Оригинал взят у
firecutter в
Культура тире да.«Культуры точка NET»: Монологи о культуре, Игорь Попов, издательство «Книгоноша», серия «Национальные евангельские авторы».
«Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции» - извиняется издательство в приписке к аннотации. Я хорошо понимаю редакцию: не во всех краях нашего христианского протестантского сообщества приветствуется интерес к культуре: театру, кино, «мирской» литературе, не говоря уж о современных философах вроде Тимоти Лири, которые и в миру-то считаются эпатажными фигурами. Считается, что христианину полезно отгородиться от любого духовного воздействия мира и думать только о спасении своей души и выполнении Великого поручения, ибо некогда думать о постороннем, когда побелели нивы. Конечно, с этим не поспоришь, ибо слова «благочинно и непрестанно служить Господу без развлечения» (1Кор. 7:35) в Писании есть, а формула «жить в обществе и быть свободным от него невозможно» - это всего лишь философия. Я и не буду спорить, я лишь предложу свою версию служения, может быть не такую почётную и заметную, как евангелизационные мероприятия, но, как мне кажется, важную. И здесь моё мнение, я думаю, не будет сильно отличаться от мнения автора книги. Впрочем, авторское мнение лучше всего узнать, прочтя саму книгу (что рекомендую каждому читающему христианину), я же здесь напишу о том, что я думал, когда её читал.
Автор не высказал этой мысли словами, но её можно вывести из содержания: настоящее произведение искусства - книга, картина, кинофильм - это всегда проповедь Истины, необязательно «в лоб», как мы в баптистской церкви привыкли, но исподволь; это не декларация христианских ценностей и Божьих законов, а демонстрация их в действии, это именно то, что называется «научением», когда истина не прочитывается или выслушивается, чтобы потом забыть, но проживается вместе с автором или героями. И поэтому деятель искусства - служитель Божий. Талант всегда свидетельствует о Том, Кто его человеку дал, каким бы ни был носитель. Талантливый человек подобен левиту: служение Богу - его удел от рождения. И судьбы гениев часто похожи на судьбы ветхозаветных священников, халатно исполнявших свои обязанности. Однако Божий дух дышит вне зависимости от должностей и званий. У Илия были нечестивые сыновья, но был и воспитанник - величайший пророк Самуил. Так и гении земные могут оставлять последователей бездарных и порочных, но их творения способны разбудить способность слышать и узнавать голос Божий в зрителях, слушателях, читателях. Можно спорить о личности того же Оскара Уайлда, но нельзя пройти мимо «Портрета Дориана Грея» - подлинно библейской трагедии. Можно считать фантастику «низким жанром», но нельзя не признать, что творчество Брэдбери проникнуто библейской поэзией, Стругацкие бьются о неразрешимость этических проблем человеческими средствами, а Лем последовательно разбивает все космогонические теории, но все вместе они так или иначе, возможно против своей воли, подтверждают истину Евангелия: человек несамодостаточен и неспособен таковым стать, но мир устроен разумно и чудесно. Я уже не говорю о таких писателях, как Франсуа Мориак или Достоевский, которых с полным правом можно считать служителями церкви, потому что они отсылают читателя ко Христу не только художественными средствами, но и прямой своей речью. И кто после этого будет говорить о «бесполезности» культуры для христианина? Даже бунтарская культура рокеров - против чего этот бунт, как не против лицемерия общества, не верующего в собственные ценности. От любой культуры - лишь шаг до веры. Хватит ли смелости у человека его сделать? И хватит ли смелости у нас, верующих, «спуститься» с высот своей веры до глубин мирской культуры и показать возможность этого шага? Кстати, у тюремных евангелистов этой смелости хватает: ведь в тюрьме тоже есть своя культура. Но не весь ли мир есть в каком-то смысле тюрьма сатаны? Просто не в каждой камере этой тюрьмы (да простят меня братья-служители) для прославления достаточно трёх аккордов, где-то люди ждут большего, и где-то есть люди, от которых Бог может ждать большего.
Однако более правильно сравнивать одарённых людей не со священниками. Священнику не обязательно иметь талант: он служит по призванию, по обязанности. Его дело - проповедовать и приносить жертвы. Человек искусства, я думаю, выполняет в обществе другую роль - роль пророка. Роль человека, умеющего заглянуть в будущее и прошлое и внятно рассказать о том, «что будет, если...» Человека, понимающего законы мироздания на уровне интуиции. Человека, не постыдящегося сказать банальность, всем известную и ставшую общим местом, так, чтобы окружающие оглянулись и задумались. Хотя бы один человек оглянулся и задумался. Есть среди талантов те, кто понимает свою миссию подобно тому, как понимал её Андрей Тарковский, которому в книге посвящён целый раздел. Творчество Тарковского не всем может быть понятно, но ведь и слова пророков всегда требовали осмысления. Бог не только спускается к нам, чтобы спасти нас из трясины греха, Он ещё и побуждает нас самим приподниматься над этой трясиной. Хотя бы для того, чтобы ужаснуться её мерзости и почувствовать себя чуждым ей. Но лучше всего чтобы попытаться заглянуть за горизонт, где видна чудесная радуга Божьих обетований. Чтобы не терять ориентиров в пути и иметь ободрение. Именно поэтому истинный гений вынужден прорываться через непонимание и неприятие. Именно поэтому он часто неприятен окружающим - тем, что вырывает их из зоны комфорта, из привычного тёплого существования и заставляет смотреть туда, где свет слишком ярок, а тьма слишком непроглядна.
Проживём ли мы, христиане, без «мирской» культуры? Да, проживём конечно. Человек живуч, и может существовать, будучи лишённым очень многого. Вопрос в другом: проживёт ли культура без нас? Чего будет стоить она без людей, знающих и понимающих Евангелие? Не в том дело, что культура нужна христианству, а в том, что христианство нужно культуре. Настоящее, знающее мир и его устройство, любящее людей и светящее им любовью Божьей, а не декларациями и поучениями. Служащее людям «без развлечения».
Запись транслирована с
http://firecutter.dreamwidth.org/236005.html. Там же можно и комментировать.