Как обычная велопокатушка выходного дня превратилась в увлекательный квест по местам моей юности, Вы узнаете прочитав этот рассказ.
Фото автора.
В эти майские праздники любителям активного отдыха не повезло - разыгралась непогода. Впрочем, такое случается почти каждый год. Помню, в прошлом 2023 году на 9 Мая, так же дул ураганный ветер и было довольно прохладно. Я, тогда, выехал на трассу с намерением хорошо катнуть, но меня чуть не сдуло обратно в лес встречным потоком ветра. Пришлось вернуться в город и кататься там.
В этом году праздники растянулись на четыре дня и я сидел ждал погоды. Между дел, часто подходил к настенному манометру и постукивал ногтем по стеклу, что бы отследить, как стрелка откланяется, вверх или вниз. Кстати, советую всем велосипедистам обзавестись таким прибором для измерения атмосферного давления. Он наглядно показывает, какая погода ожидается в ближайшее время. Для этого достаточно отслеживать динамику стрелки: если при легких постукиваниях по стеклу прибора стрелка отклоняется вниз, то это к дождю. Если вверх, то к хорошей погоде.
Убедившись, в этот раз, что стрелка поднимается, я решил на следующий день ехать, не смотря на то, что по прогнозу опять обещали ветер.
Кто то мне возразит, дескать - эка невидаль дождь! Можно хорошо и под дождем ехать: даже лучше, народу нет, тротуары пустые. Согласен! Я и сам, будучи обладателем обычного вела, не гнушался кататься даже под ливнем. Для этого купил специальную одежду - непромокающую. Но сейчас у меня электровелосипед (велогибрид) и условия поменялись. Он не любит влагу.
В день похода встал рано выглянул в окно и увидел, что по небу бегут облака, значит на улице ветренно. Дождавшись, когда выглянет солнце и земля прогреется, в десять утра, я вытащил велогибрид из подъезда и отправился в сторону запада.
Сегодня я решил доехать до Московского тракта, а там действовать по обстановке. Если повезет с погодой, доехать до ЕКАДа, а далее уже по нему вернуться домой.
Автобан Московский встретил очень сильным встречным ветром и отвртительной обочиной. Она представляла из себя раскисшую грязь. Прямо напротив Ашана у дороги, я увидел мертвую утку. Видимо несчастного селезня кряквы задавила машина. Поразмыслив, я пришел к выводу, что утка, ночью, плескалась в канаве заполненной водой и заросшей камышами, которая тянется в этом месте вдоль обочины тракта. Потом, видимо, ихний утиный чёрт потянул ее, за чем то, на проезжую часть, где она была сбита машиной. Но, возможно, это произошло и днем. Утка плавала в канаве и ее кто то спугнул, она ринулась из канавы в воздух и на взлете попала под машину. Жалко пушистика.
Выезд с площадки, где я проткнул сапог.
Тут же напротив "Меги", где находится автобусная остановка и подземный переход под Московским трактом, есть небольшая асфальтированная площадка. Когда то на ней стояли торговые ларьки, от них остался бетонный фундамент. Такие мини - магазины характерная черта девяностых годов. Место бойкое - выезд из города. Впервые, я проезжал по этому тракту на велосипеде в 2016 году и магазины уже были снесены. Тогда же я выбрал эту площадку для перекусов. От дома до сюда десять километров, самое время поесть - попить трудяге - велосипедисту. Место спокойное, есть где присесть. Потом я еще несколько раз проезжал тут и площадка пустовала. Сейчас на ней установили мобильную автозаправку. На другом конце у перехода увидел двух байкеров возле своих фэтов. Видимо чуваки, тоже остановились перекусить. Позади заправки я заметил новый Три - Д забор и потащил вел туда. Только подошел к забору и почувствовал, что к моему ЭВА - сапогу, что то прицепилось. Это оказался железный обрезок забора с длинными шипами, один из этих шипов проткнул подошву моего сапога насквозь. К сожалению после поездки мне пришлось выбросить эти сапоги, так как левый ботинок стал пропускать воду.
Старый Московский тракт.
Перекусив, отправился дальше и против ветра, по тракту, смог проехать, только пару км. Тогда я решил свернуть на старый тракт, но поднявшись на первый подъем увидел, что шкала заряда велоаккумулятора стала резко снижаться. К сожалению встречный ветер сильно разряжает аккум электровела, так же, как езда в гору. Поразмыслив, что с такими успехами мне не дотянуть до дома, я развернулся и решил вернуться обратно в город, где ветер почти не ощущался.
Круговой перекресток Серафимы Дерябиной - Объездной.
