Противостояние: история «стратегических» провалов США от В-1 до В-3

Feb 14, 2016 22:13

Оригинал взят у kanchukov_sa в Противостояние: история «стратегических» провалов США от В-1 до В-3
Оригинал взят у alex_leshy в Противостояние: история «стратегических» провалов США от В-1 до В-3


Эти самолеты всегда создавались только для одной цели, для одного боевого задания, чтобы один раз в жизни стать карающим мечом возмездия.

Стратегические ядерные силы воздушного базирования во времена холодной войны были грозной силой. С момента пуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР) или баллистических ракет с подводных лодок до поражения объектов проходит всего 20-25 минут. За это время все, что взлетело имеет шанс нанести удар возмездия. А потому самолеты на учениях один за одним уходят в небо, чтобы в час «Х» не попасть под обезоруживающий ядерный удар:

https://youtu.be/ig5dPKpJE58

image Click to view



Предыстория. Конец холодной войны

В 1987 году был подписан договор о сокращении стратегических ядерных сил СССР и США. На тот момент группировки стратегических бомбардировщиков были колоссальными: США имели на вооружении 574 самолета, из которых 189 были оснащены крылатыми ракетами. В то же время СССР располагал 162 стратегическими бомбардировщиками, из которых 99 были оснащены крылатыми ракетами.

Между тем, этот класс вооружений после серии прорывов в области ракетных технологий уже начал устаревать, а жесткие количественные ограничения по договору СНВ-1 делали для двух сверхдержав данные группировки бессмысленными.

Именно поэтому США уже к 1990 году резко сократили число боевых самолетов до: 360 тяжелых бомбардировщиков В-52 и В-1, 62 средних бомбардировщика FB-111 (всего 422 штуки).

Как раз в эти годы, СССР только начал развертывания своих новых самолетов (Ту-160) и глубокую модернизацию штатных «стратегов» Ту-95 до версии МС, а потому на момент распада СССР имел гораздо более мощные СЯС воздушного базирования чем при заключении договора СНВ-1:

19 Ту-160 (кстати максимальное число развернутых машин данного класса), 88 Ту-95МС, 46 Ту-95К-22, 16 Ту-95К.

После развала СССР России досталось всего три Ту-160, 22 Ту-95МС, 46 Ту-95К22 и 15 Ту-95К. Остальные самолеты стратегической авиации оказались в Украине и в Казахстане. Проще всего было договориться о передаче России самолетов из Казахстана. Тем не менее, уже к 1996 году группировка российских бомбардировщиков сократилась до 79 машин: шесть Ту-160, 63 Ту-95МС и десять Ту-95К-22 (в строю)

На момент распада СССР большая часть самолетов Ту-160 базировалась на Прилуки и отошли Украине (19 единиц). Владимир Путин стал официальным преемником Бориса Ельцина 9 августа 1999 года, а 16 августа премьер-министром России и фактически первым лицом государства на фоне отходившего от дел президента. Уже 8 сентября было заключено ялтинское соглашение, где Украина отдавала восемь самолетов Ту-160 и три Ту-95МС в комплекте с наземным оборудованием в обмен на часть долгов по газу (за все 275 миллионов долларов). Эта тема так понравилась украинской элите, что сразу же начали обсуждать вторую сделку, о передаче России еще 10 самолетов (Ту-160 ?), но американцы дали ей по рукам и только, что назначенный премьер-министром Украины Виктор Ющенко прервал переговоры (еще в августе 2000 года Ющенко говорил о том, что сделка возможна), и десять «Белых Лебедей» распилили на металлолом, а один нашел последний приют в музее ВВС СССР в Полтаве.

Что касается самолетов Ту-95, доставшихся Украине (21 Ту-95МС-16, один Ту-95М, один Ту-95К , пять самолетов находилось на авиаремонтном заводе в городе Белая Церковь, всего 28 самолетов), то три передали России, 23 были уничтожены в 1999-2002 годах, два были переданы в музеи (Полтава, Узин),

Также на Украине было самолетов Ту-142 (версия противолодочного самолета Ту-95). По ним вышел целый криминал. Все они должны были быть утилизированы. Два были переданы в музей, а три переоборудованы в экологические разведчики. Судя по начавшимся в 2015 году разборкам в Киеве два из трех самолетов в 2013 году разрезали на металлолом, а их двигатели скорее всего передали России. Оставшиеся четыре двигателя (от трех «экологического разведчика») попытались также вывезти в Россию (по той же схеме), но Киев на сегодня наложил запрет на данную операцию.

