Вино и другие алкогольные напитки в песнях Аквариума и БГ

May 08, 2012 13:10

Оригинал взят у moncave в Вино и другие алкогольные напитки в песнях Аквариума и БГ



Я не стану записываться в серьезные исследователи творчества БГ и Аквариума, и даже претендовать на полноту или достаточную глубину конкретного исследования. Скажем так - я просто люблю Аквариум, слушаю его года с 82-го, и эти песни сильно повлияли на моё мировосприятие, и самоощущение. То есть, с Аквариумом у меня давняя и прочная любовь. С вином всё было сложнее. Как любой (когда-то) молодой человек я больше был увлечен результатом потребления алкоголя, нежели процессом. Молодость прошла, разумеется, под «беленькую», но чем я становился старше, тем меньше было интереса «выпить удолбаться». Напротив, тяга к тонким удовольствиям, получаемым от постижения и анализа ароматов и вкусов, возобладала во мне, и последние несколько лет водку я почти не употребляю. Всё это абсолютно банально и происходит с огромным количеством людей. Да и речь дальше вовсе не обо мне.

Так или иначе, сегодня вино является для меня профессиональной сферой деятельности. Поэтому, не попытаться осознать старую любовь в новом ракурсе, не найти новые краски, не расширить горизонт понимания - было бы нелепо. Вот почему в нескольких следующих абзацах, я попытаюсь дать небольшой анализ темы спиртных напитков и их потребления в песнях Аквариума.

Все тексты песен, которые я анализировал, приведены на официальном сайте группы http://www.aquarium.ru/main.html. Названия альбомов и песен соответствуют официальной трактовке на том же сайте. В данное обозрение не вошли англоязычные альбомы Аквариума (кому интересно будет дополнить мой обзор  - развлекайтесь).





Альбомы 70-х лет.

За исключением альбома 1978 г. «Все братья - сестры», песни которого в основном были все перепеты в более поздних записях, ни один ранний альбом не содержит упоминаний об алкоголе. Песни из «Все братья - сестры» вошли в статистику основного исследования.

Вообще раннее творчество БГ должно быть исследовано более детально. Я же ограничусь упоминанием только одного стихотворения - «Картинки из сельской жизни», где «Усталые седые агрономы … Из удобрений гонят самогон и, пьяные, играют в «накось-выкусь». Это стихотворение вошло в «концертную» запись 1984 года - БГ (стихи, песни) и также попало в общую статистику.

Естественные альбомы Аквариума и БГ, а также отдельные песни и стихи, записанные в концертных альбомах.

В основном творчестве БГ тема алкоголя поднимается довольно часто - больше четверти песен (с учетом даже инструментальных треков, вошедших в основные альбомы) содержат либо упоминание конкретных видов алкогольных напитков, либо прямо указывают на факты употребления алкоголя или последствий его употребления. Всего таких песен (и стихов) я насчитал 96 (уникальных записей, без учета повторения композиций на концертных альбомах).



Чаще других алкогольных напитков упоминается вино (упоминания в 40 песнях), и чаще всего без уточняющего указания на тип вина. Только в двух случаях существуют уточнения - в песнях «Сентябрь» (Табу) - «Белый стол, черный чай, пурпурное вино», и в песне «Дуй» (Лошадь белая) -  «Девочки хотят ярко-красного вина».

Также, в двух песнях вино характеризуется как горькое. В  «Моей звезде» (Акустика) - «А ей лишь горькое вино» и в «Никите Рязанском» (Русский альбом) - «Она крестила его солёным хлебом и горьким вином».

Песня «Держаться корней» (Акустика) содержит редкую у БГ для вина контекстно уничижительную характеристику - «И медитировать на потолке, облитом дешевым вином».

В песне «Катя-Катерина» (бонус-трек к альбому Навигатор) состояние вина характеризует героиню  - «Он был второй помощник капитана, она была как юное вино».



