Продолжение.
Начало [часть 1] здесь. Книги, как и прежде, в произвольном порядке, не рейтингово.
- - - - ОТЛИЧНЫЕ КНИГИ с оценками
и
- - - -
«Будденброки» Томас Манн. "История гибели одного семейства", как сказано самим автором подзаголовком к названию. Отличная классическая семейная сага про несколько поколений фамилии бюргеров, история упадка и вырождения уважаемой купеческой династии, за основу которой писатель взял история собственного рода. Если верить Флориану Иллиесу и его «1913. Лето целого века», родственники Манна была весьма недовольны тем, как Томас «проехался» по семье, а особенно некоторым её представителям.
«Белый олеандр» Джанет Фитч. Мощная драма о выживании девушки-подростка. И о системе опекунства в Штатах, всех этих пресловутых правах и защите ребёнка, со стороны кажущихся правильными и идеальными, а на поверку... Вот здесь у меня случился разрыв шаблона, честное слово. Я процитирую кусочек отзыва одного человека, сам лучше не скажу: "Зачем такие, как Ингрид, живущие в каком-то совершенно ином измерении, которое крутится исключительно вокруг их персоны, вообще рожают детей? Ингрид как единица - великолепна, завораживающа, ее взгляд на мир и ее независимость, ее жажда свободы - это прекрасно. Но только со стороны. И только тогда, когда никто не зависит от нее. Потому что иметь такую мать, не спать до ночи в ожидании, когда она вернется, быть лишь приложением к этой великолепности, которое не берут в расчет... Никому не пожелаю. Она способна идти по головам, и она делает это, она разбивает и так не самую радостную жизнь, но в этом была хоть какая-то стабильность. А потом, все по той же прихоти Ингрид, жизнь Астрид превращается в хождение из одной семьи в другую, иногда это даже и семьей-то назвать язык не поворачивается, на самом деле. И хочется кричать от этой бездушной системы определения детей в семьи, в которой дети - это вообще не дети, это просто папки с личными делами, которые нужно пристроить куда-то, чтоб поставить галочку. И всем плевать для каких целей эти люди-опекуны берут детей к себе. Со стороны, наверное, выглядит неплохо, а по факту где-то взяли как служанку, где-то как просто средство прибыли, где-то как средство избавления от мыслей о суициде. И никому нет дела до того, что это дети, живые люди. И сами опекуны считают, что они делают благороднейшее из дел, не оставляя сироток в приюте. Твою ж мать, да лучше приют, чем рабство, честное слово."
«Дочь времени» Джозефина Тэй. Весьма любопытный то ли детектив, то ли исторический роман, к которому меня отправила Сара Уотерс. Завязка сюжета такова - у детектива Гранта есть давняя страсть и одновременно талант - распознавать по портретам людей их принадлежность к преступному (или нет) миру, по внешности человека проникать в самую его суть. Однажды в его руки попадает пачка исторических портретов людей, за которыми числится какая-то тайна. И вот среди них один портрет привлекает внимание. Лицо справедливого человека. Грант не верит своим глазам, своему чувству - ведь это... портрет Ричарда III, горбуна, известнейшего во всей Англии как деспота и тирана, убившего своих племянников, чтобы взойти на трон. Изумлённый детектив показывает портрет окружающим его людям - и одна медсестра говорит, что это лицо святого, другая - мученика, много страдавшего, по первому взгляду коллеги Гранта так выглядит справедливый судья, но никак не преступник, доктор считает, что это лицо больного с детства, с печатью страданий. Если верить портрету, Ричард III никак не похож на убийцу. История же говорит обратное. Но что, если он всё же не убивал племянников? Тогда почему, как он вошёл в историю как уродливый злодей? И что на самом деле случилось с мальчиками-принцами?
«Любовница французского лейтенанта» Джон Фаулз. При перечитывании (по случаю приобретения в собственную библиотеку бумажного издания) открыл, какая бездна иронии здесь сокрыта. Хотя, почему сокрыта? Фаулз плетёт сюжет, по ходу посмеиваясь над викторианством, но в его иронии явственно читается почти отеческое сочувствие над положением женщины, да и мужчины тоже, как заложников своего времени, нравов и предрассудков. А в довершение кладёт вишенку, да даже не одну, преподнося читателю на блюдечке даже не открытый финал, а несколько финалов. Вот такой модернист Фаулз.
