Прочитано: май 2014

Jun 01, 2014 20:31

Как всегда, книжки сортирую не по хронологии чтения, а скорее по характеру: взрослые, подростковые, детские, по тематике. Впрочем, всё достаточно условно). Практически каждая обложка ведёт на отзывы - либо на LiveLib, либо на мои в журнале (если они есть), либо в Лабиринте.

Здесь всё, кроме военной прозы, которую читал и в апреле, и в мае. Как уже говорил, их оформлю в отдельный пост следом за этим.





























































«Город» читали в рамках нашего книжного клуба BOOK‘ля. Социальная фантастика, утопия и антиутопия в одном флаконе (как ни увидительно) о путях развития человечества, цивилизации, показанные через призму одного рода Вебстеров, в восьми новеллах. При этом никаких жестких апокалипсисов, свойственных жанру, например, через уничтожение планеты - нет, всё проще и вместе с тем глубже - человек вполне способен и без вмешательства уничтожить самоё себя, род людской, при этом даже не физически, а как суть. Вместе с тем Саймак - писатель-гуманист, даже в крахе человечества он остаётся с человеком, выказывает к нему любовь. Интересная вещь, я рад, что выбрали эту книгу клубом - вряд ли бы сам взялся за Саймака.

Морбакка. Две автобиографические книги Сельмы Лагерлёф о детстве, годах, проведённых в родовом поместье Морбакка. Казалось бы, просто два тома, ан нет. Совершенно по-разному они написаны. Первая книга даже не столько о самой Сельме, сколько о её предках, родственниках - семейные истории, предания. И как они написаны! Ну как сказки, легенды, передающиеся из поколения в поколения, они завораживают и очаровывают атмосферой, загадочностью и языком повествования. Вроде бы никакого чуда, просто жизнь большого дома, большой семьи - а читаешь какое-то волшебство :)
Если первая книга написана от третьего лица и сама Сельма там фигурирует далеко не в каждой истории, она как бы за кулисами, в стороне, то вторая книга - это собственно дневник юной 14-летней писательницы о том времени, когда она гостила у родственников в Стокгольме (целый год). Здесь о самой Сельме, здесь она и её внутренний мир близок к читателю, ещё бы, ведь дневник от первого лица - а вместе с тем волшебства уже нет. И не то, чтобы книга хуже, нет, она просто совсем другая по стилю. Обе книги теплые, спокойные.

Кингсли Эмис «Счастливчик Джим» давно был на примете - как представитель жанра "академический роман", "университетский роман", по-английски campus novel - где действие происходит в кампусе, в закрытой школе и т.д. Мне эта атмосфера и присущая атрибутика очень нравится, причём не важен жанр, это может быть и детектив, как «Джентльмены и игроки» Харрис, и остросюж.психологический роман типа Донны Тартт «Тайная история», это может быть даже фэнтези и как самый яркий представитель - Гарри Поттер. И вот, читая сейчас длинную «Детскую книгу» Байетт, в которой вскользь проехали по "кампусу", поскольку отправляли детей учиться в Итон, Кембридж и т.д., мне остро захотелось снова прочитать что-то кампусное. Но удовлетворения я не получил - вопреки ожиданиям и отзывам, книга для меня была скучна, кроме некоторых отдельных моментов-ситуаций, а юмор плоский, если не отсутствующий. Я бы не сказал, что это тот самый английский юмор, его-то я отлично понимаю и очень люблю. Эмиса ну не сравнить с Дэвидом Лоджем или Малькольком Брэдбери, вот кто мастера блестящей тонкой иронии. Так что продолжение чтения следует, благо, университетских романов есть немало.