Казахстан: После развала СССР осталось 40 самолетов: 27 Ту-95МС-6, 13 Ту-95МС-16. Затем они были переданы России. Собственно благодаря этому удалось до сих пор сохранить значительную группировку этих самолетов.

Что имеем на сегодня

США

Современное состояние СЯС США на первый взгляд довольно стабильное: 20 - В-2В (развернуто 16, 2 эскадрильи по восемь машин), 63 - В-1В (развернуто 48, четыре эскадрильи по 12 машин, остальные в резерве), 72 - В-52 (45 развернуто, пять эскадрилий по девять машин, еще 27 самолетов В-52 числятся в резерве).

Итого, оперативно развернуто 60 самолетов носителей ядерного оружия (44 В-52 и 16 В-2). Правда не все они уже и стратегические, но обо всем по порядку.

Концепция стратегического бомбардировщика к концу 1990-х сильно изменилась. Десятки самолетов с подвешенным в бомбоотсеках ядерным оружием стали достоянием прошлого. Вылеты в боевое патрулирование стали единичными. А потому было принято решение возложить на самолеты дальней авиации тактические задачи, которые они должны были решать на большом удалении от своих баз. Это и придало новый облик стратегическим бомбардировщикам.



В-52Н. Пока единственны стратегический бомбардировщик США, способный нести ядерные крылатые ракеты воздушного базирования (до 20 штук). Самолет родился в 1950-е и уже более 60 лет находится на службе, а благодаря концептуальным ошибкам командования будет служить еще минимум 20 лет.

Самолет давно должен был уже пойти на «пенсию», но за дурной головой американского командования, которая дважды ошиблась в выборе концепции нового стратегического бомбардировщика (В-1 и В-2) ветеран находится на военной службе и вероятнее всего его рекорд еще долго не будет превзойден.

В1-В, который в конце «холодной войны» был самолетом прорыва ПВО СССР в тех местах, где она слаба. Проникая на территорию врага на малой высоте, и, оставаясь невидимым для его систем ПВО, он должен был наносить ядерные удары по объектам противника свободнопадающими бомбами. Против таких «охотников» как раз и создавался перехватчик МиГ-31, который должен был контролировать северные и южные границы СССР. А с принятием на вооружение новых РЛС и ЗРК концепция самолета В1-В устарела. Причем это случилось еще до его массового развертывания в строевых частях. Это была первая концептуальная ошибка США в области самолетов-невидимок. После распада СССР данная задача стала невостребованной вовсе, а потому самолет переоборудовали в носитель обычных вооружений. Именно эти бомбардировщики стали активными участниками всех войн США на Ближнем Востоке начала 21 века. Пока они еще считаются стратегическими (в договоре СНВ-3 считались), но фактически, таковыми уже не являются.



В-2В. Еще один гадкий утенок американского «оборонпрома». Самолет мало того, что родился не вовремя (в эпоху ядерной разрядки между США и Россией), но и стал воплощением ошибочной концепции стратегического бомбардировщика.

Самолет, который по задумке военного командования ВВС США должен был быть невидимым на радарах противника, а потому и неуязвимым поступил на вооружение в 1994 году. Серийный бомбардировщик был приспособлен не только применять ядерные бомбы, но и обычное вооружение, в том числе и новейшие управляемые бомбы GBU-31.

В 1999 году концепция невидимости была опровергнута войной в Югославии, где американский истребитель F-117 был обнаружен и сбит (возможно несколько) старым советским ЗРК С-125 «Печора».

Во время той же кампании была предпринята попытка применения и самолета В-2А (совершено 50 вылетов). Результаты повергли специалистов в уныние. Для применения обычного оружия, где точность поражения должна составлять метры во время захода на цель приходилось несколько раз кратковременно включать бортовую РЛС, что сразу делало самолет видимым.

И это не спасло китайское посольство в Белграде, которое было разбомблено именно самолетами В-2.

В это же самое время для совершения успешной атаки самолет прикрывали и обеспечивали: самолет РЭБ ЕА-6В, несколько истребителей F-15С, самолет ДРЛО Е-3 и самолет радиоразведки и управления Е-8. Если до этого добавить еще и несколько самолетов заправщиков, то вылет самого дорогого самолета в мире становится воистину золотым, на фоне которого применение им управляемых бомб это так погрешность бухгалтерии.

