Оригинал взят у
lilidiya в
Учат в школеOriginally posted by
snowleo_hatula at
Учат в школеМне все больше нравится софкина школа. Нравится своей ненапряжностью, простотой и добротой. Софка ходит туда играть, петь и бегать. ) Ну, еще в библиотеке книжки менять. Она носит туда игрушки, меняется ими, дарит, приносит чужие. Собственно учеба совсем не такая, к какой мы в России привыкли. Но она тоже есть. Знания сами прилипают. Учат часто непривычным для нас образом и неожиданным вещам.
Мы много раз спрашивали Софку, учат ли ее английскому отдельно от всего класса, с другими детьми-иммигрантам. Она всегда твердо отвечала, что нет. И только сейчас мы узнали, что два раза в неделю в школу приходит учитель английского как иностранного. В начальной школе и киндергартене подход такой: учитель наблюдает за детьми, слушает, как они говорят. А потом дает рекомендации классному руководителю.
Детям в школе объясняют, что у каждого человека есть свое личное пространство, каждый имеет на него право и что его не надо нарушать. Что делать, если кто-то зашел в твое и тебе из-за этого неприятно? Отойти в сторону.
Когда кто-то что-то делает неприятное тебе, правила, как реагировать, очень простые. Первое - отойти в сторону. Если не помогло - сказать прямо обидчику, что тебе не нравится. И если опять не помогло - подойти к старшему и попросить помощи.
Детей учат владеть собой. Учат простым упражениям, которые помогают успокоиться и сконцентрироваться. Например, последовательность, которую рекомендуется повторить 5 раз: потереть ладони друг о друга, провести ими от переносицы к вискам, обхватить себя руками за плечи, потом похлопать по бедрам.
Учат успокаиваться с помощью дыхания. Например, лениво водить пальцем по большой нарисованной на листе бумаги восьмерке: одна половина цифры - вдох, вторая - выход. И так, пока не почувствуешь себя спокойным. Или 6-ми угольник на листе А4, по нему надо вести пальцем: одна грань - вдох, другая - выдох, потом грань - задержка, опять вдох-выдох и задержка. Софке эти рекомендации понятны и нравятся. Я видела, как она брата учила успокаивающему самомассажу.
Или вот еще: как оценить масштаб проблемы, информация для ребенка. Софка принесла домой распечатку и пояснила нам, что к чему. На что вообще ориентироваться? Конечно, на эмоции взрослого. И дальше дается градация: малюсенькая проблема. Лицо взрослого улыбается. Софка пояснила, что малюсенькая проблема - это когда тебе достается игрушка нелюбимого цвета или когда кто-то лезет вне очереди. Да, а знаете, как маленьких канадцев учат реагировать на того, кто лезет без очереди? Их учат пропускать такого товарища вперед и считать это малюсенькой проблемой. ) В правилах дорожного движение говорится, что если кто-то ведет себя на дороге агрессивно, надо пропускать, уходить в сторону и ни к коем случае не соревноваться, тем более - не "наказывать". Еще один пример малюсенькой проблемы - дети одного роста кричат друг на друга.
Маленька проблема. Лицо взрослого спокойно и он показывает ок. Пример - кто-то мячом по голове получил.
Средняя проблема - лицо взрослого озабоченное. Пример - мальчика вырвало.
Большая проблема - большой ребенок обижает маленького. Лицо взрослого сердитое.
Огромная проблема - торнадо. ) Лицо взрослого испуганное.
Размер реакции должен соответствовать размеру проблемы. Ребенку предлагают посмотреть, как другие видят его проблему и подумать, как стОит реагировать - какой размер реакции будет соответствовать размеру проблемы.
Тут же расскажу про заинтересовавшую нас серию детских книжек. Мы нашли их в детском уголке в клинике, где мы наблюдаемся. Нам не приходилось сколько-то долго ждать врачей, потому мы мало что успели прочитать. Но ради одной из книжек мы даже задержались, чтобы изучить ее.
Книжки маленькие, каждая посвящена одной из форм детского проблемного поведения. Серия называется "Помоги мне быть хорошим". Например, в одной из книг ребенку объясняется, что такое истерика и что делать, когда истерика случается с другим ребенком. Но нас больше всего заинтересовала не книги про истерику, вранье, сплетничанье и воровство, а про ябедничество.
Я не раз встречала мнение, что детей в западных странах учат ябедничать. Это очень отличается от принятого в России подхода. Особенно изумляет, когда студенты "стучат" на списывающего или курящего травку товарища. Ладно, последние очень просто объясняется: существует студенческий кодекс чести, свод писанных правил, который все ученики обещают соблюдать. Они действуют в соответствии с этими правилами.
А для детей дается такое объяснение. Если ты хочешь рассказать взрослому, что сделал другой ребенок, чтобы привлечь к себе внимание, чтобы его поругали, чтобы на его фоне выглядеть хорошим - это плохо и делать этого не стОит. Но если ты думаешь, что чьи-то действия могут быть опасны для твоих здоровья или жизни или так же угрожают другому, если может быть нанесен вред чьему-то имуществу - тогда надо сообщать об этом взрослому.