Прозрачность деятельности управляющих организаций

Jul 20, 2011 00:47

 Если хотя бы небольшая часть активных горожан объединится и займётся обеспечением прозрачности в деятельности своих управляющих компаний, то сможем добиться улучшения качества содержания не только своих, но и многих других домов в городе. Сократим количество приписок не выполнявшихся работ и разворовывание денежных средств собственников.
Действующее законодательство позволяет это сделать. Правительство в настоящее время декларирует своё намерение провести проверки управляющих организаций и обеспечить их прозрачность.
Привожу примеры таких деклараций (информация СМИ):
- «Заместитель председателя правительства страны Дмитрий Козак потребовал провести проверки не только предприятий - поставщиков коммунальных услуг, но и управляющих компаний, насколько они адекватно проводят расчеты с населением. Возможности спрятаться за коммерческой тайной больше не будет. В ближайшее время правите-льство разработает необходимые документы, которые обяжут комму-нальщиков раскрывать карты, а также установят стандарты раскрытия информации». Нет необходимости ждать обещанных действий правительства».
- "Российская газета" (Неделя №5199 (120) от 3.06.2010 г. (статья «Прозрачный управдом»): «Правительство намерено притормозить тарифы. Владимир Путин объявил о решении правительства ограничить рост тарифов естественных монополий... Из всех тарифов самое большое влияние на индекс потребительских цен оказывают тарифы на услуги ЖКХ. Как известно, в начале года в ряде регионов коммунальные платежи уже взлетели, вызвав бурю страстей. Чтобы ситуация не повторилась, право устанавливать нормативы сейчас передается с муниципального на региональный уровень: необходимый законопроект в Госдуме. Премьер пообещал убедить депутатов принять еще ряд полезных законов: об обеспечении прозрачности организаций, управляющих многоквартирными домами, о мониторинге реальных коммунальных платежей. Наведение порядка позволит избежать ситуации, когда людей вынуждают оплачивать услуги, которые они реально не получают, - заверил Путин, назвав абсолютно неприемлемой ситуацию, когда кто-то за счет вздувания цен пытается залатать дыры, вызванные неэффективностью, монополизмом или воровством».

Даю подборку нормативно-правовых актов, обязывающих управ-ляющие компании предоставлять по требованию собственников квартир информацию о перечне, обьёме и стоимости выполненных работ и материалов. Используйте эти аргументы при изложении своих законных требований в заявлениях и претензиях. так:

П. 2 ст. 24 Конституции РФ: «… Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Скрываемая информация о перечне, объёмах и стоимости работ и материалов, в условиях приписок и подделки подписей собственников в актах о приёмке выполненных работ, непосредственно затрагивает права собственников, оплачивающих работы и материалы.

- Ст. 165 Жилищного кодекса РФ: «Органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объёме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ».

- Ст. 10 3aкoна РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй»: «Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».

- П. 2 ст. 10 3aкoна РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй»: «Информация о работах (услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента; сведения об основных потребительских свойствах работ (услуг); цену в рублях и условия выполнения работ (услуг); полную сумму, подлежащую выплате потребителем; информацию о правилах … выполнения работ (оказа-ния услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) и информа-цию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги)».
Не зная объёма и стоимости предстоящих работ, перечня и стоимости необходимых материалов собственники квартир (потребители) не смогут определиться со своими возможностями по их оплате услуг и сделать правильный выбор перво-очерёдности работ.

- Ст. 10 3aкoна РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй»: «Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи доводится до сведения потребителей в технической докумен-тации, прилагаемой к работам (услугам), или иным способом, принятым для отдельных видов работ (услуг)».
Технической документацией, которая содержит всю выше перечи-сленную информацию, прилагается к работам и должна доводиться до сведения потребителей, является:
- Дефектная ведомость - включает в себя сведения об объёме необходимых работ и необходимых материалов.
- Локальная смета на виды работ - определяет стоимость работ и материалов в текущих ценах. Со-ставляется на основании дефектной ведомости.
- Акт о приёмке выполненных работ (форма КС-2) - отражает перечень, объём и стоимость произведённых работ, использованных материалов и полную сумму, подлежащую к оплате собственниками. После подписания подтверждает приёмку работы и право на её оплату.