К тому же данная тактика противоречит тактике применения малозаметных самолетов, что делает его использование абсолютно бессмысленным.

Цена единицы В-2 - один миллиард долларов. Со стоимостью конструкторских работ более двух миллиардов.

Война в Югославии вынесла приговор «самолету-невидимке». Самолет F-117 было принято досрочно снять с эксплуатации, а самолет В-2 выпустили в количестве 21 единицы (вместо планируемых 132). Правда. решение это было принято еще до фиаско над Белградом. Возможно, руководство Пентагона заранее знало о проблемах самолета.

Фактически именно этот прокол и создал ту «авиационную паузу» в тяжелой авиации США, последствия которой они расхлебывают до сих пор. Стратегическое командование ВВС США осталось без самолета: массового, дешевого, эффективного. Именно поэтому ВВС вынуждено выжимать «последние соки» из старичка В-52 и задержать в эксплуатации бомбардировщик В-1В.

Тем временем самолет постепенно устаревает. Новые российские ЗРК С-400 и С-500 будут в состоянии обнаружить и сбить самолет В-2 на значительном расстоянии, а между тем он до сих пор не был вооружен крылатыми ракетами большой дальности (только свободнопадающими бомбами). Для того, чтобы бомбардировщик мог выполнять свою основную задачу его решили оснастить новой крылатой ракетой воздушного базирования LRSO (дальностью до 3 500 км), которую примут на вооружение после 2025 года. Кстати ее разработку привязывают к разработке нового стратегического самолета по программе LRS-B, который вероятно унаследует и все проблемы В-2 (об этом чуть ниже).

Россия

На сегодня Россия имеет в составе СЯС развернутых 16 бомбардировщиков Ту-160 (две эскадрильи по восемь самолетов) и 54 Ту-95МС(М) (шесть эскадрилий по девять машин).

54 Ту-95МС(М) это штатная численность, Часто в литературе и сети можно встретить цифру 36 боеготовых самолетов. Не исключено, что обе они верны. Две эскадрильи на авиабазе «Украинка» (на Дальнем Востоке) могут не быть развернутыми, а являться резервными, хотя техника в наличии на базе есть.

Согласно планам руководства ВСК РФ все самолеты должны будут пройти модернизацию и получить возможность применять как ядерные так и обычные боеприпасы. Во время модернизации все самолеты получат новые прицельные и навигационные комплексы, которые позволят самолетам «работать» как часть единого управляемого поля боя, получая команды наведение в режиме реального времени (сейчас эта программа отрабатывается в Сирии). Некоторое число (более 60 машин ранних серий) Ту-95 находятся на хранении.

Второй стратегический эшелон

Вторым эшелоном тяжелой авиации можно назвать самолеты, которые имеют вполне себе стратегическую боевую нагрузку (свыше 12 тонн), но не могут похвастаться межконтинентальной дальностью.

В 1990 году на вооружении ВВС США находилось 62 тактических бомбардировщика F-111F.



F-111F имел радиус порядка 2000-2100 километров. Самолет без будущего. Методика подсчета ядерных зарядов для самолетов свыше нормы 180 единиц по договору СНВ-1 делала данный самолет очень неудобным для Вашингтона, а так как другой задачи ему придумано не было, то уже к 1998 году все они были списаны и поставлены в хранилища.

В последние годы в России самолеты «второго стратегического эшелона» нашли вполне стратегические задачи.



Ту-22М3. Самолет мастер на все руки. Его уникальные характеристики позволяют ему быть и убийцей авианосцев и убийцей еще до конца не рожденной европейской части американской ПРО (против России). Оснащение данного типа самолета универсальным комплексом позиционирования «СВП-24 Гефест» позволяет ему наносить высокоточные удары даже обычными бомбами. Во время сирийской кампании самолеты Ту-22М3М совершили полет на дальность 4500 км, чем подтвердили свои характеристики (радиус до 2400 км). Мощная бомбовая нагрузка (12 тонн нормальная и 24 тонны максимальная) делает этот самолет довольно универсальным и позволяет брать на борт даже тяжелые крылатые ракеты.

Пока принято решение до 2020 года модернизировать 30 самолетов данного типа до версии Ту-22М3М. Главным ударным оружием его будет тяжелая крылатая ракета Х-32 весом 6 тонн и дальностью пуска 1000 км. Это позволит поражать корабли/наземные объекты противника, не входя в зону поражения его ПВО.