Во всех остальных песнях вино присутствует, но никак не характеризуется.  В тоже время, нельзя не обратить внимания, на то, что вино часто обозначает нечто возвышенное и таинственное, либо является атрибутом некоторых сакральных действий.  Так в песнях «Генерал» (бонус-трек к Русскому альбому) и «Максим Лесник» (Снежный лев) вино находится не в каких-нибудь стаканах, а непременно в чашах.  (Забавно, что единственное вино, непосредственно поименованное в творчестве БГ, одно из великих вин Бордо - Шато Лафит в песне «Зимняя роза» (Песни рыбака) употребляется нарочито небрежно - «Но иногда едешь в поезде, пьешь Шато Лафит из горла».)

Впрочем, та же «Зимняя роза» является одни из примеров того, как БГ упоминает вино в аллюзиях на библейские сюжеты - «Они до сих пор пьют твою кровь, и называют её вином» - и таких моментов немало: «Чай» (Синий альбом) - «Пора обращать воду в вино»;  «Диплом» (Ихтиология) - «Она коснётся рукой воды, и ты скажешь, что это вино»; «Дело мастера Бо» (День Серебра) - «Они съедят твою плоть, как хлеб, и выпьют кровь, как вино»; «Стерегущий баржу» (Навигатор) - «Я хотел стать водой для тебя, меня превратили в вино»; «Там где взойдёт Луна» (Лилит) - «Если в новых мехах пыль вместо вина».

Упоминание вина у БГ может выступать как источником положительных эмоций «Не правда ли славно, что кто-то пошел за вином!» - «Музыка серебряных спиц» (Радио Африка), так и содержать негативные коннотации «Назолотили крестов, навтыкали где ни попадя; да променяли на вино один, который был дан.» - «Волки и Вороны» (Русский альбом).

В целом, вино в песнях Аквариума появляется на протяжении всего творчества. Несколько больше в ранних альбомах, например в Синем альбоме, Акустике и Электричестве, Табу и Ихтиологии. Хотя в ту, советскую еще пору, хорошего вина в стране фактически невозможно было достать, тем не менее, наиболее частое упоминание вина в песнях Аквариума можно считать одним из признаков самоопределения группы, как городской и интеллигентской. Впрочем, это далеко не единственный и не главный из этих признаков.

Второе место по частоте упоминаний в песнях Аквариума делят водка и портвейн (по 8 текстов с  упоминаниями этих напитков). Начну с водки, поскольку если приравнять слово «горькая» к водке, то все-таки таких упоминаний будет 9.



Водка называется «горькой» в одной единственной песне - «Звёздочка» (Кострома mon amour) - «А третий пьёт горькую, да всё поёт об одном». Другой известный синоним - (ласковое, пролетарское)  «беленькая» - не встречается у Аквариума ни разу, что на самом деле ничуть не странно. Во всех случаях упоминания водки, контекст песни показывает либо нейтральное, либо негативное отношение поэта к этому напитку. Впрочем, чаще все-таки нейтральное, например «Я храню для них водку в пальто» - «Новая жизнь на новом посту» (Ихтиология). Примерами же негативного контекста можно считать песню «Древнерусская тоска» (Снежный лев) где «Ямщик опять нажрался водки или просто лёг вздремнуть» или фразу «Дайте северным варварам водки в постель» из песни «Крем и Карамель» (ZOOM ZOOM ZOOM).

Упоминания водки случаются во всех периодах творчества от Ихтиологии до Пушкинской 10.

Упоминания портвейна, напротив, сосредоточены исключительно в «старом» Аквариуме. Последнее упоминание в «естесственном» альбоме, это бонус трек к Русскому альбому 1991 года - «Ода критику» где лирический герой смотрит «как голова твоя портвейном облитая, перегорела, как авто - мобильная свеча». Позднее портвейн упоминается только в «Песне о несостоявшемся отъезде», вошедшей в антологию Кунсткамера 1998 года «Сегодня мне не хочется спать. Стакан портвейна, пустая кровать.»



Тут надо сказать, что портвейн часто упоминается в ироничном плане (но с затаённой симпатией), когда Сторожу Сергееву (Ихтиология) друзья прямо в рот «быстро вливают портвейна литр» или к Иванову (Акустика) «приходят люди с чемоданами портвейна». Уместно отметить, что портвейн обычно привязан непосредственно к какому-либо персонажу. Кроме уже упомянутых сторожа Сергеева и Иванова обнаруживаются «боцман - любитель портвейна и сноб», а также бредущий «приблизительный воин с бутылкой портвейна в руке» из песен «Матрос» и «Начальник фарфоровой башни» (обе в Треугольнике).