«Фолкнер. ЖЗЛ» Борис Грибанов. Очень толковая книга, Фолкнер оказался весьма интересной личностью сам по себе, но особенно рекомендуется этот труд тем, кому интересно творчество писателя, кто его читает, потому что здесь не чистой воды жизнеописание, а скорее анализ произведений, плюс рассказ, как он приходил к тому или иному замыслу. Поскольку я ещё не всё его романы прочитал, то пропускал по диагонали некоторые главы, дабы не словить спойлер. Зато о прочитанных читать было очень интересно и познавательно.
«Слишком поздно» Алан А. Милн - автобиография Алана Милна, папы Винни-Пуха. Особенно располагает юный Алан и части "Ребёнок" и "Школьник": атмосферой беззаботности, незамутнённого безусловного счастья юных лет, мальчишеских проказ; и ещё очень выделяется на этом фоне братская любовь, глубокая привязанность к старшему брату Кену, ею как красной нитью прошито всё повествование, мне редко попадались описания таких братских отношений, такая настоящая близость, это подкупает и трогает.
«Двое» Алан А. Милн. Очень английский роман, лёгкий и воздушный, чуточку занудный (в самом положительном смысле), уютный, милый, полный иронии и самоиронии, добродушия и чудаковатости (куда ж без этого), о том, как один сельский джентльмен неожиданно для себя превратился в городского, к тому же попал в водоворот богемной столичной жизни. О нравах городской и сельской жизни, о писательстве, издательской и театральной жизни Англии того времени, книга с милыми курьёзами и прекрасными диалогами. Вообще это роман ситуаций, и читается как пьеса. Настоящий английский роман, в котором о важном и главном - легко и непринуждённо, а о забавном и несущественном - с полной серьёзностью. Ну и, конечно, это книга о жизни, браке и любви.
«Столик у оркестра». Сборник рассказов. Алан А. Милн. Не менее очаровательный сборник рассказов с хорошими сюжетами, юмором и неожиданными развязками.
«Сёгун» Джеймс Клавелл. Монументальное (на 1200 страниц) и эпичное знакомство одного английского кормчего с неизведанной доселе Японией в период португальского насаждения христианства (XVII век), попавшего в самый водоворот интриг и военных стратегий власть предержащих. Знакомство, которое поначалу с ума сводит всеми этими их вежливостями и этикетностями - "не так ли?", "верно?", аригато годзиемасита, гомен насаи, спасибо-пожалуйста-нет,спасибо-нет,это вам ))) - но когда привыкаешь, то проникаешься сюжетом и даже немного образом жизни (но никак не мышлением, у меня не получилось понять это служение и сеппуку!). Процитирую: "Так тонко и точно показать читателю мир востока не удавалось ни одному человеку западной культуры. И его интерпретация исторических событий оказалась просто блестящей, и автору удалось сделать понятным европейцу сложные, не всегда близкие нам ритуалы и обычаи, развернуть для читателя лепестки цветка культуры чужой страны так, чтобы увидеть всю ее прелесть, вызывающую неподдельное восхищение".
«Непростой читатель» Алана Беннетта - это совершенно и по-английски очаровательная романетка о том, как однажды королева Великобритании открыла для себя мир книг. "Лишенная всякого пиетета и необыкновенно веселая книга, "Непростой читатель", являет собой прекрасный довод в пользу чтения, высказанный одним из его величайших поборников, Аланом Беннеттом." Чтение на пару часов времени, а удовольствия море!
«Погребенный великан» Кадзуо Исигуро - это одетый в канву истории из артуровых легенд, и/или притчи, роман о памяти. О памяти личной и коллективной. О любви, об одиночестве. Раздумья о человечности, ответственности, обиде и прощении. Как и всё написанное Исигуро, это книга-эмоция, книга-ощущение, которая погружает тебя внутрь истории, растворяет в ней и уносит. Книга-размышление, и как всегда, без ответов и абсолютного и понятного финала. Абсолютно в стиле Исигуро.
«Рождество Эркюля Пуаро» и
«Убийство в «Восточном экспрессе» Агата Кристи. Здесь и без слов понятно :) Отмечу только, что оба детектива относятся к типу преступление в закрытом пространстве.
