которых у меня много друзей. Но, тем не менее, я понимаю, что один народ должен быть вместе, и возможность эти связи упрочить для меня важна. Я должен сделать все, что не было сделано другими поколениями. У меня нет протеже, я сам себе протеже. Я все делаю сам и поэтому не могу упускать возможности познакомиться с мотивацией поступков Агамемнона".
Отец Иоанн никогда не скрывал, что по сути он монархист: "Этому основание не моя психическая нестабильность, а живая логика Платона и Аристотеля: подобное к подобному. Семья базируется на том, что отец главенствующий, мать содержащая. Следуя вот этой логике биологического развития, а семья является ячейкой общества, надо ожидать и того, что просто живой человек может быть не временщиком и не думать все 6 лет своего избрания, как остаться на следующие 6 лет". Для этого, по мнению Ивана Ивановича, лучше, чтобы президентский срок был не 6 лет, а хотя бы 14.
Снова и снова Иван Охлобыстин возвращался к тому, как может восприниматься его неожиданное заявление: "Привитые в последнее время печоринщина и скептицизм не позволяют нам высказываться, делают наше мышление узким. Мы боимся показаться дураками. А это глупость еще большая, потому что всегда есть человек сильнее, красивее нас, и не высказывать свое представление об окружающем - это значит: а) не быть исправленным, если ты неверно судишь, б) не поделиться, может быть, откровением. Это чистая логика".
При этом отец Иоанн подчеркнул, что не будет создавать теократическое государство, отрицающее достижения современной науки: "Бога можно познать только по Его творению. А это окружающий нас мир, который действует по тем же самым законам, по которым он создавался: химия, биология, физика. Поэтому одни из первых телескопов появились у наших оптинских старцев, которых сложно укорить в какой-то научной акцентуации".
Монолог отца Ивана Охлобыстина был несколько сумбурен, не всегда было понятно, говорит ли он о литературном вечере, или о предвыборной кампании: "Это абсолютно частный проект. Не знаю, было ли такое в истории России, когда человек оказался увлечен своими друзьями и соратниками, которые говорили: "Ну, надо, Ваня!" Все идет к хаосу. Мы примерно понимаем, что напряжение в обществе растет и беда может прийти из-за национального вопроса, но мы не понимаем, как выйти из этого тупика".
"Мы слишком растворились, мы слишком неконсолидированы, - продолжил он. - Есть вопросы, которые нужно обсуждать с другими нациями, и они к этому готовы. Мы с ними прожили тысячелетия, мы с ними воевали на всех уровнях, мы одно и то же. Мы смотрим фильм Шлёндорфа "Жестяной барабан", и там идет текст: "И тогда в наш город пришли русские", - и в подвал впихивается с автоматом казах. Тоже русский, ну как вот по-другому?!"
Отец Иоанн отдает себе отчет, что на выборах ему будет противостоять административный ресурс: "Высокие технологии делают этот процесс более скоротечным и опасным. На предыдущих президентских выборах, как и на думских и всех остальных, не были так развиты социальные сети. А представьте, что будет сейчас. Каждый второй опубликует в Твиттере, за кого он голосовал. Обязательно кто-нибудь посчитает сегмент процентного соотношения, насколько нас надурили. Как правило, дурят процентов на 70.
Я участвовал в политике, тогда это был чистый бизнес, я не скрываю этого, в те далекие звонкие 90-е было бы глупо этим не заниматься, это была одна из самых таких наваристых отраслей бизнеса. Но сейчас-то все будут знать, где врут, где не врут. Значит, нужно будет отвлекать. У нас нет небоскребов-близнецов, и вряд ли до нас Усама бен Ладен долетит. Каширку уже взрывали. У нас самый горячий вопрос - это национальный. Не решая его, им можно спекулировать".
Как же хочет Иван Охлобыстин решать национальный вопрос в России? "В силу просто харизмы моей нации на этой земле мы не будем победителями, - отвечает он. - Что есть моя нация, нужно осознать, уточнить. Мы тысячелетиями живем в таком смешении, мы созданы из разных племен. Почему мы так хорошо ассимилируем? У нас есть доля крови любого народа, окружающего нас, в той или иной пропорции. Мы понимаем эти народы на самом глубоком, подсознательном уровне.
Другие нации готовы интеллигентно, цивилизованно решать насущные вопросы - но не с кем, русских-то нету! Нас объединяет одно - гвардейские ленточки, у всех воевали отцы и деды. Я, например, ее вообще не снимаю. Такого же рода нужна и системная самоидентификация народа, чтобы, проходя мимо по улице и видя знак, один из элементов, что тоже русский идет, не в ущерб другим нациям, но все-таки ты будешь чувствовать приятное чувство, что ты не один. Мало-помалу мы перестанем стесняться, что мы русские, говорить о наших швейцарских корнях или еще о чем-то и бравировать этим.
