Евгений Кисин об Израиле

Jun 08, 2013 23:07



(На его персональной странице есть видео, а ниже интервью на английском: http://www.kissin.dk/interviews.html

В немецкой газете "Welt am Sonntag" аналогичная беседа на немецком
http://www.welt.de/welt_print/kultur/article8407261/Ich-kann-nicht-laenger-schweigen.html
И, по-русски:
Недавно (это было в 2011) он дал интервью Стивену Полларду, главному редактору старейшей еврейской газеты мира - лондонской Jewish Chronicle.
Ниже это интервью в свободном переводе с английского.

Даниэлю Баренбойму Кисин следовал только своей музыке. Но сейчас он решил, что как еврей не может молчать. «После всей этой антиизраильской истерии я почувствовал, что должен поднять голос в защиту Израиля», - заявил великий пианист. И в начале прошлого года написал открытое письмо генеральному директору Би.Би.Си. Марку Томпсону по  поводу практикуемой радиостанцией антиизраильской пропаганды.

Кисин невысокого мнения об артистах, которые выступают с необдуманными заявлениями, ибо заинтересованные политические лица попросту эксплуатируют их известность. «Мы должны быть чрезвычайно осторожны, если решили высказываться по политическим вопросам, потому что мы можем воздействовать на наших слушателей - и это очень большая ответственность, - говорит пианист. - Это влияние  может очень легко привести к отрицательным результатам. Мы, артисты, часто идеализируем действительность. Это часть нашего восприятия мира, нашей артистической натуры. Поэтому мы нередко склонны игнорировать реальность и принимать желаемое за действительное».

Некоторые полагают, что Евгений Кисин выступает против позиции Баренбойма по отношению к ближневосточным проблемам, не приемлет его публичную критику израильской политики и не приветствует создание оркестра «Западно-Восточный Диван», в котором израильтяне и арабы играют вместе. Однако критика Кисина специфична.