«Вся правда о Муллинерах» П.Г.Вудхаус. Ох уж эти дальние и близкие родственнички Муллинеры, племянники, кузены и дядья! Всё-то с ними случается, кажется, самое невероятное и удивительное, нелепое и смешное, и в жизни так не бывает - но нет, мистер Муллинер, открывающий все тайны знаменитого семейства, настаивает "Мы, Муллинеры, говорим только правду, и я надеюсь, так будет и впредь". Сплошные комедии положений эти историйки, которыми развлекает публику словоохотливый мистер Муллинер в уютном зале "Отдыха удильщика". Неистощимое остроумие, изобретательность и находчивость поднимут настроение в самый хмурый день.
«Крабат, или Легенды старой мельницы» Отфрид Пройслер. Известная тёмная сказка о мельнике-чернокнижнике и его подмастерьях, атмосферная и мрачная. В самый раз в канун Нового года. В этот раз после перечитывания посмотрели ещё и экранизацию. Оказывается, мельница в Козельбрухе - это историческое место, и она стоит до сих пор, весь комплекс её строений, сейчас это популярный туристический объект, и именно там снят фильм.
«В канун Рождества» Розамунда Пилчер - история о том, как волей обстоятельств под одной крышей в небольшой северной шотландской деревушке собирается 5 разных людей, которых больше всего роднит чувство одиночества и общая неустроенность в жизни. Разные по возрасту, занятиям и интересам, жизненному опыту. Впереди Рождество, от которого каждый из них не ждёт ничего особенного, да, собственно, ничего не ждёт, прошло бы, и ладно. Но неожиданно для самих себя каждый обретёт гораздо больше, чем смел надеяться. Это такая вся из себя правильная уютная история со счастливым концом, и обычно я такие книги читаю редко, но в канун нового года, после гонки декабря "всё доделать, всё успеть", простуд и усталости, иногда хочется чего-то такого предсказуемого простого, тёплого, душевного и доброго. Это как микстурка :) И я с удовольствием отдался книге и провёл с ней 3 хороших спокойных вечера. Атмосфера мелкой деревни, где новых жителей соседи встречают пирогами, а двери можно не запирать вовсе, и каждый готов прийти на помощь и взять под крылышко, благожелательный пастор с семьёй, твидовая фабрика, клуб, где все друг друга знают, прогулки вдоль зимнего моря - всё это подкупает и располагает.
«Дети зимы» (в др. издании «В поисках Рождества)» Лия Флеминг. Владельцы старинного поместья где-то в Йоркшире находятся на грани банкротства и поэтому сдают комнаты на время зимних праздников. Овдовевшая год назад Кей, в надежде, что нашла тихое убежище, приезжает с маленькой дочуркой Иви на некоторое время, привести в порядок мысли, прежде чем начать новую жизнь. Но в доме то и дело происходит что-то необъяснимое, а в окрестностях, поговаривают, обитают призраки… Полуготичная, полумистическая история, но воспринимающаяся абсолютно реалистично. Кроме того, в современное время основного сюжета книги то и дело "вклиниваются" рассказы из прошлого, разных поколений, фактически семейная сага, и это едва ли не самые интригующие главы.
- - - - - - - - - ХОРОШИЕ КНИГИ с оценкой
- - - - - - - -
«Аэропорт» Артур Хейли. Очередной производственный роман от мастера жанра. И читал, символически приурочив к первому полёту Муха на самолёте)) Как всегда интересно и познавательно, однако же два прыдущих романа "Окончательный диагноз" и "Сильнодействующее лекарство" на меня произвели большее впечатление. То ли потому, что темы мне лично ближе, то ли потому, что темы сами по себе острее - и там, и там ежедневно на кону жизнь человека, и много моментов, поднимающих морально-нравственные вопросы, выбор (что в медицине, что в фармации). В "Аэропорте" вроде бы тоже на кону человек, но всё же несколько иначе.