На сегодня развернуты 6 эскадрилий самолетов Ту-22М3 по девять или 12 машин (данных в сети не нашел, видимо секрет). По штатам дальней авиации (а они числятся за ней) в составе эскадрильи должно быть девять машин. Хотя возможно и 12 (еще недавно они числились в тактической авиации, где штат эскадрильи 12 машин).

В 2011 году все боеготовые самолеты авиации ВМФ и ВВС объединили в составе дальней авиации, которые имеют два постоянных пункта базирования авиабаза Шайковка (Калужская область) и авиабаза Белая (Иркутская область) по три эскадрильи на каждом. Итого 54 или 72 самолета.

Текущие проблемы

США

В-52Н. Сейчас «на крыле» осталось около 70 машин. Ежегодно ВВС США списывают одну машину. Главная проблема это их старость. Они уже отслужили несколько первоначальных сроков и не могут летать бесконечно (все самолеты выпуска начала 1960-х).

В начале 2015 года, произошел забавный случай. После пожара, один из боеготовых самолетов В-52Н пришлось заменять списанным, а не резервным, чего ранее в истории ВВС США не случалось. А потому цифра 72 летающих самолета, которая приводится в справочниках, вызывает у меня большое сомнение.



В-1В. Проблема у самолета та же. Старость. ВВС почти каждый год ВВС списывают один самолет. Далее будет больше. Самолет должен состоять на вооружении как минимум до 2038 года, когда его сменит новый американский стратегический бомбардировщик. Сколько их останется в строю до этого момента?

Первоначально было выпущено 100 единиц. две были потеряны. Сейчас осталось 63.

Даже с нынешней скоростью убытия самолетов и без учета возможных потерь к 2025 году в строю останется около 50 машин, чего еще будет достаточно, для комплектации четыре эскадрильи, а к 2035 году около 40 этих уже на тот момент очень древних самолетов.

В-2. Он так и не стал самолетом. Для тактического дальнего бомбардировщика слишком дорог и неэффективен, как стратег пока бессмысленен (пока не получит на вооружение новую крылатую ракету, а это еще минимум 10 лет). В это время единственным его применением будут локальные войны, которые будут разорять американских налогоплательщиков.

Россия

Российская стратегическая авиация имеет гораздо меньше текущих проблем. Дело в том, что большая часть используемого самолетного парка была произведена в 1970-1990-ее годы.



Производство самого «старого» самолета Ту-95 МС производилось с 1979 года (первые опытные). Серийно с 1984 по 1994 годы (88 экземпляров).

Именно поэтому данный тип самолета, на сегодня, выгодно отличается от американского В-52, выпускавшегося на 20-25 лет раньше. Также самолету повезло и потому, что его двигательная установка НК-12 стала базовой для компрессорных установок газоперекачивающих станций, что позволило сохранить ремонтную и производственную базу, хотя новые двигатели для самолета на сегодня и не выпускают. Большой запас прочности от СССР обеспечит самолету беспроблемную службу еще на протяжении 15-20 лет.



Ту-160 выпускался с 1984 по 1993 год (два самолета были достроены в 2000-е). В целом после возобновлении производства штатного двигателя НК-32 и полной замены электроники проблем у самолета нет.

Ту-22М3. Основная масса находящихся в составе ВВС России самолетов этой марки была выпущена с 1984 по 1992 год. Пока в боеготовом состоянии находится чуть менее половины имеющихся машин. Главная проблема это двигатель. Наладка производства штатного двигателя самолета НК-25 на ОАО «Кузнецов» сразу решит проблему поддержания боеготовности самолетов Ту-22М3 и позволит из оставшихся машин сформировать еще до 3 эскадрилий. С учетом того, что взаимозаменяемость деталей двигателей НК-32 и НК-25 более 60 процентов за пару лет проблема будет решена (задача поставлена). Есть данные, что на Ту-22М3 могут поставить двигатели НК-32, но подтверждений пока нет, хотя двигатели по габаритам и характеристикам очень похожи.

В целом парк российской тяжелой авиации имеет возраст 25-30 лет и после модернизации еще в течении 15-20 лет вполне может решать поставленные перед ней задачи. Особенно на фоне американского бессилия.

Контуры будущего

США

Проблемы, которые стоят перед тяжелой авиацией США Пентагон понимает. Причина, по которой полноценное проектирование будущего стратегического бомбардировщика откладывалось год за годом, банальна: нет денег.

