О перспективах модернизации "Белого Лебедя" Ту-160 в Ту-160М2

Mar 17, 2016 23:18

Оригинал взят у chervonec_001 в О перспективах модернизации "Белого Лебедя" Ту-160 в Ту-160М2
Интересная статья от mir_mag в о перспективах модернизации "Белого Лебедя" Ту-160 в Ту-160М2



Нет. Это не о том, что вы подумали. Давайте порассуждаем на тему воссоздания Ту-160 в ипостаси Ту-160М2.
В какой то мере Ту-160 один из современных символов как СССР, в котором родился этот самолет, так и нынешней России, которая этот самолет сохранила, эксплуатирует и, как написал выше, собирается производить его вновь.

1.Начнем с одного интересного тезиса.

Тезис заключается в том, что Россия за 20 с хвостиком лет потеряла время в военном самолетостроении и вынуждена возвращаться к наследию СССР в области вооружений. При первом рассмотрении тезис бесспорный. Но именно лишь в первом рассмотрении.


На самом деле в этой области после распада СССР застой наблюдался у всех производителей военных бортов.
Запас конструкторской мысли и количества позволил особо не беспокоиться о воспроизводстве новой техники никому - ни Пентагону, ни военным ведомствам других стран.

Принципиально новых боевых самолетов за время после середины 90-х создано совсем немного. Ф-35 вряд ли можно считать достижением. По большим ударным самолетам картина была еще хлеще. США и СССР. Всё - других нет. Поэтому считать проблему временнОго разрыва как откат назад, можно весьма с натяжкой. Не было нужды по большому счету. Стояли несколько другие задачи у всех.

Последние пара лет актуализировала эти вопросы. И выяснилось, что не #всёпропало. Что Россия жива и умеет делать самолеты. Начали с "маленьких" . Пришло время "больших". Большие - это ПАК ТА и ПАК ДА.

2. Немного в стороне оставим ПАК ТА. Остановимся на комплексе для Дальней Авиации.

Анонсировано создание как обновленного Ту-160, так и ПАК ДА. (Перспективный авиакомплекс дальней авиации.) Где логика в двух машинах? А логика самая прямая.

Цикл воссоздания ранее производившегося и цикл создания нового самолета все-таки отличаются во времени.
а) Ту-160 просто может решить насущные проблемы обороноспособности страны раньше ПАК ДА . Это только один из факторов.
б) ПАК ДА это дозвуковая платформа различных ракетных комплексов, способная находится в воздухе длительное время. Эдакий новый Ту-95 с новейшими ракетами с большими радиусами . Ту-160 это сверхзвуковой гигант. Соответственно расширяется палитра возможностей данной пары самолетов.
в) Ту-160 обеспечивает эволюционность технологий для производства ПАК ДА.

3. При всем при том Ту-160- это советский самолет.
И за 25 лет законы аэродинамики остались прежними . Что поменялось качественно ?

Качественно поменялись три важнейшие вещи .
- Материалы. В частности для планеров нашли применение композиты. В двигателестроении - жаропрочные и жаростойкие материалы.
- Электроника. Парадокс в том, что меняя каждые 5 лет домашний компьютер, мы не задаемся вопросом, а как там у военных?
У военных прорыв на этом поприще. Российский КРЭТ - флагман. Антенны, системы позиционирования , системы РЭБ - это просто другой порядок реальности по сравнению с временами Союза.
- Системы проектирования. Применение вычислительных мощностей и новых алгоритмов само по себе фактор влияющий на итоговые характеристики летательных аппаратов. Будь то прочностные расчеты, будь это аэродинамика, Будь проектирование двигателей.

В итоге.

4. Что мы имеем в результате появления нового Ту-160М2?

А имеем мы следующее

- Системы вооружения.
Не заглядывая в справочники копаюсь в памяти. Ту-160 самый большой ракетоносец в мире. 2 огромных отсека для вооружения .