«Маленький незнакомец» Сара Уотерс. "История с привидениями, в которой слышны отголоски классических книг Диккенса и Эдгара По, Генри Джеймса и Ширли Джексон, Агаты Кристи и Дафны дю Морье, разворачивается в обветшалой усадьбе Хандредс-Холл, претерпевающей не лучшие времена: изысканный парк зарос, половина комнат законсервирована, гостей приходится принимать в цокольном этаже, и вообще быть аристократом невыгодно". Полуготическая история, если смотреть на антураж (странный особняк, живущий едва ли не своей собственной жизнью), но на самом деле это история упадка и выживания старых английских семейств, тщетных попыток сохранить имение, былой уклад жизни. Атмосферный роман.
«Голы и босы» Алан Беннетт. Ещё одна новелла, очередная занятная и забавная, прочитанная следом за "Непростым читателем", и как же жаль, что на русском больше ничего нет из всей общирной библиографии Беннетта! Остаётся только пересматривать фильм "Леди в фургоне" с несравненной Мэгги Смит.
«Реки Лондона» Бен Ааронович. Городское фэнтези-детектив про то, как свежеиспеченный констебль лондонской полиции по распределению попадает к инспектору, который оказывается ни много ни мало главой и одновременно единственным представителем отдела по расследованию магических преступлений (и они не плод его воображения, надо же). Фэнтези, надо сказать, замешано на лондонской мифологии и истории, и потому здесь нельзя не заметить ещё одного персонажа - собственно Лондон. Лёгкий атмосферный роман, кстати, первая книга цикла, на русском уже издана вторая, а написано (пока?) 6.
«1913. Лето целого века» Флориана Иллиеса - произведение удивительное. Это роман-хроника культурно-общественной жизни Европы в последний мирный год перед большими потрясениями 20 века, год накануне Первой мировой войны, год, "в который произошло множество событий, ставших знаковыми для культуры ХХ века. В 1913-м вышел роман Пруста «По направлению к Свану», Шпенглер начал работать над «Закатом Европы», состоялась скандальная парижская премьера балета «Весна священная» Стравинского и концерт додекафонической музыки Шёнберга, была написана первая версия «Черного квадрата» Малевича, открылся первый бутик «Прада», Луи Армстронг взял в руки трубу, Сталин приехал нелегально в Вену, а Гитлер её, наоборот, покинул. Автор, немецкий критик и эссеист, создал увлекательнейшую панораму оживленной культурной жизни времен рождения модернизма. В прессе книгу назвали «громадным тизером» XX века и самым живым напоминанием о том, как то, что представлялось данностью, оказалось хрупким, даже беззащитным". Это из аннотации, и она соответствует содержанию, да - но совершенно не передаёт очарования и атмосферы этой удивительной книги, а потому - читать! Я лично получил огромное удовольствие во время чтения, благодаря роману познакомился с множеством личностей, художников и писателей, одним художником был пленён и теперь у меня на одного любимого мастера больше.
«Следы на песке» Джудит Леннокс - семейная сага, охватывающая два поколения и время от "после 1й Мировой" до "после 2й Мировой". Без сильного надрыва (а может, это только мне так), хотя и не без драматичных ситуаций, приятная, размеренная по стилю повествования. Мне напомнила по общему ощущению "Поющие в терновнике" Маккалоу, но более ровно/просто.
«Обед в ресторане «Тоска по дому» Энн Тайлер. Семейная драма, история одной семьи. Без трагедий и ужасов, просто тихая жизнь: мать, брошенная мужем и в одиночку воспитавшая детей. Но как же это грустно и тоскно. Грустно, когда есть семья, но семьи нет. Когда даже один раз родные не могут собраться вместе, чтобы не поссориться, а провести спокойный семейный вечер. Когда мать отдала себя всю детям, а оказывается, дети вспоминают её как изверга. Когда между братьями и сестрами нет настоящей дружбы. И вроде бы каждый из детей вырос человеком: тихий мечтатель Эзра, Дженни, готовая открыть сердце и чужим детям, и изгою городка, сильный успешный Коди, которому так не хватало внимания и одобрения - но почему же они не могут поладить, почему так далеки друг от друга? Собственно, название романа настолько отражает суть, что мало что остаётся добавить. Автор заинтересовал, а в 2016 у ФантомПресс вышли ещё 2 книги автора, буду читать.
