Демонстрация не сплотила оппозицию

Sep 22, 2014 20:26



Антивоенная риторика московского шествия не принесла оппозиции широкой поддержки.

После разгромного поражения, которое «внесистемная оппозиция» потерпела на недавних выборах в Мосгордуму (в городской парламент не прошёл ни один из ее кандидатов, включая известного актера Леонида Ярмольника), организованный 21 сентября «Марш мира» был призван продемонстрировать способность этой части политического спектра мобилизовать своих сторонников.

С точки зрения политтехнологий, определенные надежды на успех все же существовали, ведь по данным социологических опросов, большинство россиян выступают за мирное разрешение украинского конфликта. В июле этого года, по данным ВЦИОМ, 66 процентов жителей России высказались против участия российской армии в военных действиях. Поэтому идея мира или, скорее, даже неучастия в боевых действиях в любой форме электорально выглядела исключительно привлекательно.

Однако в реальности привлечь на свою сторону всех сторонников мира организаторы шествия оппозиции так и не смогли: помешало, как и всегда, обилие разногласий. Во-первых, москвичи, не говоря уже о жителях остальной России, не приветствовали негативное отношение к жителям юго-востока Украины. Население Донбасса и Луганска однозначно воспринимается как пострадавшая сторона конфликта и пользуется симпатиями российских избирателей. На этом фоне обращение к проукраинской символике в лозунгах и визуальном оформлении шествия не могло вызвать поддержки. Сказалось и то, что в соцсетях «Марш мира» с подачи патриотически настроенных блогеров был тут же переименован в «Марш предателей», а появившийся мем был активно подхвачен и растиражирован. В результате на старте акции неизвестными был вывешен на стене дома на Пушкинской площади огромный транспарант с этим девизом.



Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Во-вторых, не сильно добавили мероприятию популярности и выдвинутые организаторами экономические требования, в частности призывы к «отмене антисанкционных мер» (по данным августовского опроса «Левада-центра», идею ответных санкций в той или иной форме поддерживают 72 процента россиян).

В результате, еще на этапе подготовки шествия представители оппозиции серьезно разошлись во мнениях относительно «основной идеологической линии» и содержания лозунгов мероприятия. Эти же разногласия сказались и на явке самих лидеров протеста - в первый рядах двигались лишь бессменные лидеры уличных шествий Борис Немцов, Михаил Касьянов и Илья Яшин, а главной сенсацией мероприятия стало появление почетного лидера «Яблока» Григория Явлинского. Оценки явки на шествие разошлись даже у участников, не говоря уже о столичной полиции. ГУВД Москвы оценило количество пришедших в 5 тысяч человек, корреспондент газеты «Коммерсантъ» привел оценку в 10 тысяч участников, а фотокор «Новой Газеты» Евгений Фельдман насчитал примерно «18-20 тысяч, никак не больше». Единственным, кто насчитал больше участников шествия, оказался Борис Немцов, сообщивший о ста тысячах собравшихся.

Не сильно помог привлечению внимания аудитории и слух о возможном запрете мероприятия, появившийся за несколько дней до демонстрации. По этому поводу представителям мэрии пришлось даже делать специальное заявление. «Мы не отменяли согласования демонстрации 21 сентября. Если у организаторов нет другого мнения, то демонстрация состоится», - заявил тогда руководитель департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров.

Акции оппозиции проходили 21 сентября и в других городах России, однако, по данным МВД, мероприятия оказались «крайне малочисленными», передает ИТАР-ТАСС. В частности, в Петрозаводске и Саратове на мероприятия пришли по 20 человек, в Перми - 50, в Новосибирске - 10, в Сыктывкаре - 15, в Екатеринбурге - до 100 человек, а в Барнауле прошел одиночный пикет.

москва, россия, митинги, оппозиция, власть

Previous post Next post
Up