Jan 11, 2018 16:35
Религия и разум
Мы знаем, что практически все человеческие качества, способности, особенности психики и поведения в той или иной мере присутствуют и у животных. Животные способны радоваться и скучать, любить и ревновать, обманывать, хитрить, притворяться, стесняться, чувствовать раскаяние и т.п. Важно, что животные во многих случаях способны мыслить и поступать так же, как в подобных ситуациях действуют люди. Специально поставленные эксперименты выявляют удивительные совпадения в психике животных и человека. Вызывает удивление альтруизм, который проявляют животные, причём нередко по отношению к животным не своего вида. Например, широко известны примеры, когда животные одного вида спасают и выхаживают детёнышей другого вида. Интернет облетел ролик, на котором кошка защищает ребёнка от собаки. Можно долго рассказывать о человекоподобном поведении животных. Практически любое человеческое качество в той или иной мере может наблюдаться у животных, причём далеко не только у высших обезьян.
Исключением является религия, вера в бога. Это не наблюдается у животных даже в самых примитивных, зачаточных формах, во всяком случае, пока ничего подобного, хотя бы похожего на религию, не обнаружено. Этот феномен не выявлен ни в процессе наблюдения за животными в естественной среде, ни в лабораторных условиях. Можно предположить, что у животных есть представление о религии, есть свои примитивные божества, просто мы не умеем это понять. Представляется, что такое утверждение несостоятельно. Ведь религиозные представления у людей в чём-то себя проявляют. Если мы знакомимся с поведением людей самой примитивной, далёкой и непонятной нам культуры, то всегда наблюдаем какие-то обряды, какие-то предметы религиозного культа, какие-то культовые сооружения, идолы, амулеты и т.п. Ничего похожего хотя бы отдалённо у животных мы не находим.
Единственно, что наблюдается в мире животных подобное по внешнему проявлению религиозному поведению, так это отношение собаки к хозяину. Собака появляется на свет, а хозяин уже есть. Хозяин почти всесилен. Он заботится о собаке, может её поощрить, но может и наказать. Собака умирает, а хозяин остаётся. Хозяин для собаки вечен и бессмертен. Хозяин для собаки бог, но можно ли признать, что у собаки наличествуют религиозные чувства? Всё же это преклонение и привязанность к человеку, а не к божеству, хотя собака может думать иначе. Но если рассмотреть тандем хозяин-собака как пример некой модели поведения, то следует признать, что в этой модели присутствуют все признаки религиозного поведения: бесконечная и часто бескорыстная преданность своему «божеству», безграничная вера в его всемогущество.
Очевидно, что у собаки имеются какие-то механизмы, которые заставляют её проявлять к хозяину чувства, сходные с чувствами верующих к Богу. Очевидно, что собака признаёт хозяина за своего бога потому, что она так устроена, такое поведение заложено в неё природой. Возможно, что это идёт от жизни далёких предков собаки в стае, где вожак решал всё и определял поведение стаи. Оказалось, что такая организация жизни в стае в конечном итоге оказывалось полезной для всей стаи и для каждого отдельного животного. Это поведение, т.е. беспрекословное подчинение каждого члена стаи вожаку, закреплялось из поколения в поколение, а сегодня проявляет себя в форме добровольного и беспрекословного подчинения собаки хозяину. Но, всё же, несмотря на внешнюю похожесть, поведение собаки весьма трудно принять за религиозное, за некий зачаток религии.
Почему же у животных, в отличие от человека, нет веры в Бога, нет религии? Конечно, верующие люди могут сказать, что представление об истинной религии в сознание человека вложил Бог, а в животных не вложил, ибо животные были созданы для человека, чтобы человек «владычествовал» над ними. Но такие объяснения всегда объясняют всё и ничего. И если довольствоваться такими объяснениями, то вообще ничего объяснять и не надо. Тем более, что религий много, и еще больше было в прошлом. И трудно понять, почему Бог решил вложил в сознание разных людей так много разных религий, а для животных не создал хотя бы одну простенькую.
Очевидно, что причину отсутствия религии у животных следует искать в каких-то свойствах, качествах, которые присущи именно человеку и существенно отличают человека от животного. Представляется наиболее очевидным, что это человеческий разум. Интересно, что строго определения разума нет, хотя на интуитивном уровне все мы понимаем, что это такое. Останемся на интуитивном уровне, т.к. для дальнейших рассуждений и этого достаточно.
Можно было бы сказать, что если религии у животных нет из-за отсутствия у них разума, то значит религия и понятие Бога есть творения разума. Но можно сказать иначе, что Бог дал человеку разум, чтобы человек мог познать Бога, мог следовать его заветам. Выбор формулировки - личное дело каждого. Существенно же здесь то, что религия могла возникнуть только при определённом развитии человеческого мозга. Но появились ли первые её ростки у Homo Habilis (человек умелый, 2 млн. лет назад), или у Homo Erectus (человек прямоходящий, 1 млн. лет назад) или только у Homo Sapiens (человек разумный, 0.2 млн. лет)? Вряд ли когда-либо удастся достоверно это узнать, но отрицать появление религиозных представлений у самых первых людей нельзя. Всё же Homo Habilis умел делать простейшие каменные орудия, что свидетельствует о сравнительно развитом мозге, и было бы неосторожно полностью отказывать ему в возможности иметь примитивные, зачаточные религиозные представления.
Целый ряд находок, таких как наскальные рисунки, рисунки на стенах пещер, палеолитические Венеры (30 - 20 тыс. лет назад), предположительно имели ритуальное значение и свидетельствуют о существовании у наших далёких предков каких-то верований, которые возникли десятки тысяч лет назад, а скорее всего и на много ранее. Люди рисовали не для того, чтобы просто развлечься, а, например, с целью через эти рисунки путём свершения магических действий обеспечить успех на охоте. Конечно, примитивные верования наших далёких предков далеки от современных религий, но они могли явиться тем фундаментом, на котором последние развились. Ведь религии не есть что-то застывшее, неизменное, как склонны представлять христиане, мусульмане представители других религий. Например, современному христианству предшествовали религии древней Месопотамии, Вавилона и ветхозаветные верования иудеев. А само современное христианство представлено таким множеством течений и направлений, что говорить о неизменности представлений о Боге в современном христианском мире, по меньшей мере, странно.