Оригинал взят у
uri_superfin в
К "Хайей Сара"В нашей недельной главе, "Хайей Сара" ("жизнь Сарры") написано (25:6), что Авраам услал сыновей Ктуры (она же Агарь, мать Ишмаэля) на восток, ДАВ ИМ ПОДАРКИ. Талмуд (Санхедрин 91:1) пишет, что под подарками подразумевается Знание, как управлять "нечистой силой".
Мааршаль спрашивает: ведь бней Ноах запрещено колдовство и т.п.! (То есть он, как и "Сэфер хинух", понимал, что не только сам запрет, что записан в Талмуде, но и все его производные - также запрещены). "Бэер шева" (весь в меня!) возражает, что только семь заповедей в чистом виде запрещены, и всё.
И даже если Мааршаль прав, уже писал рабейну Йерухам (БЙ ЙД 179), что если управление "темными силами" производится посредством "заклинаний" специальными формулировками, то такое - разрешено.
А еще "Бэер шева" объяснил, что Авраам сделал так, чтобы его дети видели бы, что все эти силы - совсем не альтернатива, не дай бог, Творцу: факт, что ими можно управлять! :)
МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ У КОТЕЛЯ?
В тр. "Брахот" (34:2) "Сказал рав Каана: "Почитаю я за наглеца того, кто молится в поле". РаШИ: "Ибо именно в закрытом месте способен человек ощутить страх перед Творцом и склонить свое сердце (к Нему)".
У Тосафот вопрос: написано (в нашей недельной главе): "И вышел Ицхак излить душу в поле". Речь идет о молитве, как говорит сам Талмуд (там 26:2). Выходит, что всё в порядке с молитвой в поле? :)
Два ответа в Тосафот: 1) он молился на будущей Храмовой горе, "ар а-Мория", а там "волиум" присутствия Творца такой сильный, что уже и без стен вокруг всё хорошо; 2) рав Каана говорил именно о том месте, где "ходють всякие" и мешают (или же сама молитва - не публичное действо, не для праздных зевак).
Вопрос: можно ли молиться у Котеля? :) Народ там ХОДИТ, а не только молится, и там боковые стенки так далеко, что и не считается!
Можно сказать, что там также ощущается святость места со всеми вытекающими. Но это еще бабушка надвое: Ицхак был на САМОЙ горе и это был ИЦХАК. Так что непросто экстраполировать.
"Эшель авраам (Бочач)" пишет (гл. 90 в ШО), что по букве закона достаточно и одной стены. ...Вот и славно...
Закон предписывает молящемуся возле Храмовой горы направить лик свой в сторону Святая святых. Народ у Котеля молится ПРЯМО. Значит, или Святая святых таки не была там, где сейчас мечеть, или народ ошибается. В любом случае, любопытно :)