«Весь невидимый нам свет» Энтони Дорр. Наконец-то прочитал нашумевший Пулитцер 2015 года. Слов о книге говорено много, рецензий масса, отмечу лишь, что мне не понять тех читателей, которые увидели в книге только пинок в сторону русских солдат и "тот самый эпизод". Как будто они только это и прочитали. Не понять, как можно было не увидеть в книге, например, как нацистская машина ломала и перекраивала немецких ребях, мальчишек ещё; или пропустить "зверства фашистов". Да и зачем вообще сравнивать зарубежную прозу о 2й Мировой и отечественную, особенно старых авторов. Неужели никто не знает, что в Европе была несколько иная война, и оккупация той же Франции, например, - совсем иное дело, нежели оккупация наших территорий? Иное в отношении к населению, к сохранению будничной жизни. И понятно, что разный опыт у нас и на западе не может не отразиться в литературе. А вообще, по большому счёту эта книга просто хороший фикшн, с интересной конструкцией и хорошо закрученным сюжетом.
«Где ты был, Адам?» Генрих Бёлль. Знакомство с немецким писателем, известным своей антивоенной позицией. Роман в историях нескольких людей, людей-шестерёнок, которые живут себе и как-то влияют один на другого, даже не догадываясь об этом. Книга не совсем о войне, не в привычном понимании - именно о людях, о буднях, жизни, в деталях. Зацепила.
«Беглянка» Элис Манро. Хороший сборник рассказов. Читал по одному-два за раз, чтобы не смешивать впечатления. Манро пишет о женщинах, самых обычных людях; она очень внимательна к деталям, мелочам, настроению, в её рассказах нет хеппи-эндов или юмора, но и безмерной печали тоже, её истории сдержанные, малодинамичные и всё же цепляющие. Мне особенно пришлись по душе 2 рассказа, про приемную дочь и про знакомство на Шекспировском фестивале.
«Возмущение» Филип Рот. История одного характера, одной принципиальности, сюжет разворачивается в кампусе одного университета (или колледжа? уже не помню).
«Она была такая хорошая» Филип Рот. Первый роман писателя, "рассказ об обычной молодой семье, о юноше, работавшем ассистентом у провинциального фотографа, и его юной жене, мечтающей о поступлении в колледж, но ... Новая "американская трагедия". Вообще-то правильное название романа звучит как «Когда она была хорошая», и этот акцент точнее передаёт смысл.
«Бесчестье» Дж. М. Кутзее - самая известная книга нобелевского лауреата Дж. М. Кутзее, Букер 1999 г., и заслуженный точно. При всём своём скромном объёме роман непростой и неоднозначный, как социал./обществ./политич. вопросами, поднимаемыми темами, так и персонажами и их поступками. Мы книгу читали клубом, и нам было о чём поговорить. Действие разворачивается в ЮАР, где и живёт писатель.
«Человеческая комедия» Уильям Сароян. Та книга, за которую точно не стоит браться прожженным циникам, или пребывая в подобном настроении. Но если хочется чего-то душевного, простого и искреннего - этот маленький роман определённо стоит нескольких часов времени. Да, он немного наивный, трогательный, немного напоминает притчу, но мне он пришёлся так вовремя! Если уместить двух словах/трех строках, то «Человеческая комедия» - о вере в Человека. В людей. О любви к ближнему, без религиозного пафоса, а исключительно по-человечески, с уважением, теплом и душевностью. С грустцой, но жизнеутверждающе. Наверное, Сарояна не зря называют самым большим романтиком и оптимистом американской литературы.
«Снежная королева» Майкл Каннингем. Вполне себе в духе и настроении Майкла Каннингема, лиричная, рефлексивная, камерная, но, опять-таки, это не "Дом на краю света", первая для меня и оставшаяся любимой книга автора. Так что впечатление ровное. А ещё у меня всплывали ассоциации с романом Элизабет Страут "Братья Бёрджесс", хотя в сюжете нет ничего общего (да и есть ли вообще здесь у Каннингема сюжет, хороший вопрос), но вот два брата и их отношения, которые суть зримый центр обеих книг.
Цикл про детектива Броуди от
Кейт Аткинсон.
«Поворот к лучшему»,
«Ждать ли добрых вестей?»,
Чуть свет, с собакою вдвоем. 2-4 книги цикла, слушал в аудио. Детективный цикл того типа, когда помимо преступлений читатель подружается в жизни постоянных его персонажей, в первую очередь "следователя". Больше всего понравилась третья книга "Ждать ли добрых вестей?" и не особо впечатлила вторая "Поворот к лучшему". Ещё есть минисериал, по 2 серии на книгу, вроде бы неплохой.