- Ст. 33 3aкoна РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй»: «На выполнение работы (оказание услуги) … может быть составлена твёрдая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно».

На основании дефектной ведомости до начала работ составляется приблизительная, после выполнения работ твёрдая смета. Форма локальной сметы на виды ремонтных работ утверждена Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 15/1 от 5.03.2004 г. «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на тер-ритории РФ». В данной форме раскрыта предус-мотренная ст. 8 и 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй» информация о выполняемых работах (предоставляемых услугах): перечень, объём и стоимость работ и использованных материалов, сведения об исполнителе.
Закон не исключает требования сметы и при выполнении работ по статье «Содержание».

- п. 2.3.8. Постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному ком-плексу № 170 от 27.09.2003 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»: «Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда».
Из данного положения следует, что при проведении текущего ремонта на доме в состав комиссии по приёмке выполненных работ должен включаться уполномоченный представитель собственников помещений. Факт приёмки выполненной работы документально фиксируется росписями всех членов комиссии в Акте о приёмке выполненной работы по форме КС-2, которая утверждена и распространена на юридических лиц всех форм собственности Постановлением Российского статистического агентства от 11 ноября 1999 г. № 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капиталь-ном строительстве и ремонтно - строительных работ». Форма КС-2.
В данной форме раскрывается предусмотренная ст. 8 и 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй» информация для потребителей (собственников) о выполняемых работах (пре-доставляемых услугах): перечень, объёме, стоимости выполняемых работ и использованных материалов, све-дения об исполнителе.

- ст. 37 3aкoна РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй»: «Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем».

Потребителями являются собственники помещений. Следовательно, без росписи уполномоченного представителя собственников помещений в Акте о приёмке выполненной работы по форме КС-2 управляющая организация не имеет право оплачивать исполнителю (подрядчику) работу.
Вместо Акта по форме КС-2 управляющие компании предлагают собственникам подписывать непонятно кем выдуманную бумажку под названием «Акт», которая не содержит информацию о перечне и стоимости выполненных работ и материалов, к тому же, зачастую не заполняются имеющиеся в ней графы о номере и дате акта, исполнителя работ. Подделываются подписи собственников. Наличие данной бумажки сотрудники управляющих компаний объясняют необходимостью только зафиксировать факт выполнения работы. Какой - либо иной документ, подтверждающий саму приёмку выполненной работы текущего ремон-та, уполномоченному представителю собственников не представляется.

- п. 2 ст. 10 3aкoна РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй»: «Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нём устранялся недостаток (недостатки), потре-бителю должна быть предоставлена информация об этом».

Это касается и приобретаемых за счёт собственников материалов для работ текущего ремонта. Что не соблюдалось. За бывший в употре-блении и не пригодный для использования материал взымалась плата как за новый.

Отсутствие ответов на заявления, не своевременные ответы, ответы не по существу поставленных вопросов и бездействие по выдвинутым претензиям противоречат требованиям законодательства:
- Ст. 9. ФЗ № 59-ФЗ от 2.05.06 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»: «п. 1. Обращение, посту-пившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
- Ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ от 2.05.06 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»: «Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимо-сти - с участием гражданина, направившего обращение;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных инте-ресов гражданина;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, ука-занных в статье 11 настоящего Федерального закона.»
- Ст. 12. ФЗ № 59-ФЗ от 2.05.06 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»: «п.1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обраще-ния».

Для оправдания отказов в предоставлении собственникам информации о перечне, объёме и стоимости выполненных работ должностные управляющих компаний используют следующие ссылки:
1). Ссылка на п.11 ст. 162.ЖК РФ: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год»;
Сотрудники МУП ЖЭУ неправомерно используют подмену понятия «годовой отчёт» и «текущая информация». Поэтому и свой годовой отчёт за 2008 и 2009 годы они озаглавили в распечатке не словом «ОТЧЁТ», а словом «ИНФОРМАЦИЯ … за 2008 и 2009 год». Согласно стр. 445 тома 31 Большой Советской Энциклопедии: «Отчёт - объяснение (с приложением соответствующих документов) о денежных расходах, состоянии финансов, имущества.
2). Ссылка на п. 8 ст. 5 ЖК РФ: «В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса».

