Как Мух в ГРУЗИИ побывал и что он там видел. День четвёртый. Пещерный город Уплисцихе.

May 20, 2016 17:30

На четвертый день выдалась замечательная солнечная погода, и мы поехали в
древний пещерный город Уплисцихе.








Подъезжаем к городу. Скалы очень живописные


Немного истории.
Уплисцихе удивителен свой почти 3-тысячелетней историей. Предполагают, что он образовался около 1000 года до н.э., а окончательно опустел только в XIX веке. Причем все равно рядом оставался одноименный поселок, который исчез где-то в 90-е годы.

Общий вид, данное фото не моё (такой ракурс мне было не снять)


Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II - начале I тысячелетия до н. э. По результатам раскопок в Уплисцихе и его окрестностях учёные предполагают такую версию развития событий. После освоения человеком плодородных земель данного региона в эпоху бронзы, культовый центр местности первоначально находился на холме Катланисхеви, который расположен в трёх километрах западнее Уплисцихе. На этом холме обнаружено поселение эпохи бронзы, просуществовавшее несколько веков. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. на Катланисхеви произошёл сильный пожар, после чего на заре железного века языческий культовый центр оттуда переместился в Уплисцихе. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.

Пещер, которые целиком можно отнести к этой эпохе, на Уплисцихе нет, так как многие древние сооружения в Уплисцихе позже перестраивались и переделывались, однако археологический материал свидетельствует о регулярном культовом использовании многих помещений, начиная с этого периода. В этот период в Уплисцихе зафиксировано поклонение женскому солнечному божеству, символом которого позднее также было колесо. Единственное изображение этого божества (глиняная статуэтка) было обнаружено только на холме Катланисхеви.

У подножия города


По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период (вероятно в конце I - начале II века н. э.) в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

Рост Уплисцихе приходится на период формирования Иберии - Восточно-грузинского царства, столицей которого становится Мцхета. Уплисцихе выделялся среди остальных городов Иберии своим преимущественно культовым значением. Большинство его сооружений имели именно культовое предназначение, и Уплисцихе, таким образом, являлся именно храмовым городом, главным культовым центром Иберии. Таким образом, роль Уплисцихе можно сравнить с древне-греческими Дельфами или древним Вани в Колхиде.

Начало священной дороги в город. Уплисцихе находится на горе, но как бы на склоне, так что все его постройки и объекты расположены каскадом, ступенями.


В устройстве Уплисцихе этого времени прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод. По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост.
Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры. Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

На фото "пещера" внизу справа - храм Маквлиани - самый крупный (общей площадью около 300 кв. м) из сохранившихся храмов эллинистического периода. Более крупные языческие храмы были перестроены в христианские церкви.




Архитектура Уплисцихе эллинистического периода изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов.

Сохранился древний кессонный свод храма




Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.

Остатки древнейших жертвенников, которые были расположены у юго-западного края города. Археологи обнаружили в них многослойные следы жертвоприношений животных.


данное фото из интернета

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

Одна из жертвенных ям для поклонения хтоническим божествам, перекрытая современной решёткой. Яма являлась частью древнего храма, который позже был перестроен в христианскую базилику.


данное фото из интернета

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города.

Уплисцихе в период раннего христианства
В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X-XI векам н. э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.
Большое винохранилище было также уничтожено первыми христианами. Как выяснили археологи, из него вынесли карасы, обвалили деревянные конструкции, а затем подожгли.

Храм Уплисцули - редкий случай храма X века на територии Шида-Картли. Архитектурно он очень прост, это скромная базилика с двумя боковыми нефами. Сейчас это действующий храм.




Ещё на протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных. В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе закономерно резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.







Уплисцихе в средневековье
В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX-X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла.)

Главная площадь и центральная улица города


На этой же площади с другой стороны


На рубеже XII-XIII веков в Уплисцихе могла останавливаться царица Тамара, однако мнения учёных на этот счёт расходятся. Тем не менее, один из прежних языческих храмов, который был переделан в царские палаты ещё в X веке, сохранился в устных преданиях местного населения XIX века как «зал Царицы Тамары».

