Feb 05, 2025 11:56
Общаясь с коллегами по цеху, сталкиваюсь с тем, что им не всегда известны некоторые важные эффекты и "законы" из области социологии науки. В отличие от естественнонаучных законов они выполняются не всегда строго, но статистически значимы.
1) Эффект Матфея: Обладание преимуществом способствует его накоплению и наоборот. "…ибо всякому
имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.."
Самый частый пример в нашей области - накопление грантов и проектов у тех, у кого они и так были и есть.
2) Принцип Арнольда: Если какое-либо понятие имеет персональное имя, то это - не имя первооткрывателя.
И разумеется, принцип Арнольда распространяется на него самого :) Прекрасные иллюстрации в области истории астрономии можно найти в книгах Решетникова "Почему небо темное" и Ефремова "В глубины Вселенной"
3) Закон Гудхарта: Когда мера становится целью, она перестает быть хорошей мерой.
Истории с наращиванием Хирша и оценкой эффективности по штукам публикаций - во многом б этом.
4) Эффект Даннинга-Крюгера: Человек не в состоянии объективно оценить уровень своей компетентности.
В случае низкой компетенции есть замечательная ругательная формулировка, в цензурном варианте: "тупой не понимает, что он тупой, так как он тупой". Применимо во многих областях, особенно, когда слышишь: "Не надо мне объяснять, я и так прекрасно знаю"
наукометрия,
история науки