"Правда - дочь времени, не власти"
Фрэнсис Бэкон
Грант - детектив Скотланд-Ярда, вынужденно оказавшийся на больничной койке с профессиональной травмой. У него есть давняя страсть и одновременно талант - распознавать по портретам людей их принадлежность к преступному (или нет) миру, по внешности человека проникать в самую его суть. (наука физиогномика, как сказали бы знающие). Чтобы как-то скоротать нудное больничное время, по просьбе детектива приятельница приносит ему исторические портреты людей, за которыми числится какая-то тайна. И вот среди портретов один привлекает внимание Гранта. Лицо справедливого человека. Лицо судьи. Грант не верит своим глазам, своему чувству - ведь это... портрет Ричарда III, горбуна, известнейшего во всей Англии как деспота и тирана, убившего своих племянников, чтобы взойти на трон. Того самого
Ричарда III, с чьей смертью закончилась Война Алой и Белой Роз, а также прекратила существование династия Йорков и Плантагенетов, столько веков правившая Англией, после чего к власти пришёл первый Тюдор. Изумлённый детектив показывает портрет окружающим его людям - и одна медсестра говорит, что это лицо святого, другая - мученика, много страдавшего, по первому взгляду коллеги Гранта так выглядит справедливый судья, но никак не преступник, доктор считает, что это лицо больного с детства, с печатью страданий ("Полиомиелит" - уверенно говорит хирург).
Если верить портрету, Ричард III никак не похож на убийцу. История же говорит обратное. Но что, если он всё же не убивал племянников? Тогда почему, как он вошёл в историю как уродливый злодей? И что на самом деле случилось с мальчиками-принцами?
Крайне взволнованный историей с портретом, заинтересованный тем, что созданный им по портрету психологический образ не соответствует образу историческому, Грант решает выяснить, действительно ли Ричард виноват в приписываемых ему злодеяниях, и погружается в исторические документы, книги, хроники.
Я уж не помню, как именно и в связи с какой темой эта книга оказалась в моём више с год назад, помнил лишь, что это детектив. Сейчас же сама судьба привела меня к ней - в послесловии к только что оконченному мной
«Маленькому незнакомцу» Сара Уотерс пишет, как она пришла к написанию своей книги, рассказывает, что в своё время её вдохновила одна подлинная судебная история 18 века и написанная на её основе книга
Джозефины Тэй «Фрэнчайзское дело» (в русском издании «Дело о похищении Бетти Кейн»). К слову,
Джозефина Тэй - псевдоним английско-шотландской писательницы, мастера жанра классич. англ. детектива, чьё настоящее имя Элизабет Макинтош. Упоминает Уотерс также и «Дочь времени» и вообще сообщает, что романы Тэй уверенно входят в списки лучших детективов за всю историю жанра (по словам Уотерс, "скажем, в 1990 году «Фрэнчайзское дело» занял одиннадцатое место среди ста лучших детективных произведений всех времен по версии Ассоциации писателей детективов, а первое место было отдано «Дочери времени»), а само имя писательницы стоит в одном ряду с такими мастерами жанра, как Агата Кристи и Дороти Сэйерс. Ну как это может не привлечь, не заинтесовать? Тем более с моей-то страстью приходить к книгам таким вот ассоциативным образом, цепочками, связями.
И вот я уже читаю «Дочь времени».
И тут я хочу сделать предупреждение. На поверку книга оказывается не столько детективом, сколько историческим романом. Во всяком случае, по следам той трети, что я уже прочитал. Ну как минимум историческим детективом. Альтернативной историей, если уж хотите точнее (хотя альтернативной ли, если о том, что же действительно случилось 5 столетий назад, точно не знает никто? скорее просто одной из версий, заслуживающей право на существование). Разочарован ли я? Нисколько - потому что исторические романы я люблю, а историей Британии и англичанством в целом интересуюсь даже прицельно. Просто книга в моём сделала крутой поворот на 90 градусов не только в самой себе, но и, боюсь, моих ближайших планах чтения - ведь я рискую снова погрузиться в ту эпоху, нечитанные-то романы ещё есть! (и тут выражаю моё "ох, поскорей бы уж Хилари Мантел написала третью книгу своей трилогии о Томасе Кромвеле и эпохе Генриха VIII" !).
В общем, я вас предупредил, смею надеяться, что и заинтересовал, а дальше решайте сами :)
А вот и пресловутый портрет Ричарда III