Деньги ушли на неудавшиеся проекты В-2, F-22, F-35. Ведь и без тактической авиации США не смогут оставаться сверхдержавой. К середине второго десятилетия 21 века несколько ошибочных решений сбились в один клубок.

Полномасштабная разработка нового стратегического самолета начнется с 2016-17 годов, когда по замыслу Пентагона финансирование программы разработки самолета F-35 должна быть окончена. Тем более, то откладывать далее просто опасно. Ресурс имеющихся машин продлевать бесконечно нельзя. Если до 2030 года новая машина не будет поставлена на крыло, то тяжелая авиация США, считавшаяся более полувека сильнейшей в мире, превратится в историю.

Пока мало что известно об этом самолете, но кое-какая информация, просочившаяся в прессу говорит о том, что будущий В-3 имеет много шансов повторить судьбу предшественника. По сути, Пентагон решил обмануть сам себя и повторить историю замены неплохого, но дорогого F-22 на более дешевый аналог (F-35). Что из этого вышло, хорошо известно. В-3 или программа разработки перспективного бомбардировщика LRS-B пошла по тому же пути. Заявлено, что самолет будет создаваться на базе В-2 по той же схеме «летающее крыло» и по той же концепции «самолета-невидимки». В первую очередь это будет достигнуто уменьшением размеров (а значит и стоимости) и боевых возможностей. Самолет по расчетам будет стоить 550-600 миллионов долларов за штуку (уже смешно), будет иметь радиус действия без дозаправки 3000 км (перегоночная дальность 9000 км) и бомбовую нагрузку до 12 тонн.

Для сравнения В-2 имеет радиус 5300 км и максимальную боевую нагрузку 27 тонн. Ту-22М3М имеет радиус 2400 км и бомбовую нагрузку до 24 тонн. Но он то сверхзвуковой. В-3 конечно можно дозаправить в воздухе, но мне вот как-то тяжело представить заправщик - невидимку, а без дозаправки, какой же это межконтинентальный бомбардировщик.

Рассматривается вариант беспилотного самолета, что с одной стороны позволит улучшить характеристики грузоподъемности и дальности, а с другой вспомним посаженные в Иране российским специалистами американские беспилотники.

В целом это выглядит как попытка сэкономить деньги (а потому В-2 как образец), вложиться в урезанный бюджет и при этом его попилить (в США система попила работает намного круче, чем в России) и при этом с пониманием того, что дальше откладывать нельзя. Уже сейчас все это выглядит как очередная большая авантюра. Особенно на фоне того, что программа F-35 даже в случае ее успешного завершения будет съедать бюджет Пентагона еще быстрее, что опять же скажется на финансировании разработки В-3. Вновь имеем замкнутый круг.

Россия

Россия, по сути, идет по тому же пути. С той лишь разницей, что за базу взят Ту-160 (судя по тем данным, что говорят специалисты, «летающее крыло» с красными звездами это фейк) и силовая установка на базе НК-32. У России было два пути развития тяжелой авиации. Первый это возобновить производство Ту-160, самолета разработанного в начале 1980-х и под задачи холодной войны. Второй разработать новый самолет лучше приспособленный к современным задачам: сейчас задачи совершенно иные, а значит простое копирование Ту-160 это легкий путь, но в никуда. Тем не менее, задел есть и его надо использовать. Вероятнее всего новые самолеты должны заменить Ту-95МС, которые к тому времени уже будут иметь возраст до 40 лет. Отказ от утопичных новых концепций самолета сэкономит и деньги и время.

Как уже говорят генералы и конструкторы, Ту-160 послужит летающей лабораторией для «обкатки» начинки нового стратегического ракетоносца.

Планируемая серия нового самолета в районе 50 штук (54 самолета будут составлять шесть эскадрилий), что говорит о планах полномасштабного перевооружения самолетов Дальней Авиации с переводом в активный резерв после 2040 года самолетов Ту-160.

Ту-22М3М. На сегодня одна из эскадрилий 6951 гвардейской авиационной базы (первого разряда) в Шайковке перебазирована в Крым. Если информация о развертывании на ее базе отдельной части верна, то возможно развертывание еще две-три эскадрильи этих самолетов (самолеты есть), тем более, что техническая часть проблемы (двигатели и начинка) практически уже решена.

Источник: fapnews.ru

авиация, Оружие, 2016-02, Авиация, kanchukov-sa

Previous post Next post
Up