В не так давно прочитанной мною книге И. Ялома "Когда Ницше плакал" есть интересная, но не новая для меня мысль.Однако в этой книге она расскрывается как-то иначе. И в тоже время мне не совсем ясна.
Вот она:
возможно причиной нашей глубокой привязанности, любви, страсти к человеку может быть тот образ, который мы складываем у себя в голове. Возможно самого человека истинного отличает от того, что мы о нём думаем масса уникальностей, которыми мы его наделяем. Может быть те образы, возникающие у нас в сознании от мыслей о другом человеке, очень нами надуманы и желанны и появились по причине нашей потребности в них, недостатка того, что мы в излишестве заметили в другом.
И вот что мне кажется. Так ведь и правда мы видим человека и складываем о нём свой мнение, рисуем образ исключительно в силу своих потребностей, возможностей, желаний. Разве не так?Тот, кто "удовлетворяет" наше желание думать о другом "по-нашему" становится нам близок, кто не подпадает под наши потребности отдаляется от нас или мы от него.
Многие наши страхи могут отражаться в другом близком нам человеке, Мы начинаем страстно желать видеть, чувствовать другого по причине того, что он нам что-то даёт и нам это надо.
Так и складывается наше личное представление о другом человеке. И где же здесь уловить истинное лицо и натуру нашего объекта страсти, любви, дружбы? А истины не может и быть. Только сам человек может знать о себе, иметь объективную или не адекватную самооценку, а мнения, образы всех остальных людей без исключения, на мой взгляд, это и будет набор необходимый для другого и таких образов-взглядов-наборов будет масса!
Вывод хочется сделать вот какой. Конечно, часто очень полезно взглянуть на "истинное" лицо другого человека и убедиться, как в книге с примером Ницше и его врача, что объект страсти всего лишь простой смертный со всеми его шаблонами, привычками и манипуляциями, что порой тот другой и есть жертва определённых обстоятельств и вы можете быть его жертвой, если такая роль вам подходит и для чего- то нужна. Нельзя знать, какой человек на самом деле! Что этот самый человек для нас есть набор из его поступков, фраз, чувств к нам и это мы принимаем за наше отношение к нему. Что для другого человека наш объект может быть совершенно иного образа по той причине, что откроются взору совсем другие поступки, фразы, желания. Это не значит, что один и тот же человек ведёт себя со всеми совсем по-разному.Хотя и это тоже! А лишь то, что каждый замечает своё, то, что ему хочется, в чём нуждается, чего боится, от чего отворачивается.
И та мысль книги, что важно увидеть настоящего человека, а не тот образ, который мы создали для него скорее мне не очень ясна. Что есть настоящий истиный человек для другого? Важно наверно быть настоящим для самого себя..И если увидеть или представить другого человека в его повседневности и "истинности" поможет кому-то пережить сильное чувство или развить другое, значит так надо, но настоящность другого человека от этого не будет всё-равно истинной. Просто потому, что истина может быть только для самого себя и о самом себе.
Таковы мои длинные рассуждения.