Выехав на Объездную Дорогу я потянул в сторону Вторчермета. Мне захотелось посетить места моего детства, где я не был много лет. Когда еще выпадет случай побывать на Вторчике. Ведь от моего дома до него пятнадцать км. На Вторчермете, а если быть точнее - на Керамике, на ул. Умельцев, находится Техникум, учащимся которого мне посчастливилось быть в начале восьмидесятых годов. Так же я хотел посетить Мехколонну № 17, которая находится недалеко от ул. Умельцев в районе поселка Совхозный. Это совсем в болоте, которое раскинулось между Керамиком и Академгородком. В этой автоколонне мне пришлось работать на практике, будучи учеником техникума.
Оюбъездная дорога.
Юго - Западный район Екатеринбурга для меня всегда являлся белым пятном. Ехать по Объездной до ул. Титова, окрестности которой мне более - менее знакомы я не хотел и поэтому свернул на Амундсена. Академгородок - было написано на табличке со стрелкой, стоявшей возле дороги.
Никогда в жизни я не был в этом месте, но в памяти всплыл один случай связанный с этим перекрестком. В конце восьмидесятых я лежал в больнице № 36 по поводу не очень серьезной травмы. Травматологическое отделение больницы № 36 в пос. Компрессорном известно тем, что сюда отвправляют пострадавших в автомобильных авариях. В нашей палате лежал парализованный мужчина лет сорока, бывший военный. Видимо, с целью заработка он на своем автомобиле занимался извозом - "бомбил". Где то в Юго - Западном районе посадил в машину бабушку с внучкой. Выехали на Обездную Дорогу. На перекрестке Объездной с Амундсена бомбила, после того, как загорелся зеленый сигнал светофора, резко газанул вперед. В это время по Амундсена мчался грузовик, в надежде проскочить перекресток, пока не загорелся красный свет. Не убедившись в безопасности маневра, бывший военный подставил бок своего авто под мчащийся грузовик. Бабушка с внучкай, сидевшие на заднем сиденье, погибли на месте, а водитель получил перелом шейного отдела позвоночника.
На табличке, справа, на столбе, написано "Академгородок".
Направляясь по тротуару, идущему вдоль проезжей части ул. Амундсена и уворачиваясь от встречных самокатчиков, я представления не имел, как я смогу выбраться из этого района на Керамик. С собой, по старинке, не имел ни карты, ни смартфона с навигатором. Люди моего возраста, заставшие еще советское время, не приучены пользоваться в пути различными навигационными принадлежностями. Раньше это было непозволительной роскошью: карты, например, в магазинах не продавались. Мои сверстники привыкли обходиться при ориентировании в пространстве при помощи своей смекалки и встречных прохожих. Правда, компас у меня, как у заядлого туриста всегда был. Ориентировка без карты, мне, даже доставляет удовольствие и добавляет адреналину. Проехать из точки А в точку Б, по компасу, всякий сможет, а ты попробуй, так... без всего!
Вспоминается мой одиночный лыжный ПВД, лет десять назад. Я тогда часто ходил на лыжах выбирая безлюдные места. В тот раз отправился от жд ст. Северка по ЛЭП до ст. Гать. Шол - шол и свернул на снегоходную калею, в надежде срезать путь. В результате - заплутал. С собой нет ни карты, ни компаса. Чувствую, вот - вот запаникую. Все таки, я смог выйти на открытое пространмтво: перекресток нескольких ЛЭП. Где север, где юг, не понятно? Куда идти? Выручила, как всегда моя крестьянская смекалка. Заметив, что одна ЛЭП идет через гору, поднялся на нее и сразу увидел на горизонте родной Екб.
Вокзал Свердловска 80 - ые годы.
Доехав до Академгородка я вспомнил, что один раз, все же, проезжал здесь. Это было во время прохождения мной производственной практики в Мехколонне № 17 в 1984 году. Утром, автобус, обычно, забирал работников Автоколонны с ЖД Вокзала и вез по ул 8 -е Марта, по Титова, через Керамик в пос. СовхозныЙ. А в тот раз, почему то, он поехал по Объездной, через Академгородок. Академический микрорайон, в то время, представлял из себя небольшую кучку, разбросанных по болоту зданий, большей частью - это были, видимо, различные НИИ. Я тогда ехал и смотрел в окно с широко раскрытыми глазами, ведь я был тут впервые. Потом дорога свернула в болото и автобус, неожиданно, выехал прямо к Мехколонне № 17. Вспомнив этот случай, я свернул в Академгородке на первую попавшуюся улицу идущую налево. Увидев проходящего мужчину решил спросить его, смогу ли я здесь проехать в район Вторчика?
- ... Нет..., тут, тупик. Езжай по Объездной. - Услышал я в ответ.
"Академия сантехникми" в этом здании.