«Я думаю, - говорит он, - что попытки содействия миру и взаимопониманию между Израилем и арабами и, в частности, с палестинцами, путем создания совместного арабо-израильского оркестра - это замечательная идея, но я не понимаю, почему Баренбойм выбрал своим партнером в этом проекте такого человека как Эдвард Саид (палестинский ученый, напарник Баренбойма в  создании оркестра). В таком деле каждый участник должен быть критичным по отношению к своей стороне, но в то время как Баренбойм критиковал Израиль, Саид тоже во всем обвинял Израиль. Саид не верил в разрешение конфликта путем создания двух государств для двух народов. Он считал, что палестинцы были правы, отвергнув резолюцию ООН 1947 года о разделе Палестины. Когда израильская армия выводила свои войска из Ливана, Саид кидал камни в спины уходящим солдатам».
Стивен Поллард отмечает, что для Кисина предательство западной интеллигенцией Израиля достигло такой степени, что он посчитал необходимым использовать свою известность и высказаться публично. Его никак невозможно обвинить в незнании ситуации. Он демонстрирует ясность мысли, знание истории и подробностей в такой мере, что так называемым экспертам должно быть стыдно. И вот теперь пианист решил, что не будет больше молчать - он поделится своими мыслями со всем миром. В течении почти трехчасового интервью Кисин продемонстрировал обилие аргументированных высказываний, ссылок и цитат в поддержку своего мнения.
Господин Поллард пишет, что суть проблемы для Кисина заключается в непонимании Западом реальности: как в прошлом - в отношении к Советскому Союзу, так и в настоящем - в игнорировании факта опасности, грозящей существованию Государства Израиль.
«Когда я уехал из России в США, мне было только 20 лет, - вспоминает Евгений Кисин. - Тогда меня поразило, как наивны и вместе с тем самоуверенны были некоторые люди в своих мнениях по поводу происходящего в России. В начале девяностых  я смотрел по телевидению выступление Горбачева на встрече со студентами одного из  американских университетов. Горбачев имел chutspah заявить, что обе сверхдержавы проиграли холодную войну, которая «измотала наши экономики». Я это заявление счел возмутительным. Но что меня испугало - это то, что слова Горбачева были  встречены громом аплодисментов. Молодые американские студенты не понимали, что их страна выиграла холодную войну и спасла всё человечество. Такая же ситуация существует сейчас и выражается в непонимании опасности со стороны Ирана».
Кисин продолжает: «Десятилетиями режимы, которые поддерживали Советы, были прямыми врагами Израиля. Теперь нет Советского Союза, но есть Иран. Хотя Советы и разорвали дипломатические отношения с Израилем после Шестидневной войны, и постоянно поливали Израиль грязью в своей пропаганде, ни один из советских лидеров никогда не заявлял, что Израиль не имеет права на существование и должен быть уничтожен, - но именно это сегодня провозглашают иранские правители».
Пианист признается, что был рад заключению Ословских соглашений. «Я, естественно, думал, что это огромный исторический прорыв, который должен быть поддержан. Но постепенно стал терять надежду, наблюдая за тем, как правда была перевернута с ног на голову. Израиль стали обвинять в причине террора со стороны ХАМАСа и «Хизбаллы». Вскоре после Ословских соглашений арабский терроризм против мирных израильтян усилился. В это время правомерно и справедливо обвиняли ХАМАС в попытках сорвать мирный процесс. Любопытно, что сейчас очень немногие помнят этот факт, хотя в свое время о нем много писали и говорили.
Я слышал от разных людей, живущих в Европе, такие высказывания: «Если бы только Рабин был жив - он бы принес мир!» «Во времена Рабина не было убийств и интифады!» На самом деле, убийства только увеличились после подписания Ословских соглашений, а рейтинг Рабина перед покушением на него упал до 28%. И только благодаря всплеску симпатии к Рабину после его убийства его рейтинг поднялся до 82%.
Люди верят и помнят только то, что хотят. Даже если это прямо противоположно действительности».
Кисин вспоминает бывший Советский Союз, ссылаясь на книгу воспоминаний Александра Бовина. Авторитетный политический обозреватель стал послом СССР в Израиле после восстановления дипломатических отношений между двумя странами в декабре 1991 года. Позже он стал послом Российской Федерации. Вот что говорит по этому поводу Кисин: «Его книга никак не страдает отсутствием критики по отношению к Израилю. Но поражает контраст между книгой, написанной человеком, в котором не было ни капли еврейской крови, и высказываниями большинства нынешних западных СМИ. Бовин писал, что решение арабо-израильского конфликта лежит в признании арабами Израиля и обеспечении его гарантированной безопасности. Он предполагал, что палестинское квазигосударственное образование, юридически связанное с Израилем и/или с Иорданией будет принято в ООН, что  демилитаризованные Голанские высоты и Газа будут переданы Сирии и Египту соответственно, а единый и неделимый  Иерусалим останется столицей Израиля».
Для Кисина книга Бовина демонстрирует резкий контраст между отношением к Израилю тогда и сейчас. «Теперь Газой правит ХАМАС. Барак и Ольмерт уже предложили Восточный Иерусалим палестинцам. Мы не знаем, что намерен делать Нетаниягу. Мне сегодня хочется кричать, обращаясь к израильским лидерам: пожалуйста, придерживайтесь хотя бы линии бывшего российского посла!».