«Детская книга» Антонии Байетт, вопреки названию, вовсе не детская. Это сага о нескольких семьях, некотором кружке, отцы и дети. Но для меня, да и в целом, книга не просто о конкретных людях, книга - это срез эпох, уходящей викторианской и бурного стремительно меняющегося 20-го века. Срез и преломление, смена. Фабианское общество, суфражизм, анархизм, разные кружки. Детской книга называется потому, что, во-первых, одна из героинь, мать большого семейства, писательница, автор детских книг, и к тому же для каждого из своих семерых детей она на протяжении их детства пишет отдельную, личную сказку. А во-вторых, главные герои здесь всё-таки не взрослые, а молодое поколение. Новая эпоха пришла и взращивается вместе с ними. В книге очень много всего уместилось, много тем, пластов. Процитирую из одного отзыва:
Попыталась вспомнить основные темы романа (порядок произволен):
- Дети, их отношения между собой, лесной дом (то, что в нашем детстве называлось штабик:)
- Женщины и их права (образование, работа)
- Гончарное искусство, обливная керамика, блюда, горшки, кувшины, печи для обжига и т.д.
- Вышивки, ювелирное дело, Моррисовские обои, "Движение искусств и ремесел"
- Красота природы (английской) и как это переплавляется художниками
- Немецкие кукольники-марионеточники
- Всемирная выставка в Париже 1900 г., Роден, Лалик, живопись, дворец электричества и т.д.
- Свободная любовь, брак, семейные тайны, отношения муж-жена
- Молодежные лагеря, публичные лекции
- Судьба детей известных детских писателей (в основном несчастливая)
- Музей Южного Кенсингтона (Виктории и Альберта)
- Анархисты, революция, фабианцы
- Суфражистки
- Образование: частные уроки, экзамены, закрытые школы, колледжи в университете (в т.ч. женский)
- Сказки для детей, страшноватые
- Взросление, старение
- Балы, платья, прически
- Вырваться из бедности
- Война
И всё это действительно есть. Всеобъемлющая книга. Вместе с тем её достоинства являются и её недостатками - Байетт очень подробная, очень дотошная. Детали, детали, мелочи, подробности. Полное погружение читателя в рассказываемый ему мир. Когда читатель такое любит, это прекрасно. Однако если нет, то все эти детали, дотошность могут превратить чтение в мучение - действие в романе очень неспешное; время идёт, дети растут, а за отсутствием ярких событий порой кажется, что всё стоит на месте. Ну, собственно, как и в течение нашей реальной жизни.
Кто заинтересовался, советую почитать отзывы на эту книгу на ЛайвЛибе (клик на обложку), там гораздо больше, нежели смогу сказать я. Роман я оценил по достоинству, это в каком-то смысле великая книга, а Антония Байетт - заслуженный лауреат многочисленных премий и наград, включая Букера. А что звездочку снял, не смотрите, это чисто субъективно, это оценка не книге, а моим личным отношениям с ней - за то, что несколько утомила.

«Шут» Юрия Вяземского. Гениальная книга. Без преувеличения. Но рассказать о ней не смогу ничего, уже не смогу - сразу после чтения, перевернув последнюю страницу, мыслей была полна голова. Хочется даже предложить её нашему клубу на обсуждение, там есть о чём поговорить. Одно скажу - почитайте отзывы на ЛЛ и вы сами захотите прочесть повесть. И я настоятельно советую! Она небольшая, но эффект подобен взрыву. И написана потрясающе.
Интересно ещё посмотреть экранизацию.

«Бывший Булка и его дочь» - малоизвестная, но очень, очень хорошая книга для подростков и взрослых. Настоящая, искренняя, пронзительная, с совершенно живыми героями. Даже то, как они говорят, отвечают, то запинаясь, то повторяясь, с мыслями и потоком сознания, спорами - приближает. История шестиклассницы Лиды (хотя пока читаешь, складывается впечатление, что девочка старше, всё-таки настолько раньше дети были взрослее) и её взаимоотношений с отцом и матерью, друзьями, первая любовь, трудный период в жизни семьи (болезнь отца), переживания за него, внутреннее взросление. Я думаю, этой книге место, например, в серии Самоката "Прямая речь", отличный образец хорошей советской подростковой прозы, жемчужина, всеми позабытая, а жаль и зря.