Сейчас в рамках Сирийской операции применен новый комплекс х-101 (102). Как и любое боевое применение новых систем, оно выявляет недостатки, которые устраняются в процессе дальнейших доработок. Соответственно на ПАК ДА будет возможность ставить апробированные системы.
При этом на новых Ту-160 планируются новые (гиперзвуковые?) ракеты. Одним словом, сам ракетный комплекс далеко уже не советский.



- Применяемые материалы в планере . Прежде всего композиты.
Элементы планера, крыла, управления - будет широкое применение. Что приятно, что КАПО-Композит уже дает первую продукцию для гражданского МС-21. На Ту-160 будут элементы. А на ПАК ДА широкое применение .
В итоге это приводит к значительному улучшению характеристик дальности, грузоподъемности и радионезаметности.

- Электроника от КРЭТ.
Ту-160 по сути не имеет ограничений по грузоподъемности и объемам для электроники нового поколения. В итоге будет не просто сверхзвуковой бомбардировщик. Будет одновременно и комплекс РЭБ, и элемент боевого управления, встроенный в сетецентрическую систему. Эдакий ретранслятор - командный пункт. Во времена СССР, как пример, полки дальней авиации имели 2 эскадрильи ракетоносцев и одну отдельную эскадрилью РЭБ, которая НЕ несла вооружения, а обеспечивала радио-электронное подавление средств ПВО противника. Как говорится, почувствуйте разницу. Это, на самом деле, принципиальное отличие от прежнего "Белого Лебедя."

- Двигатели.
Здесь есть тонкости. Планируется прежний проверенный НК-32, который производится в Самаре. Не спешите кричать - "фсёпропало!".



Двигатели больших тяг для сверхзвуковых скоростей - это реально сложное изделие .
Применительно к этому двигателю первые серии имели ресурс до ремонта 50 часов, да и то не все выхаживали.
Если углубиться в инженерные дебри, то сложно обеспечить устойчивость от вибрации вала длиной 7 метров и диаметром 10 сантиметров. А это для данной конструкции характерная особенность (двигатель трехвальный). Поэтому отработанный двигатель разумное решение.

Плюс данный двигатель вполне реально устанавливать на Ту-22МЗ вместо НК-25. Тем самым решается вопрос ресурсов еще на один самолет Дальней авиации. Поэтому низкий поклон всем , кто проектировал и создавал это чудо инженерии. Какой двигатель будет на ПАК ДА. Пишут опять же о НК-32. Хотя если речь идет о дозвуковом самолете, то вполне себе допускаю двигатель на основе газогенератора ПД-14.

5. Производственная база для Ту-160М2

Казанский авиазавод имени Горбунова. Реально или нет там начать производить новый самолет?
Заключен контракт на модернизацию Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова
  • «В ходе техперевооружения предстоит обновить порядка 40% оборудования цехов основных производств: агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного и других, необходимо строительство ангаров на аэродроме.
  • В истории завода сравнимые по масштабу инвестиции делались несколько десятков лет назад, в советское время. В результате модернизации мы получим, по сути, новый завод»
  • «Ту-160М2 - это самый сложный проект с точки зрения задействованных технологий, кооперации, интеллектуальных ресурсов за всю постсоветскую историю российского авиапрома»
http://www.sdelanounas.ru/blogs/75125/#cut

В итоге имеем удобная площадка для производства ПАК ДА, включая оснастку, кадры и технологические цепочки.



6. В итоге Ту-160 М2 обладает боевой эффективностью в 2.5 раза выше прежнего Ту-160.
(по словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова)

Опять же поясню. Боевая эффективность - это измеряемый показатель, который зависит от многих факторов. На пальцах - для выполнения боевой задачи было необходимо 5 Ту-160. Станет достаточно 2 Ту-160М2. Здесь важно и количество вооружения, и вероятность прорыва ПВО, и т.д. и т.п.

При этом Ту-160М2, опираясь на достижения СССР, наполняет их новыми возможностями и одновременно служит полигоном новых технологий для будущего ПАК ДА.

В этом смысле Ту-160 - это не назад в СССР. Это мост от СССР через современность к России будущего.

Как то так.



авиация, 2016-03, Авиация, прочитать потом

Previous post Next post
Up