В этом году в шестой раз прошел Московский областной конкурс творческих работ "Права человека - глазами ребенка". Конкурс учрежден Уполномоченным по правам человека в Московской области Александром Жаровым с целью правового просвещения подрастающего поколения, формирования понимания и уважения культурных и национальных традиций, взглядов и мнений, активной гражданской позиции, воспитания молодежи в духе гуманизма, свободы и демократии. Он дает возможность напрямую, от самих детей, узнать о тех проблемах, которые их больше всего волнуют.
НЕСОМНЕННАЯ ЗАСЛУГА
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса 2012 года прошла 17 мая в атмосфере праздника, собравшего учащихся образовательных учреждений, педагогов, родителей, представителей Министерства образования, при содействии которого год от года растет как статус самого конкурса, так и количество его участников.
К заключительному этапу VI Московского областного конкурса творческих работ "Права человека - глазами ребенка" было допущено 305 работ из 49 муниципальных образований. В 2011 году к заключительному этапу V конкурса было допущено 158 работ из 36 муниципальных образований. Таким образом, налицо то, что нынешний показатель значительно превзошел прошлогодний. В этом году в конкурсе впервые приняли участие учащиеся начальной школы, пополнив предыдущий контингент конкурсантов, состоявший из старшеклассников и учеников средних школьных параллелей.
Организаторы конкурса продолжают сотрудничество с учреждениями, где обучаются и воспитываются ребята с ограниченными возможностями здоровья, впервые принявшие участие в конкурсе в прошлом году. В общем же за шесть лет к теме защиты прав человека приобщилось около шести тысяч школьников. Этим ребятам уже не нужно объяснять, что такое Конвенция о правах ребенка и Конвенция о правах инвалидов, Семейный кодекс или Конституция РФ.
В настоящее время в программу многих учебных заведений включена дисциплина "Основы правовых знаний". Значимую роль в правовом просвещении членов школьных коллективов играют уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях.
Как правило, это учителя истории и обществознания. Многие из них стали научными руководителями конкурсантов. Участие в конкурсе ликвидирует пробел в правовых знаниях учащихся тех школ, где не предусмотрен курс по правам человека. И в этом одна из его несомненных заслуг.
Участникам VI конкурса было предложено 27 базовых тем. Предпочтением пользовалась тема семьи. В рамках общей тематики "Имею право на семью" ребята выразили свое отношение к проблеме жестокого обращения, насилия и имущественных прав ребенка в семье, к разводу родителей.
Популярными стали и темы, касающиеся ювенальной юстиции, прав детей-инвалидов, безопасности детей в Интернете, свободы слова, молодежных субкультур, права на образование, этнических столкновений, неуклонного сокращения возможностей для проведения интересного досуга из-за высокой платы за посещение кружков, театров и т.п.
Свои проекты старшеклассники представили на конкурс в виде соответственно оформленных рефератов.
Младшие же школьники проявили себя в художественном творчестве, сочинив на правовые темы стихи, сказки, басни. Также малышами были представлены рисунки и различные поделки.
Ставший традиционным конкурс не только повышает уровень правовой культуры детей и подростков, но и способствует их профориентации. Он дает им хороший повод для того, чтобы оценить свои склонности к дальнейшей юридической деятельности.
Среди победителей VI Московского областного конкурса творческих работ учащихся "Права человека - глазами ребенка" есть и юные граждане нашего города. Это ученик 4 класса средней школы №10 Сергей Воробьев, представивший творческий проект "Влияние православной культуры на формирование сознания подростка" (руководитель Н.В.Шагурина), ученица 9 класса средней школы №7 с углубленным изучением отдельных предметов Ирина Головина, представившая работу "Права и проблемы многодетных семей" (руководитель Л.Е.Волкова) и учащаяся 10 класса этой же школы Олеся Путилина, удостоенная звания победителя за работу "Правовая неграмотность как социальная проблема" (руководитель Н.Н.Костикова). Все эти ребята в наступившем учебном году перешли соответственно в следующие классы.
ПРАВОВЕДЫ ОТ ПЕДАГОГИКИ
Встреча с Натальей Николаевной Костиковой нам всегда в радость. На протяжении нескольких лет она не просто сотрудничает с редакцией газеты "Мой город - Железнодорожный", она поистине является другом нашего коллектива. Наталья Николаевна в средней школе №7 преподает историю и обществознание.
Помимо учительской деятельности она всецело посвящает себя краеведению, являясь руководителем школьного музея и городского методического объединения учителей истории. Когда в 1999 году в числе школьных дисциплин появились "Основы правовых знаний", вести новый предмет стала Н.Н.Костикова. Этот экспериментальный курс был рассчитан на учащихся с 5-го по 11-й классы.
Пятиклассники и шестиклассники изучали типы обществознания и вникали в суть разных конфликтных ситуаций; семиклассники подходили непосредственно к правовым темам; на учащихся 8-9-х классов были рассчитаны систематический курс правовых основ по отраслям, ознакомление с деятельностью международных организаций по защите прав человека и некоторыми законами; ученики десятых и одиннадцатых классов могли отдать предпочтение дисциплинам "Экономика и право", "Государство и право" и другим.
