Рассказал на "Чердаке" о нашей обсерватории.

Aug 03, 2015 13:36

Еще в начале лета дал по скайпу интервью для "Чердака ТАСС", на днях вышло в виде вот этой заметки:
"Четыре дома, школа и два телескопа.
Алексей Моисеев - о САО РАН, жизни в Карачаево-Черкесии и об астрономии в России"
У самого впечатления от того, что получилось, противоречивые. С одной стороны, местами получился живой рассказ о разных волнующих ( Read more... )

БТАшное, научпоп

Leave a comment

Comments 17

alien3 August 3 2015, 11:15:50 UTC
Да, это одно из первых условий, которые я всегда обсуждаю - показать, материал перед печатью.

Reply

moisav August 3 2015, 13:48:13 UTC
У тебя бОльший опыт общения с разными СМИ. В моем же небогатом опыте, каждый раз, когад речь шал вот о таком развернутом интервью-газетной заметке, текст всегда прислылался (газета.ру, STRF, "Поиск" и т.п.). Я дадже наивно считал, что напоминать журналисту из специализировангого научного отдела о согласовании, это проявления неуважения, настолько это очевидная процедура :)

Reply

alien3 August 3 2015, 13:52:30 UTC
Да вот оказывается, что не очевидная. :-)

Reply

(The comment has been removed)


alien3 August 3 2015, 11:18:01 UTC
"Я был одним из немногих людей нашего выпуска, которые могли заниматься наукой в России и не искать дополнительного заработка" - это ведь отчасти благодаря "Династии"?

Reply

moisav August 3 2015, 13:44:57 UTC
Нет. Когда я учился в аспирантуре (1999-2002) "Династии" еще не существовало. У нас было реально жить на аспирантскую стипендию. Плюс возморжности для включения в грантовские программы по различными тематикам наблюдателю БТА открывались куда более широкие, чем, скажем, среднему аспиранту МГУ.

Reply

alien3 August 3 2015, 13:49:17 UTC
Реально, потому что не в Москве? То есть местные цены и служебное жильё рядом с САО способствовали?
А какая примерно была стипендия? У меня в Королёве в конце 2002 года зарплата (цеховой инженер-технолог) была 7000 р "грязными" (без вычетов) - денег не оставалось, но "на еду" и общежитие хватало.

Reply

moisav August 3 2015, 14:45:08 UTC
Я уже и не вспомню точную цифру, кажется, в 99-м начинали с академической аспирантской стипендии в ~3 т.р. При этом условно-бесплатное общежитие, нулевые транспортные расходы (до работы - 200 м). Еда дешевле, сравнительно с тогдашней Москвой... Соблазнов, меньше... :)
Я почти сразу стал ответственным за метод наблюдений - это удвоение зарплаты... И т.д..
В 2001-м я уже участововал в INTASе - что-то около $2000 год
Помню, аспирантом мог всегда позволить купить билет до Москвы, что на поезд, что на самолет...

Reply


ez98 August 3 2015, 11:34:52 UTC
Вот не пойму -что мешало доставить на Майданак зеркало 40тонн?

Reply

moisav August 3 2015, 13:57:18 UTC
Ничего, кроме решения ЦК (приписывалось лично Косыгину): "строить в РСФСР". Тогда многим казалось абсурдом. В итоге - правильное. Привезли бы в Узбекистан, получили бы Майданак: национализацию инструмента, редкая работа, когда приежие наблюдатели привозят аппаратуру, перебои с электричеством и т.п... Да и этого бы не было, так как 6-м телескоп куда как более рессурсоемкий, чем стоящий сейчас там 1.5-м. Потерять его легче, запустить после простоя - куда сложнее...

Reply


(The comment has been removed)

moisav August 3 2015, 20:52:25 UTC
Я тоже думаю, что Косыгину это приписывают, поскольку он потом посещал телескоп :)
Не думаю, что технически это было невозможно. До восточного берега Каспия - по воде, а там трейлером через пустыню. Другой вопрос - зачем?
Это уже поздние рассуждения Щеглова, 70-80 гг., о том, что надо переносить БТА на Майданак, навеяные мифами о том, что все проблемы телескопа - это плохой астроклимат

Reply


anonymous August 3 2015, 21:40:02 UTC
Леша, ты там сбился, пересчитывая заготовки для зеркала (или журналисты утомились их считать?). Их было три: первая, действительно, лопнула при остывании, вторая была установлена на телескоп, но оказалась с большими проплешинами в полировке, и через год-полтора была заменена на третью, с которой до сих пор наблюдаем. Именно вторая, снятая с телескопа где-то в 1977 году, долго лежала под окном башни в коробке, а потом была отправлена в Лыткарино на переполировку.

Reply

moisav August 3 2015, 22:03:58 UTC
Разумеется, я подробно рассказывал всю эту историю.
Итоговый текст, хотя и краткий, но, в целом верный: зеркал, добравшихся до телескопа, было два, а та, первая заготовка, что раскололась, до статуса "зеркала" не дошла. Сейчас мы работаем со ВТОРЫМ зеркалом из ТРЕТЬЕЙ заготовкой. В тексте это все есть, но порядок предложений сбит.
Лучше было бы, конечно: " Первая заготовка просто раскололась после отливки. Последующее первое зеркало было неудачным. … Второе зеркало удалось лучше, … и на нем мы работаем до сих пор."

Reply


Leave a comment

Up