Поллард отмечает, что Кисин выглядит в своих высказываниях таким же страстным, как и за роялем. Он спросил пианиста, получает ли тот удовольствие от публичного выражения своих мыслей. «Это не так-то просто с психологической точки зрения. Это всё тревожные соображения, поэтому я бы не употреблял такие слова, как «получаю удовольствие». Но тем не менее, сейчас я ощущаю нечто похожее, выступая в защиту еврейского государства и, соответственно, моего народа».
Вопрос интервьюирующего: «Вы думаете о политической карьере?» Ответ: «Интересуюсь ли я политикой? Да. Собираюсь ли я ею заниматься? Нет. Но я не исключаю возможности, что если почувствую необходимость высказаться по какому-либо политическому вопросу, то сделаю это».
Замечание Стивена Полларда: «Возможно принципиальный, но не состоявшийся политик».
.
В продолжение беседы Евгений Кисин рассуждает о различных понятиях.
О долге. «Я думаю, что это относится не только к еврейским деятелям искусства, но и ко всем евреям свободного мира: мы должны постоянно  выступать в защиту нашего дела. Число наших врагов много больше - поэтому ради Израиля мы должны отбросить наши разногласия, объединиться и победить врагов нашей энергией и решимостью».
О высказываниях. «Сейчас многие западные СМИ продолжают клеветать на Израиль, и антисемитизм в Европе значительно усилился. Израильские политики свободно ездят в Марокко и Абу-Даби, но не могут приехать в Великобританию из-за боязни быть арестованными за вымышленные военные преступления. Из всех стран мира ни Китай, ни Иран, ни Саудовская Аравия, а только Израиль, единственное демократическое государство на Ближнем Востоке, является мишенью бойкота со стороны британских университетов. Организаторы гей-парада в Мадриде говорят израильским гомосексуалистам, чтобы те не приезжали, и не разрешают им принимать участие в параде... Неужели некоторые западные евреи верят, что им будет лучше, если они будут молчать в этих условиях и избегать выражения своей поддержки Израилю?»
О справедливости. «Я всегда пытаюсь быть объективным, и поэтому спрашиваю себя иногда: а что, если бы ситуация была обратной? Что, если бы у евреев была вся северная Африка, весь Аравийский полуостров, Палестина, Сирия и Ирак, а у арабов - ничего, и они хотели бы только Палестину? Единственный приходящий в голову ответ, естественный и справедливый в такой ситуации: священным долгом всего мира было бы отдать Палестину арабам и подавлять всякое еврейское сопротивление».
О диаспоре. «Враги Израиля поняли, что они не могут победить страну военным путем. Тогда они начали коварную  пропагандистскую войну против еврейского государства. К сожалению, необоснованный (idiotic) принцип Бен-Гуриона - «не важно, что говорят гои, важно, что делают евреи» - глубоко проник в сознание израильского общества (несколько лет назад израильтяне это начали понимать), и это нанесло огромный ущерб Израилю в пропагандистской войне. В наше тяжелое время я категорически против убеждения, что все евреи должны жить в Израиле,  потому что, в отличие от утверждения Бен-Гуриона, очень важно, что  говорят гои. Крохотный Израиль нуждается  в поддержке извне. Мы должны обеспечить эту поддержку, влияя на правительства и общественное мнение Запада, подобно тому, как это делают наши враги десятки лет. Наша сила - в единстве».
О гордости сикхов. «Несколько лет назад сикхская община Великобритании была возмущена тем, как ее представили в одной театральной постановке. Сикхи организовали массовые протесты, и спектакль был снят. Я больше не живу в Англии, но когда в прошлом году я читал критику на пьесу «Семеро еврейских детей», я думал в отчаянии: в Лондоне живут сотни тысяч евреев - почему же они не протестуют? Неужели наша национальная гордость менее важна для нас, чем сикхская - для сикхов?»
О важности Израиля для нас. «Правой рукой Сталина был Молотов. Его жена - Полина Жемчужина - была еврейкой. Она была убежденной коммунисткой, но когда было создано Государство Израиль и московская синагога стала собирать для него деньги и драгоценности, Жемчужина отдала все свои драгоценности в синагогу. Когда ее близкая подруга, не еврейка, сказала ей: «Ты с ума сошла?! Ты ведь жена крупного государственного деятеля!» - Жемчужина ответила: «Прежде всего я - дочь своего народа».
Когда Голда Меир приехала в Москву в качестве посла только что созданного государства Израиль, во время официального приема Жемчужина ей сказала: «Если у вас всё будет хорошо, то будет хорошо и всем евреям мира». Даже убежденная коммунистка, жена главного помощника Сталина, понимала это.
Неужели мы, евреи свободного мира, об этом забыли?»
На этом заканчивается интервью Евгения Кисина. Несмотря на всю свою занятость (а такие люди, как Кисин, невероятно заняты), выдающийся музыкант нашел время для личного редактирования представленного ему перевода. Это говорит о той важности, которую он придает поднятым им вопросам.
Когда выступают люди такого калибра, как Кисин, к ним прислушиваются с повышенным вниманием. Хотелось бы, чтобы таких выступлений было больше - особенно в нынешней политической обстановке.

Музыка, Культура, Израиль

Previous post Next post
Up