Поехал по Амундсена дальше в глубь микрорайона и обратил внимание, что слева, на первых этажах зданий, видимо, так же бывших НИИ, одна за другой потянулись очень любопытные рекламные вывески магазинов. В первом здании висела вывеска - "Академия сантехники". В следующем, название магазина значилось, как "Академия электрики". Далее - "Академия цветов". Хозяева этих магазинов напоминали попугаев, которые всегда повторяют одно и тоже. Наконец я увидел оживленный перкресток и свернул налево. В восьмидесятые годы из окна автобуса, здесь открывались красивые виды на болото. За болотом был виден пос. Совхозный. Сейчас же вся округа была застроена выстками и ориентироваться было невозможно, я ехал наугад. Справа, возвышались огромные небоскребы и на самом высоком и величественном здании, огромными буквами было выведено - "Балтийский", видимо это название местного жилищного комплекса. При чем тут Балтика, если мы живем на Урале, мне, не строителю, было не понять. Вообще, удивляют эти застройщики, которые присваивают названия своему новоделу, как попало.
ул. Предельная.
Свернул на ул. Предельную. За чередой новостроек, справа, и кучей различных магазинов, слева (тут был "Кировский", "Пятерочка" и "Монеточка"), на моем пути возникло перепутье дорог. Одна шла налево, другая направо. Спросить было некого, и я поехал налево, а зря! Приехав домой, посмотрел карту и убедился, что дорога, направо, была та самая, по которой, когда то меня вез автобус. Проезжая дальше по ул. Предельной меня осенило! Возле технаря, где я учился находилась ТЭЦ - электростанция с огромной трубой, скорее всего эту трубу видно издалека. Только подумал об этом и сразу ее увидел, почти прямо по курсу. Значит, ориентир есть, сталось найти пос. Совхозный, а дальше я уже не заблужусь.
Поворот на право в сторону пос. Совхозный.
Узнав трубу, я сразу понял куда мне надо поворачивать, но отыскать Мехколонну № 17 в этот день мне было не суждено, так как заветный перекресток я проехал. На следующем перекрестке поехал направо, Городская улица, было написано на доме. Далее потянулись частные дома из подворотни одного из которых стала выезжать "Нива". Я смотрю на водилу и не могу понять, то ли он будет меня пропускать, то ли нет? Пока смотрел на него, мое переднее колесо ушло влево и велосипед потянуло в глубокую канаву, которая находилась между проезжей частью и тротуаром. По инерции, не успев выставить ноги на землю, я полетел вниз и кувыркнулся через перднее колесо на землю. Матюгаясь про себя и понося последними словами тупого водилу, я поднялся и стал вытаскивать велосипед из ямы. Невдалеке, на тротуаре, стояла молодая девушка с маленьким ребенком, я обогнал их, когда проезжал по тротуару. Видно было, что ее душит смех от увиденного, но она, из - за приличия, пытается его скрыть. Помахав даме ручкой и поулыбавшись своей старческой, беззубой улыбкой я покатил дальше.
Яма в которую я упал находится в центре снимка.
Городская улица потянулась вниз и я понял, что мы въезжаем в Патрушихинское болото. За очередным поворотом показались камыши и бурная речка, Патрушиха. Все верно, за Патрушихой должны появиться частные дома пос. Совхозный, где и находится Мехколонна. Когда я проходил практику в Мехколонне, то слесарь из нашей бригады рассказывал, что раньше в Патрушихинском болоте гнездились журавли. Я припомнил, что этот слесарь (назовем его Сергей), мужик лет сорока, водил нас с парнями к себе домой. Его изба стояла недалеко от гаража, прямо на краю болота. Мы зашли к нему в ограду и нас встретила пьяная женщина, видимо подруга или жена. Потом в бригаде нам рассказали, что Серега очень хороший мухик, а эта женщина навесилась на него, нигде не работает и пропивает его получку, а он ее терпит.
Микрорайон "Солнечный".
Продолжая смотреть с пригорка в даль, я увидел слева, на горизонте, знакомые очертания Южной подстанции, которая находится в районе жд станции Керамик, а справа, за рекой, где должны были стоять частные дома пос. Совхозный, возвышался, сверкающий стеклом и бетоном во все небо, новодел, загораживая всей округе солнце. Удручающая картина, наблюдать новостройки там, где раньше зеленела травка и качались на ветру камыши. Когда то за рекой и болотом тянулись огромные совхозные поля. Я даже помню, как на первом курсе техникума нас отправили сюда на уборку картофеля. Расстроенный увиденным и от того, что мне так и не удалось найти автогараж, я спустился к речке, нашел за дорогой, в болоте, место посуше и стал чаевничать. По обочине проезжей части, туда - сюда, шли люди в сторону высоток. Вот прошли двое военных с плоскими, черными сумками, в которых обычно носят ноутбуки. Пробежала совсем молоденькая девчонка, держа возле уха телефон и испуганно оглядываясь на меня, сидящего на пеньке посреди болота. Проезжали в сторону нового микрорайона (дома посмотрев карту я узнал, что это - "Солнечный") автомобили, теряясь меж густо натыканных небоскребов. Я сидел с кружкой чая в руках, жевал пряник и думал, что чем дальше, тем невыносимей становится жить в этом аду огромного, милионного города. Вот бы махнуть в провинцию, поселиться на берегу реки и видеть на горизонте не частокол новостроек, а поле и лес. Гулять не по тротуарам, по которым в городе стало опасно ходить, а по полевым и лесным дорожкам.