Отступая от темы, замечу, что и портвейн в ту пору был отнюдь не тем благородным португальским вином, которым сегодня можно усладить свой вкус. Наиболее часто употреблялась отечественная продукция, характеризовавшаяся мутным видом, пугающим окисленным ароматом и невыносимым приторно-сладким вкусом (о послевкусии, также как и о последствиях употребления того портвейна я лучше умолчу). Поскольку даже неизбалованные эногастрономическими изысками советские граждане не все могли пить такую дрянь, сладкий креплёный портвейн считался уделом либо закоренелых алкоголиков, либо конченных творческих интеллигентов (сторожей, истопников, дворников), идущих нелёгкими путями к расширению сознания.

На четвёртом месте в нашем рейтинге оказывается пиво (5 упоминаний).



При этом, в четырёх песнях из пяти пиво упоминается, как живительный и воскрешающий напиток, излечивающий тело и душу при последствиях алкогольного отравления: «Холодное пиво» (Арокс и Штер) - «Холодное пиво, ты можешь меня спасти»; «Ангел всенародного похмелья» (Феодализм) - «И граждане страны желают пива»;  «Иванов» (Акустика) - «В предвкушеньи кружки пива - в понедельник утром жизнь тяжела»; «Сторож Сергеев» (Ихтиология) - «И он трясясь выходит за дверь, не зная еще куда. Желает пива и лечь поспать …». И только музыкальные и начитанные «два тракториста, напившихся пива, идут отдыхать на бугор» - «Два тракториста» (Треугольник) - просто отдыхать, на фоне широко трепещущих нив.

Далее плотной группой (по 3 текста с упоминаниями) следуют коньяк, самогон и виски.



Коньяк упоминается как в старых Электричестве «Мой друг музыкант» - «Во славу музыки сегодня начнём с коньяка…» и Ихтиологии «Песня №2» - «И ты гложешь лекарство, как будто твёрдый коньяк», так и в одном из последних альбомов - Пушкинская 10 «Вперёд Бодхисаттва» - «В ресторане мы купили бутылку коньяка». Кстати, в этой уникальной песне упоминаются также и вино, и водка.

Самогон, кроме уже упомянутого стихотворения «Картинки из сельской жизни» присутствует в песне «Странный вопрос» (Ихтиология) - «или гонят самогон из того, что нет смысла красть» и в «Достоевском» (Беспечный русский бродяга) - «Там хирург самогон пил из горлышка».





Виски впервые появляется в песнях Аквариума довольно поздно - в альбоме 1995г. Навигатор - «Вот стол где я пил, вот виски со льдом» - «Гарсон №2». Виски всегда соседствует с указанием на что-то заграничное. Так в «Гарсон №2» это и Латинский Квартал с Camden Lock и «иконы битлов», да и сам гарсон, не названный банально официантом. В прекрасном «Гимне Анахорету» (Беспечный русский бродяга) - виски соседствует с тёмным ирландским элем Гиннес (и это еще одно редкое упоминание конкретной марки напитка, впрочем, на мой взгляд того заслуживающего), а в «Вятке-Сан-Франциско» (Пушкинская 10) само действие происходит в Сан-Франциско на улице Индианы - «льются коктейли и плещутся виски, и кружатся квадратные диски»

Кроме того для виски, видимо сильно любимого БГ, тоже сделано исключение в виде упоминания конкретных наименований, причём сразу двух - известных островных «копчёных» виски - Лагавулин и Лафройг в песне «Беспечный русский бродяга» с одноименного альбома.

Упоминаний в двух песнях удостоились Шампанское и спирт.



Шампанское появилось в Радио Африка, где аристократичный Мальчик Евграф - «поил шампанским всех бездомных собак» и вернулось только в самом свежем альбоме Архангельск в совершенно иной обстановке -  в песне «Назад в Архангельск» где «калика перехожий пьёт с кухаркой Дуней шампанское в прихожей».  Одно вино, а какие разные ситуации!