Когда же Уполномоченным по правам человека в Московской области при содействии Министерства образования был объявлен конкурс "Права человека - глазами ребенка", Наталья Николаевна остаться в стороне, конечно же, не могла. Она не только активно помогала ребятам в подготовке работ и вошла в жюри муниципального этапа этого конкурса. На протяжении последних двух лет она его возглавляла.
В состав жюри муниципального этапа VI конкурса вошли также опытные и неравнодушные к правой теме преподаватели Наталья Евгеньевна Родина (школа №5) и Наталья Георгиевна Агафонова (гимназия №1).
Как сказала Н.Н.Костикова, среди старшеклассников очень сложно было определить одного победителя, поскольку в числе лучших, по мнению жюри, оказалось четыре работы. Их и решено было отправить на областной этап.
В результате в своей возрастной категории и номинации лауреатом VI Московского областного конкурса творческих работ "Права человека - глазами ребенка" стала учащаяся тогда еще 10 класса средней школы №7 Олеся Путилина, представившая проект "Правовая неграмотность как социальная проблема".
Руководителем ее работы была Н.Н.Костикова. Работая над проектом, Олеся путем анкетирования провела анализ общественного мнения, общалась со специалистом по социальной работе, изучала научные материалы. Успешного результата ей помог добиться и имевшийся предыдущий собственный опыт, поскольку за год до этого Олеся представляла на конкурс проект на тему "Основные причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними", который принес ей первую победу. Сейчас Олеся Путилина учится в 11 классе и планирует вновь принять участие в традиционном и интересном для нее конкурсе.
Большой интерес этот конкурс вызывает и у тех, кто помогает ребятам к нему готовиться, у их педагогов-наставников. Среди активистов правового просвещения, кроме вышеназванных педагогов, Наталья Николаевна отметила преподавателя лицея Людмилу Владимировну Диченко и преподавателя школы №7 Татьяну Викторовну Беляеву. При включении в число конкурсантов учащихся начальных классов к подготовке детей активно подключилась учитель средней школы №4 Людмила Семеновна Жук. Есть в Железнодорожном и опыт правового просвещения в дошкольных учебных заведениях. Так, необходимо отметить работу уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении учителя-логопеда МДОУ №17 Веронику Рубеновну Бабаеву.
ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ
Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении было утверждено в ноябре 2008 года министром образования и Уполномоченным по правам человека по Московской области.
Его деятельность осуществляется на общественных началах и направлена на усиление гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановления их нарушенных прав.
Согласно Положению, уполномоченным может быть педагогический работник соответствующего образовательного учреждения: учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, а также родитель, как участник образовательного процесса, после проведенных выборов. Эта должность введена отнюдь не для галочки.
К уполномоченному в случае необходимости обращаются и дети, и родители, и учителя. Несколько примеров таких обращений привела Н.Н.Костикова. Так, Наталья Николаевна подключала уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса при обращении к ней за помощью ученицы, которую обижал отчим, после чего ситуация в семье нормализовалась.
Очень тревожит Наталью Николаевну ситуация одной молодой учительницы, для которой так составлено рабочее расписание, что ее занятость в сочетании с учебой в институте превышает все допустимые нормы. В просьбе изменить график работы навстречу ей не пошли, что вынудило учителя отказаться от части нагрузки и пострадать материально. Как отметила Н.Н.Костикова, педагоги реже обращаются за поддержкой к уполномоченным, нежели дети и родители, хотя как участники образовательного процесса имеют на это полное право.
Говоря о роли правовых дисциплин, которые преподаются в школе, и о подготовке к конкурсу "Права человека - глазами ребенка", Наталья Николаевна отметила следующий факт. С погружением в правовые темы школьники в различных обстоятельствах стали внимательнее относиться к тому, что происходит вокруг, и чаще задавать вопрос: "Имею ли я право или не имею?" При написании конкурсной работы многие исходят из какой-либо конкретной ситуации. К примеру, одного ученика взволновало то, как во время прогулки мама прилюдно отшлепала своего малыша.
Девочка из многодетной семьи, не понаслышке знающая, каково приходится таким семьям, оголтелый призыв "Рожайте, рожайте!" воспринимает без всякого энтузиазма. Скорее, наоборот. О чем и написала в своей работе.
Анализ работы уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях периодически проводит представитель Уполномоченного по правам человека в Московской области в нашем городе Виктория Алексеевна Молчанова, которая также сотрудничает с редакцией "МГ", предоставляя материалы правовой направленности и сообщая нам о проводимых мероприятиях.
В числе основных задач Уполномоченного - восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Московской области. Для того, чтобы не рассуждать по-дилетантски о том, кто прав, кто не прав, нам всем необходима правовая грамотность. И чем раньше граждане начнут овладевать ею, тем увереннее они будут действовать, отстаивая справедливость.
Прошедший в прошлом учебном году в шестой раз областной конкурс "Права человека - глазами ребенка" - уверенный шаг на пути правового просвещения жителей Подмосковья.
А на старте уже новый конкурс! И это значит, что будут новые интересные творческие работы, новые победители, а главное, пополнится багаж правовых знаний всех его участников.
Алла ОГУЗ.
Фото автора и учащегося лицея
Григория КУЛАЧКИНА.