May 17, 2013 16:08
Строим будущее вместе
27 апреля, в канун православной Пасхи, в школе им. Достоевского прошел открытый урок православия во Франкфуртском музее икон.
Мы повели туда ребят потому, что Московский музей имени Андрея Рублёва привёз в Германию свою экспозицию. Это первая большая выставка русских икон за рубежами России после 1929 г.
Для русского человека Музей икон во Франкфурте - один из самых интересных в городе, в нём собраны более 1000 русских икон, написанных, начиная с 16 по 19век.
Основная часть экспозиции - 800 икон - дар врача, доктора Jörgen Schmidt-Voigt, на базе которого в 1988г. был создан музей и фонд Schmidt-Voigt. Потом его пополняли подарки из собраний коллекционеров Германии, а в 1999 году 89 икон передал музею в дар Берлинский музей Staatlichen Museen Preußischer Kulturbesitzt.
Директор музея икон - Dr. Richard Zacharuk, делает многое для укрепления российско-немецких культурных связей и его стараниями музей процветает, а выставки и концерты всегда интересны.
Сам музей небольшой, но очень уютный, в нём часто проводятся различные лекции, связанные с культурной жизнью России.
Годы 2012-2013 проходят под девизом российско-немецкого сотрудничества в области культуры, науки, образования и искусства под девизом - "Gemeinsam die Zukunft gestalten" - «Строим будущее вместе».
В рамках этого проекта, в Музее икон во Франкфурте на Майне проходят концерты русской народной песни и различные выставки.
Музей давно и тесно сотрудничает с Музеем Андрея Рублёва в Москве и с радостью предоставил свои стены для прекрасной и редкостной выставки русских икон.
Она проходит с 5 марта по 11 августа 2013 года и называется «Цвета святости».
Экспозиция, привезенная во Франкфурт, состоит из 90 шедевров иконописи, созданных с 15 по 18 век. Большинство из досок неизвестны западным любителями иконописи и стала для них настоящим открытием.
Интересно, что треть собрания русских православных икон была выставлена в главном костёле Франкфурта на Майне.
Мы захотели перед православной Пасхой показать ребятам выставку и заодно рассказать им, чем является в православии икона.
Это был урок истории русской культуры и религии, ведь независимо от того, веруешь ли ты в Бога или нет, но изъять из культуры Библию невозможно. Рухнут не только столпы веры, но и исторические основы человеческой культуры.
Школьный учитель православия Анна Ванчар подготовила для ребят вопросник, по которому они потом будут готовить свои доклады об увиденном.
А нам было интересно наблюдать за лицами ребят, слушающими рассказ молодого экскурсовода о том, что нарисовано на доске иконы и почему она сделана так, а не иначе.
Не на все вопросы любопытных слушателей можно было найти сразу же ответ, но и дальнейшие поиски в сети, зачастую, не приводили к желаемому результату. Почему картинки по контуру рамки называются «клеймами» и является ли это слово заимствованием немецкого „kleim“?
А, может быть, покадровый разворот событий с помощью клейм по рамке иконы был предтечей сюжетной живописи, кинематографа или первой авторской заявкой на подлинность произведения?
Хотя икона не является произведением иконописца, ее автор - не иконописец, а небесный Творец. Хорошо сказала наш молодой экскурсовод - икона это портал, через который молящийся говорит с тем, кто смотрит на него через икону. Это было очень понятно ребятам из нашей компьютерной современности.
Они поняли, что русская иконопись отличается от всего известного в религиозном мире.
Она не является живописной картиной, понятия иконописи и живописи принципиально отличны друг от друга. Поэтому применение терминов "композиция" или "колорит" к иконе невозможно. В ней всё табуировано и определено традицией - и золото, и кармин красок, и размеры героев. Последние могут быть больше или меньше не из-за перспективы или неумения соразмерять её с образом, но потому, что изображенный значительнее своего окружения по статусу.
Главная функция иконы - неизобразительная - она должна быть предметом преклонения, духовного созерцания, молитвы.
Композиция иконы не создается художником, она "преднайдена", гармония тонов определяется не замыслом или эстетическим чувством иконописца, а религиозной традицией.
Русскую Икону нужно читать, как книгу, потому что она близка слову по своему глубинному значению. Может отсюда и кадры клейм?
Ответов на эти вопросы мы не смогли найти, зато увидели в музее первую икону, созданную самим Христом для исцеления царя Агаря - Спас нерукотворный.
Очень ребятам понравился рассказ о болезни царя и его чудесном исцелении Христом, описанный автором иконы на доске и рассказанный экскурсоводом словами.
Знаете ли вы какой зверь приходил к Серафиму Саровскому, когда он жил в лесу? Ребята узнали и это, и то, что икона святого Серафима была написана по прижизненному портрету старца, сделанному художником Серебряковым за 5 лет до кончины Серафима. И так эта встреча потрясла художника, что и он стал иноком обители.
Ребята узнали многое и о музее Андрея Рублева в Спасо-Андронниковском монастыре. В следующий раз, гостя в Российской столице, они непременно пойдут в этот музей, чтобы ещё раз посмотреть на лица святых на иконах и причаститься русской истории.
Проживая в Германии и видя совсем другие храмы, слыша колокольный звон других церквей, они, надеемся, поймут, что Бог для всех один, просто разговаривает он со своими детьми на разных языках только, чтобы они его правильно поняли.
Религия неотъемлема от светской жизни и истории, мы разговариваем на её языке, используя библейские образы и слова, зачастую, даже не замечая этого. Сколько произведений создано на библейские сюжеты, сколько храмов построено во славу Бога. Мы создали Бога в той же мере, как он создал нас и трудно поверить, что когда-нибудь человечество действите6льно обойдётся без ответов о смысле жизни, которые даёт религия.
Может быть, потом ребят заинтересует вопрос разделения церквей, проблемы религиозных столкновений и фанатичности приверженцев разных церквей, но это будет потом, а пока что мы с ними наслаждались образами Божьей матери, её всепрощающей жертвенностью и мудрым смирением перед будущим.
Уходя из музея икон во Франкфурте на Майне, ребята говорили о прошлом, о том, что глаза старых иконописцев видели так же, как их собственные и поэтому образы святых на древних досках понятны нынешним ребятам так же, как и их давним предшественникам.