Спирт же присутствует в двух, весьма разных песнях. В совершенно метафизической песне «Древняя кровь» (Письма капитана Воронина) - где герой «пил спирт где-то в углу» перед тем, как сказать своё сакраментальное - «Если падают звёзды - подставит ли кто-то ладонь?», и в молитвенной «Боже храни полярников» (Феодализм) - впрочем, там спирт не питьевой, а технический (но, разве это что-то меняет?) и, тем не менее, повторю за Аквариумом - «Удвой им выдачу спирта, и оставь их, как они есть».

Также в двух песнях упоминается словосочетание «водка-мартини».


Известный шпионский коктейль только в одной из песен привязан непосредственно к герою британского писателя Флеминга - «Марш Священных Коров» (Архангельск) - «Найди семь отличий на этой картине, а лучше неси сюда водку-мартини (Shaken not stirred!)». В другой же песне, это и не коктейль вовсе. Коктейль расслаивается на составляющие и скорее олицетворяет некоторый неуместный шик - «На её стороне» (Лилит) - «На паперти водка-мартини, соболя-жемчуга».

Чистый вермут Мартини также упомянут в песне «Марш Священных Коров» и это является последним (на сегодняшний день) упоминанием конкретной марки алкогольного напитка в песнях Аквариума.



Однократно в разные времена упоминались в песнях Аквариума такие напитки как: джин -«Народная песня из Паламоса», горилка - «Зимняя роза», пастис «День в доме дождя», ром «Сталь», сакэ - «Пока несут сакэ». Если столь редкое упоминание горилки или пастиса мне кажется вполне закономерным, то при очевидной любви БГ к стилю reggae, также как и ко всему восточному - единственные упоминания рома и сакэ, выглядят обидным упущением. Впрочем, ему, разумеется, видней.

Наверняка многие любители песен Аквариума обратили внимание на сосуществование прямо противоположных по настроению песен «Мама, я не могу больше пить» и «Стаканы» в рамках одного альбома (Беспечный русский бродяга). Однако, заслуживает внимания еще одно наблюдение. В тяжелой и минорной песне «Мама, я не могу больше пить» алкоголь в конечном итоге провозглашается демоном «Скажи в церкви, что во всех дверях стоит бес - Демон Алкоголь».   Однако, уже в том же альбоме, в песне «Скорбец» характер отношения к алкоголю резко меняется - «На льду Бел-озера один на один, сошлись наш Ангел Алкоголь и их Демон Кокаин». Вот такие дела.

Практически во всех альбомах есть песни (всего таких песен 26), в которых определенный напиток не обозначен, но факт его употребления очевиден: «Ведь я напьюсь, как свинья, я усну под столом, в этом обществе я нелюдим» - «Контрданс» (Акустика); «И если мы встретим его в пути, должно быть, придётся напиться» - «Дядюшка Томпсон» (Пески Петербурга); «Вчера я пил и был счастливый, сегодня я хожу больной» - «Центр циклона» (Снежный лев); «Когда я допью, и бокал упадёт из окна» - «Без названия» (Дети Декабря).

И только три альбома - «Равноденствие», «Любимые песни Рамзеса IV» и «Гиперборея» абсолютно избежали алкогольной тематики. Впрочем, эти альбомы настолько разные, что, похоже, это единственная их общая черта.

Алкоголь в творчестве БГ и Аквариума играет не последнюю роль. Однако, никто, никогда не характеризовал Бориса Гребенщикова, как горького пьяницу. Да и не совместимо пьянство с каждодневным трудом, без которого не пишутся песни, не собираются концерты, не сводятся записи. Сам БГ уже давно написал «Мне 33 и я выпил достаточно яду» - «Охота на единорогов» (История Аквариума. Архив т.3), так что видимо, давно не злоупотреблял, а сейчас «клянусь, я читал это сам» похоже и вовсе не прикасается к алкоголю. Что ж, всему своё время.


Пожалуй, на этом всё. Своим обзором я вовсе не хотел бы завлечь Вас в опасные алкогольные путешествия (пусть этим занимаются повар Макаревич с его другом наркологом),  а  только побудить Вас еще раз послушать эти песни и, возможно, найти в них те затаённые смыслы, и те волшебные грани, которые раньше Вам не открывались.

Ах, да - «Во благо всех живых существ!»

link, БГ, ЖЖ

Previous post Next post
Up