Почему мы должны стесняться? У нас добрый, хороший народ. У нас есть своя национальная идея, она гуманнее, чем все остальные. Диковатей внешне выглядит, но гуманней. Кто читал мою работу "Великая национальная русская антиидея", понимают, о чем я говорю.
Мировая идея любой нации - это мировое господство. Только у одной нации - у нас - это не допустить достижения мирового господства ни одной другой нацией. Мы смотрящие. Те самые джедаи, которые приглядывают, чтобы окончательно мир сам себя не сожрал. И мы удачно справлялись с этой задачей. Бога можно познать только по творению. Проанализируйте, как развивалась Россия в эпохи ее процветания, в эпохи ее закисания и упадка. Эпохи упадка - это эпохи стабильности. А эпохи форс-мажора, когда мы с этой идеей спасения мира в ненавязчивой, ненарочитой форме доминировали, мы расцветали. Расцветала наша экономика. Мы не можем жить для себя. В нас слишком много кровей, мы слишком пассионарны.
Мы не научились шить штанишки, не научились делать машины. Парадокс, у нас золотые руки, столько специалистов, готовых работать даже без денег, лишь бы получилось. Почему? На генетическом уровне неинтересно, если это не связано со спасением всего мира. Вот неинтересно, из-за этого у нас все это и не идет".
Когда Ивану Охлобыстину задали вопрос, будет ли он голосовать на предстоящих парламентских выборах, он отреагировал бурно и радикально: "Госдума что хорошего сделала за все время своего существования, кроме того, что она лоббировала интересы той или иной отрасли, как правило, сырьевой?! Мы же ничего не производим, мы продаем, мы же насилуем мать-природу так, что скоро она нам скажет "нет" окончательно. Госдума только пожирает деньги. Мы кормим толпу паразитов. Конечно, я не считаю всех там таковыми, но я считаю этот чиновничий институт бессмысленным. Этот ресурс можно пустить на восстановление военно-промышленного комплекса, что автоматически за собой повлечет восстановление металлургии и всего остального, тяжелой промышленности. У нас все под это было заточено, у нас такая страна".
То, что в России полиции больше, чем военных, по мнению Охлобыстина, "наводит на печальные размышления, с кем же, собственно, собираемся воевать". Положение армии вызывает у него особенно горестные мысли: "То, что выброшены на улицы миллионы людей, многие из которых удостоены высоких наград не по юбилею, а за реальные подвиги, это безобразие. Есть такая поговорка: "Если ты не кормишь свою армию, то в скором времени будешь кормить чужую".
Иван Охлобыстин считает, что необходимо прежде всего восстановить военно-промышленный комплекс: "Не потому, что мы воинственные, а потому, что, по моему убеждению, у каждого народа есть своя национальная идея". И идея эта, по мнению отца Иоанна, "все, что связано с ВПК": "Да, мы готовы, ура-ура, лишайте нас всего, не дайте нам есть, нам все равно, как мы одеты, но мы ответственны за весь мир для сохранения белого цвета, а он должен быть представлен во всем спектре, во всей цветовой гамме. По вопросам взаимоотношения полов, слава Богу, у нас нет прогресса, как у остальных стран. Вот сколько в Европе - 5 сейчас введено полов. Ну, странновато. И еще взаимоотношения с родителями".
Под конец Иван Охлобыстин коснулся вопроса многоконфессиональности в России: "Вера. Сложный вопрос, я его не обсуждаю, это задача специалистов. Я ортодокс, но я также уважаю буддизм. Церковь создала мне семью, но при этом я никогда не решусь анализировать канонические институты религиозные, представители которых испокон века проживали на этой территории. Я их уважаю. Я люблю идеалистов.
Мой папа в свое время был убежденным коммунистом - не задумываясь, дал мне 14 рублей 77 копеек на крещение на Соколе, в храме Всех Святых. Он мне даже вопрос не задал. Он вложил в идеализм, он понял, что если я такой, значит первое, чем я буду руководствоваться, это не попыткой подбить под себя, как хомяк, окружающий мир для пользы бессмысленной, утопить свою жизнь в накоплении, а следование некоей идее. А следование идее может быть только по максимуму. И поэтому он профинансировал мои крестины. Для него это довольно странно, надо было знать моего папу, он прошел все войны, начиная от испанской, причем с одним из самых серьезных военачальников - генералом Родимцевым, которого очень не любили представители идеологического отдела. Он считал, что раз в квартал любой офицер штаба обязан ходить в штыковую атаку наравне с рядовым составом. Он был дико непопулярен среди руководящего состава и дико популярен среди солдат, которые готовы были умирать за него. Он для них был воплощением Родины!"
По всей видимости, таким же воплощением Родины хочет быть для россиян и Иван Охлобыстин.
Феликс Шведовский,
"Портал-Credo.Ru"
http://www.portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=1483