Оригинал взят у
byk в
Серебряный Бор как курортный ансамбль в версии 1953г.Я конечно догадывался, что существовали планы реконструкции Серебряного Бора при позднем Сталине, но до этого момента материалы не попадались на глаза, и вот наконец я их достал, чем и делюсь.
В видении послевоенной архитектуры, парк просто как природное образование существовать не мог, его нужно было взять в архитектурное обрамление, создать единый архитектурно-природный ансамбль, где сама природа уже была как бы осмыслена человеком. Любопытно, что в таком парке архитектура даже начинает играть главенствующую роль и существовать в ущерб зеленым насаждениям. Свободно растущим деревьям остается все меньше и меньше места, отдается предпочтение регулярным посадкам, вся композиция выстраивается вдоль осей.
Такая же логика действовала и Центральном парке Культуры и отдыха имени Горького, когда парадное устройство планировалось распространить от центрального входа вплоть через Весь Нескучный сад (этим планам не суждено было сбыться).
Не исключение и этот проект, полностью оставшийся на бумаге.
Неожиданно, то что в проекте совершенно игнорируется ценная историческая застройка (а это уже послевоенный период, здания, представляющие историческую ценность все таки более менее старались сохранять). Речь идет о Ансамбле конного двора Хорошевской конюшенной слободы, XVIII в., арх. Е.Ключарев (?), XIX в., арх. Е.Д.Тюрин), которых на генплане мы не видим, однако при этом вся существующая планировка, включающая (гос)дачи сохранена)))
Итак, что же планировалось сделать.
1. Проект планировки и застройки зоны отдыха в районе Хорошевского Серебряного бора (общий план). Авторы - архитекторы П. Помазанов и С. Мишарин, соавторы - архитекторы Г.Тюленева и И. Земячковский.
Композиция с единым центром, которому соподчиняются все элементы ансамбля. Сразу после въезда через Хорошевский мост организуется аван площадь-смотровая площадка, откуда можно полюбоваться видами. Отсюда к озеру, ныне названному Бездонным, спускается главная ось-эспланада, ведущая к зданию Курзала. Еще пробивается ось Север-Юг, соединяющая, большой водоем и зеленые площади правого берега р.Москвы.
Организуется кольцевая зеленая магистраль, с внешней стороны к которой примыкают парки, Курзал, частично дома отдыха.
2. Проект центральной части зоны отдыха. Въезд с Хорошевского шоссе. 1-я очередь строительства.
Ансамбль основного центра в виде сложившегося амфитеатра, архитектурно обработанный сходами и лестницами, цветочным партером, парадно подводящий к зданиям Курзала на берегу озера.В южной части (внизу) предлагается поднять рельеф и создать парк.
3. Проект центральной части зоны отдыха. Вид с озера на курзал и концертный зал. 1-я очередь строительства.
На озерах предполагается организовать яхтклуб, дом рыбака, рестораны)
4. Район домов отдыха, государственный дач и пляжа. 1-я очередь строительства
В северной части на свободных от леса полянах разместятся государственные дачи (об этом пишется в будущем времени, хотя к тому времени уже существовали, видимо имеется в виду, что их планируется оставить).
Любопытно, что Хорошевское шоссе, продолженное мостом в зону СБ по генплану 1935г. не проходит на сквозь.
Планируется возведение моста в Троице-Лыково и уточнятся, что "постройка моста в этом месте обеспечит доступ в зону отдыха из юго-западных районов столицы а также обеспечит доступ на автомашинах в чудесные места Рублёво и Архангельского".
На высоком берегу (Троице-Лыково) проектируются дома отдыха и лыжный трамплин.
5. Правый берег реки Москвы. 2-я очередь строительства
Северная часть территории (район Строгино) превращается в систему полуозер (можно сказать реализовано, но только сейчас это одно большое озеро).
Путем подсыпки грунта остальная территория несколько поднимается.
В левой части иллюстрации можно увидеть открытый зеленый театр на подобии Зеленого театра 1930х гг. в Парке Горького арихтекторов Лазарева и Чериковера.
6. Курзал и северное излучие р.Москвы
"Исключительно красивыми в видовом отношении являются стрелки и излучены острова. Эти места используются для постановки гостиниц, курзала, обустройства пляжей"
Связь с городом осуществляется с помощью метро, троллейбусом, автобусом трамваем, речными трамвайчиками.
"Проектируется продление Звенигородского шоссе до Хорошевского шоссе"
"Автостоянки и места хранения велосипедов!!! предусмотрены при каждом пляже"
Источник: журнал Архитектура и Строительство Москвы за 1953г.
за поиск материалов спасибо С.Липгарту.