Большой зал, известный как "Зал Царицы Тамары"


Внутреннее убранство и планировка зала




данное фото из интернета

Боковые помещения зала


данное фото из интернета

Потолок зала и отверстие в нём для света


Вид из зала на храм


При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась та тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

Одним из любопытных объектов Уплисцихе является т. н. «Аптека». В ячейках, сложенных из кирпичей, (по центру) археологи обнаружили следы десятков различных лекарственных трав, очевидно использовавшихся в медицинских или косметических целях. Рядом с ячейками в скале выдолблена ванная (справа). Достоверно известно, что «Аптека» функционировала в средневековье, однако возможно, что она существовала в Уплисцихе и в эллинистический период.



Я поднимаюсь выше центральной площади. Вот здесь уже хорошо видна каскадность


Ещё залы


Некоторые подписи забавно звучат - Гранд Холл в скальном городе, ну надо же))




Смешно сказать, но в древнем городе метут и "моют" полы)) Уборщица с ведром и шваброй у пещерных помещений - выглядит это забавно)


Упадок Уплисцихе
После монгольских набегов XIII-XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов - жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение - в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848-1849 гг.
Некоторые путешественники XIX века отмечали наличие в Уплисцихе людей, которых авторы называли троглодитами, вероятно, в связи с нехитрым образом жизни и в связи с тем, что они буквально жили в уже занесенных землёй пещерах.
В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище никто не селился.

Сверху виды очень красивые, и на храм, и на реку


Квеври возле храма. Храм, как и практически все в Грузии, даже самые покинутые и старые, даже экскурсобъекты, сейчас действующий


Что за дырочки периметром, я не знаю. А любопытно, конечно.




Я почти на самой вершине. Видите, как ступенчато построен город? Внизу те самые залы, где свод с дырой


То самое средневековое поселение, которое построили после того, как река Кура изменила свое русло. Вид с самой макушки скального города


Сейчас здесь только лошади пасутся




А вот древний скальный город, тем не менее, и сейчас имеет постоянных жителей - ящериц. Их тут многое множество! На каждом камушке, на каждом полуметре площади! Греются на раскалённых солнцем камнях. То ли потому что в городе людей пока ещё не было (мы были в в будний день и кроме нас было ещё только две-три пары посетителей, турсезон не начался), то ли потому что они привыкшие, но ящерицы почти не разбегались, лениво юркали в трещины и зазоры только если подойдёшь совсем близко. И размером от мелких с мою ладошку до 20-25 см, если до кончика хвоста. Вот это крупный представитель. Я как-то застал момент, когда крупная гоняла мелочь :)


На обратном пути я попросил Лилю остановить машину, чтобы поснимать скалы у дороги. Но какие там скалы, если Мух увидел осликов? Милых ухастых осликов, с ослятами :)









Дитёныши! Такая прелесть))






Скалы после такой милоты, конечно уже утратили своё обаяние, но пару кадров я всё же сделал


Переезжая по мосту через Куру







А это вид с обратной стороны, справа едва виднеется Уплисцихе


Скальный город Уплисцихе находится примерно в 10 км. от города Гори. Гори - это большой город с населением примерно 50 тыс. человек, административный центр края Шида-Картли и горийского района. Расположен в основном на северной стороне Куры, при впадении в неё речки Большая Лиахви. В центральной Грузии это второй крупный город после Тбилиси, причем долгое время был фактически столицей Картлийского государства, ибо Тбилиси 500 лет находился под арабской оккупацией. Так что Гори - это сердце восточной Грузии как в археологические эпохи, так и в средневековье.

Когда мы только ехали в Уплисцихе и проезжали одним из центральных проспектов города, я увидел строение, по виду очень напоминавшее ратушу - с квадратной башенкой, украшенной сверху зубцами.


А ещё рядом стоят зелёный вагон, и т.к. выехав из Гори, мы увидели большое железнодорожное полотно и отстойник составов, то решили, что вагон - своего рода памятник ж/д-узловому пункту.


И вот на обратном пути я попросил Лилю остановиться возле "ратуши", чтобы я сбегал и сфотографировал. Каково же было моё удивление, когда я обнаружил возле "ратуши"... памятник Сталину!


Оказалось, что это дом-музей Сталина, самый известный из 5 или 6 существующих на постсовковой территории.







А вагон - это тот самый бронированный вагон Сталина, на котором он ездил на всякого рода исторические конференции и т.д.


Предыдущие фоторассказы о поездке в гостеприимную Грузию
День первый. Монастырь Алаверди. Монастырь Икалто. Усадьба Чавчавадзе
День второй. Крепость Ананури и горы Гудаури
День третий. Мцхета и храм Джвари

путешествия, фото, Грузия, 2016г.

Previous post Next post
Up