Но требования п. 2. ст. 24 Конституции РФ, п.п. 4 и 5 ст. 421 и п.п. 1 и 2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ, ст. 165 Жилищного кодекса РФ, Закона «О защите прав потребителей» не противоречат и не отменяют п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ» о предоставлении отчёта по итогам года. Годовой отчёт обязателен в любом случае. Мы же требуем не годовой отчёт, а предусмотренную перечисленными нормативно - правовыми актами текущую информацию по факту произведённых работах и по установленной нормативно- правовыми актами форме.

3). Ссылка на отсутствие в тексте договора требования о предос-тавлении отчёта чаще одного раза в год.

Составленный юристами управляющих компаний договора порой носят кабальный характер, на общих собраниях собственников квартир не утверждались и противозаконными методами навязаны собственникам квартир. Второй экземпляры этих договоров собственникам на руки не выдавались. В этих условиях договорные отношения отсутствуют.

Даже если договор и подписан законным путём, то ссылка на отсутствие в его тексте положения о предоставлении текущей собственникам информации о работах не означает, что управляющая компания её не обязана представлять. Обязана, т.к.:
- в ст. 16 3aкoна РФ N 2300-I от 7 февраля 1992 г. «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй» записано: «Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействитель-ными».
- в п 4 и 5 ст. 421 Гражданского кодекса РФ записано: «Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами».
- ст. 422, п 1 и 2 Гражданского кодекса РФ: «Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), дейст-вующим в момент его заключения».

4). Ссылки на сложность ведения учёта перечня и стоимости работ по статье «Содержание жилья» также не правомерны.
Например, делаются ложная ссылка на необходимость в этих случаях учёта всех выходов специалистов на дом для осмотров (составление актов и т.д.), ссылка на нехватку сотрудников для учёта. Но выходы сотрудников на дом для осмотров и составления актов входят в их должностные обязанности и оплачиваются в виде зарплаты не по статье «Содержание», а по статье «Управление МКД». До выявления фактов приписок и подделки подписей в актах о приёмки выполненных работ сложностей в учёте работ по статье «Содержание» не было. Эта информация спокойно предоставлялась в отчётах 2008 и 2009 годов, за январь и за февраль 20010 года.

5). Ссылки на «коммерческую тайну».

Согласно ст. 5. Закона РФ «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004 г.: «Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
- о составе имущества муниципального унитарного предприятия …и об использовании им средств соответствующих бюджетов;
- о факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение … безопасности каждого гражда-нина и безопасности населения в целом;
- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, … об их расходах;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Основным источником поступления средств в бюджет управляющей компании являются денежные средства собственников. Соответственно, в структуру основных доходов управляющих компаний входит оборот денежных средств собственников (переданных для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту дома). В условиях сокрытия информации ("коммерческая тайна") дополнительными источниками доходов управляющих компаний стали приписки, использование некачественных материалов (Б/У) и завышение тарифов.
Сокрытие информации оказывает влияние и на безопасность проживания в домах. Так как бесконтрольность со стороны собственников снижает полноту и качества работ, разрушает здания и инженерные коммуникации (выпадение кирпичей, растрескивание здания, прорывы отопления и т.д.)
Исходя из этого Закона РФ «О коммерческой тайне» и запрещает управляющим компаниям скрывать информации о расходовании денежных средств собственников (о перечне, объёмах и стоимости работ (услуг).