Поев, отправился по ул. Городской обратно. На ул. Предельной я повернул направо в сторону торчащей над городом трубы ТЭЦ, возле которой стоит конечная точка моего маршрута - техникум.
Труба ТЭЦ и техникум.
Когда ехал обратно в город через Вторчермет, то создалось впечатление, что городские тротуары созданные, когда то для передвижения пешеходов, теперь, перешли в полное распоряжение людей передвигающихся при помощи мобильной электро - мото - велотехники. Редкие пешеходы робко плелись по самому краю пешеходной дорожки втянув, от страха, голову в плечи и постоянно оглядываясь назад в ожидании очередного, мчащегося самокатчика или велосипедиста. Встречные самокатчики, в основном молодые люди, летели по тротуару, как угорелые, с таким видом, будьто они едут не по тротуару, а летят по воздуху.
Ул. Титова.
Доехал до остановки транспорта Рижский переулок. Интересно, что в восьмидесятые годы эта остановка называлась ДК РТИ. В этом ДК, нам, учащимся техникума, шефы, часто устраивали дискотеки. Помню плясали до упаду под песни Адриано Челентано, Пупо, Рики Энд Повери и прочих тогашних звезд эстрады. Сейчас, как можно видеть, от бывшего ДК не осталось даже названия.
ДК РТИ.
Культура в наше время никому не нужна, всем нужны, только деньги. В здании, где раньше работали детские кружки и секции царствует его величество - капитал. Бывший ДК сдали в аренду мелким предпринимателям.
Ост. "Южная" и трехэтажный дом в котором жил в 50 - ые годы Ельцин Б.Н.
На автобусной станции Южная, справа, заметил руины, бывшего гастронома. Его на днях снесли. Будучи учащимися техникума, в сильный мороз, мы часто грелись в этом магазине в ожидании автобуса. Был там и кофетерий, где можно было перекусить. А недавно я узнал, что в этом доме, над гастрономом, в пятидесятые годы жил Ельцин Б.Н.
Если ул. Титова не сильно измениась за прошедшие сорок лет. То ул. 8 Марта поменялась до неузнаваемости. Раньше, сразу за конечной остановкой трамвая "Южная", по обе стороны тянулись дома частного сектора. Это были остатки старого Свердловска начала двадцатого века. Эту роскошь заменили все те же бетонные, безликие человейники, на которые не хотелось смотреть.
Перересток у Автовокзала. Слева, трехэтажное здание бывшей автошколы. В центре, высотка, в которой на верхнем этаже видна сгоревшая квартира, откуда выпал и разбился на смерть квартирант.
Напротив автовокзала, в высотке, я заметил еще одну достопримечательность оставшуюся от новости последних дней. Некто очень сильно пьяный упал и разбился насмерть с двадцатого этажа во время пожара. Эту обгорелую квартиру на самом верхнем этаже, жители местной округи и гости нашего города будут наблюдать, наверно, очень продолжительное время.
Бывший кинотеатр "Мир".
На ул. 8 Марта мне знаком каждый камень. Ехал и все окружающее пространство напоминало мне о юности. Вот в этом нелепом строении был, когда то кинотеатр "Мир". Сюда мы ходили очень часто. Например, раз пять подряд, смотрели новую кинокартину, легенду восьмидесятых, "Мы из джаза".
Партийная школа.
Подъезжаю к Цирку и вижу, слева, старое здание построенное в стиле конструктивизма. Уральский Институт Управления написано на фасаде здания. Интересно, что при советском строе, здесь работала партийная школа. Сейчас в это невозможно поверить, но тогда большие начальники изучали здесь: историю партии, научный коммунизм, политэкономию. Тут же за углом по адресу ул. Народной Воли 24, в очень мрачном, высоком здании находилось общежитие Партийной школы.
После Цирка я свернул с ул. 8 Марта и отправился в сторону дома уже не оглядываясь на различные достопримечательности, потому что это тема для другого рассказа.