«Конгрегация. Ловец человеков» Надежда Попова. Первая книга детективного альтернативно-исторического цикла "Конгрегация". Цитируя одного знакомого читателя: "Альтернативная реальность, Инквизиция осознала, что быть настолько плохими мужиками не стоит, "Молот ведьм" прошел вторую редакцию, и настала эра Конгрегации, ее служебных псов, дознавателей и следователей. Народ боится ребят из этого ведомства по-прежнему люто (все согласно старым стандартам), а головы работников по части сверхъестественного теперь посвежее и пошустрее, разобраться бы сперва, что есть преступление бытовое и смертным совершенное, а что действительно попахивает нехорошим и где костер светит, а дальше уж они все разрулят. Служат Всевышнему люди разные, люди интересные. И тут, что называется, появляется он. Майстер инквизитор, недавний выпускник академии Конгрегации, Курт Гессе." Небезынтересно и даже любопытно и читабельно (главное, закрыть глаза на ужасный язык автора).
«Мать Тьма» (в др.переводе «Порождение тьмы ночной») Курт Воннегут. Вот настолько не впечатлила «Бойня номер пять», настолько неожиданно понравилась эта книга, причём косвенно пересекающаяся - второй мировой и персонажем. "Писатель и драматург Говард Кэмпбелл, завербованный американской разведкой, вынужден играть роль ярого нациста [...] он сознательно громоздит нелепость на нелепость, - но чем сюрреалистичнее и комичнее его нацистские "подвиги", тем больше ему доверяют, тем больше людей прислушиваются к его мнению. Однако войны кончаются миром - и Кэмпбеллу предстоит жить без возможности доказать свою непричастность к преступлениям нацизма..." Интересны психологические моменты и вопросы, напр., чем лучше ты исполняешь роль "нациста", тем больше приходится делать зла, это как "нацист" поневоле. А как это судить потом? Так что, возможно, на Воннегуте я пока не ставлю точку.
«История одной семейки» Кристина Нёстлингер. В центре книги - 14-летний Ольфи, которому страх как надоело, окружение одних только женщин, шутка ли - в семье их семеро на него одного, мужчину! А тут ещё на глаза попадается злополучная заметка, что дети, воспитываемые мужчинами, имеют более высокий интеллектуальный потенциал, тогда как под влиянием женщин он буксует. А ещё и сёстры шепчутся о каком-то эдиповом комплексе, а вдруг вырастет Ольфи недостаточно мужественным, а ещё... И Ольфи решает действовать! Найти отца, вырваться из этого бабского (определение моё) кружка. Как в любой книге Нёстлингер, в семье весьма своеобразные и куда более раскованные, чем привыкло большинство из нас, отношения, особенно что касается младшего и старшего поколения, иногда это может резануть, но с другой стороны, именно такие они плюс отсутствие нравоучений придают книгам пульсацию жизни, настоящесть.
«Исландские саги». Это не авторские, а истинные САГИ, сказания народов, дошедшие из древности, дохристианского и раннехристианского времени, ІХ-ХІ веков. В этих сагах рассказывается об исландцах и немного норвежцах (заезжие гости), о том, как они жили, сватались и женились, хитрили и убивали, как снаряжали корабли, плавали и открывали новые территории, изведывали и заселяли острова и мысы, Гренландию, Америку, как натыкались на скрелингов (так викинги называли индейцев, этнические народности) и торговали с ними или воевали. Об отношениях между братьями, соседями, хозяевами и работниками, о человеческих качествах: смелости или трусости, чести, благородстве, хитрости, мудрости. О суевериях, принятии веры и постройках первых христианских церквей.
«Ястребиный источник. Стихотворения. Поэмы. Пьесы» Уильям Батлер Йейтс. Я в английской лирике профан совершенный, только открываю её, но уже понял, что мне очень нравится балладная, на исторические темы и сюжеты. Нравятся, напр., стихи Киплинга, особенно к "Сказкам старой Англии".
КНИЖНЫЙ ГОД 2015. Итоги читателя. Часть 1 КНИЖНЫЙ ГОД 2015. Итоги читателя. Часть 2