Характерно, что до выявления фактов приписок и подделки подписей в актах о приёмки выполненных работ в моём доме информация о расходовании средств собственников не считалась коммерческой тайной и предоставлялась. После требования предоставить на проверку другие акты и вернуть незаконно снятые (в результате приписок) со счёта дома деньги - информация о перечне и стоимости работ сразу стала коммерческой тайной. Ссылки на коммерческую тайну расцениваю как скрытие воровства.
Таким образом, законодательство позволяет собственникам требовать предоставления информации. Но правоохранительные и контролирующие органы на местах бездействуют и даже покрывают правонарушителей. Что, по моему мнению, является одной из главных причин существующего беспредела в сфере ЖКХ.
 Наглядным примером явилось соучастие в сокрытии от собственников информации ведущего специалиста Госжилинспекции  ... области по г.  ....   ....  и заместителя начальника Госжилинспекции  ...  области О ....
. В своих ответах и отписке они оправдываются противоправные действия управляющей организации. Мотивы оправдания приведены выше. Действия  ....  и ...  идут в разрез с их должностными обязанностями. требованиями законодательства и Правительства РФ. Так, в Положении о Государственной жилищной инспекции записано:
«Главной задачей инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан ... Инспекция организует выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, принимает необходимые меры по выявленным нарушениям».

Предлагаю:
1). Изложенные аргументы распространять среди уполномоченных представителей собственников (старших домов):
- для принуждения управляющих компаний выполнять требования законодательства о предоставлении информации по расходованию денежных средств собственников;
- для принуждения правоохранительных и контролирующих органов обеспечивать законность деятельности управляющих организаций.

2). Накапливать и распространять информацию о конкретных чиновниках (должность, фамилия, суть дела, должностные обязанности), нарушающих права граждан. Требовать привлечения их к ответственности (снятия с должностей) и возмещения за их счёт причинённого ущерба.

3). Оформлять претензии к своим управляющим компаниям с требованием предоставлять информацию по каждому требованию собственников.
Требуйте выполнять положения нормативно-правовых актов о предоставлении уполномоченным представителям собственников:
- до начала работ по текущему ремонту общего имущества дома представлять уполномоченному представителю собственников помещений дефектную ведомость (для росписи о согласовании перечня работ) и приблизительную смету (для предварительного согласования стоимости работ);
- после выполнения указанных работ представлять уполномоченному представителю окончательную (твёрдую) смету и Акт о приёмке выполненной работы по форме КС-2;
- представлять по требованию уполномоченного представителя собственников помещений информацию о пе-речне и стоимости каждой выполненной работы по статье «Содержание» и «Текущий ремонт». Предлагаю делать это путём распечатки информации на обратной стороне платёжной квитанции, как это делается в г. Волгодонске;
- без росписи уполномоченного представителя собственников помещений в Акте о приёмке выполненной работы по форме КС-2 не оплачивать подрядчикам выполненные работы (ст. 37 3aкoна РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I).
Желающие получить форму дефектной ведомости, сметы и акта о приёмке выполненных работ обращатся на адрес: kot.igor2010@yandex.ru или через наш форум "Некоммерческие организации".

4). При не выполнении требований подавать частные и коллективные (от собственников квартир) заявления в Госжилинспекцию по РО и прокуратуру города с требованием провести проверку управляющей компании (как того требует ...). Получите положительный результат или документальное подтверждение бездействия Госжилинспекции и прокурора города.

5). Совместно с инициативной группой (думаю она сформируется) продумать и реализовать форму требования к Администрации города  разработать и утвердить единый Технический регламент оказания услуг ЖКХ аккредитованными при администрации управляющими организациями. Предусмотрев в нём полную прозрачности всех имеющихся в городе управляющих компаний.

6). Подготовить единую болванку текста договора на управление домом, заложив в неё изложенные в данном анализе законные требования. Предлагаемые ныне управляющими компаниями договора носят кабальный характер и большинство горожан не знают как этому противодействовать. Предлагаю обсудить мной вариант договора.
ngo-taganrog.ning.com/forum/topics/prozrachnost-deyatelnosti    Не всё так трудно как кажется! Закон на нашей стороне!

указы, ТОСы, жск, тсж, наша жизнь, ук, постановления

Previous post Next post
Up