«Мой класс» Фриды Вигдоровой. О, на этой книге я отдыхал душой! Какая она! Я и близко не преподаватель, не педагог, у меня нет детей и вряд ли будут, однако книга оказалась настолько родной, открытой! Совершенно простой язык и этой простотой подкупает невероятно. Полное впечатление, что ты не читаешь, да ещё и выдуманную книгу, а сидишь на табуреточке в старой советской кухоньке и слушаешь рассказы самой Марины Николаевны о её классе, её отношениях с детьми, о трудностях и радостях. Марина Николаевна - молодая учительница, только из пединститута пришла в школу и получила свой первый класс, 4 класс. Честно скажу, это великая книга о педагогах, для педагогов и для всех, у кого есть свои дети, или кто общается с детьми, и кто готов видеть в детях не всего лишь недоросших взрослых (мол, вырасти, а тогда поймёшь, и т.д.), а личностей со своим внутр.миром, чувством собственного достоинства, которые тоже заслуживают уважительного отношения.
Фрида Вигдорова тоже из совершенно напрасно позабытых и непопулярных нынче писателей, и очень жаль. Самые известные и значимые её произведения - это трилогия «Дорога в жизнь», «Черниговка» и «Это мой дом», посвящённые проблемам педагогики и становления личности подростка (романы написаны от лица С. А. Калабалина - у Вигдоровой Карабанов, - воспитанника А. С. Макаренко, также посвятившего себя работе в детских домах и его жены, в «Педагогической поэме» Макаренко названной черниговкой), и дилогия «Любимая улица» и «Семейное счастье» (1965), в центре которых - психологический портрет молодой женщины, жены, матери. Они уже пару лет у меня на примете, а теперь, когда я познакомился и хочу в бумаге, тиражи этих трилогии и дилогии, однажды выпущенные АСТом, уже позаканчивались. Но всё равно хочу, буду искать, буду читать.

«Белая лошадь - горе не моё» Соломко. На волне выхода новой серии ЭНАСа скачал все книги. Повесть хорошая, светлая, добрая. Необычный учитель... да что там, учителёк - хочется сказать :) молоденький парнишечка 22 лет, только из педа, он сам не знает, на чьей стороне и за кого он: за ребят он или за учительское братство - он за уважение, честность и справедливость. За веру в лучшее, в воспитанника, в человека как личность. Такой молодой максимализм, и глядя на Сан Сеныча, невозможно по-доброму не улыбаться. Но это и подкупает.

«Тоби Лолнесс» - о, столько месяцев эта книга лежала и ждала и с какой жадностью была проглочена! Ух и увлекательно! Если честно, я немного побаивался браться за книгу, потому что ожидал, что будет совершенная сказочка-выдумка, а мне что-то не хотелось такого, подустал от сказок, в последнее время хочется чего-то более серьёзного или более реального. А книга оказалась что надо! Ни грамма сказочного, а о том, что это фэнтези, напоминает лишь то, что герои живут на Дереве и их рост всего пара миллиметров. Всё. Остальное - сплошь реальная жизнь, реальные ситуации, отношения, проблемы. Понравился экологический подтекст и социально-экономическая (да, есть и такое) составляющая, отношения классов, групп общества. Вообще книга Фомбеля по духу стойко ассоциировалась у меня с романом Аромштам «Легенда об Ураульфе, или Три части белого». Теперь с нетерпением жду, когда смогу заказать вторую книгу (тут же прочитаю!) и ещё обрадовался, когда узнал, что это не трилогия, а дилогия (не очень-то я люблю ввязываться во всякие -логии, больше люблю законченные произведения).

Даррелл - это Даррелл :) Читать о животных оказалось так же смешно, как и о весьма эксцентричной семейке писателя в его автобиогр.трилогии «Моя семья и другие звери» - «Птицы, звери и родственники» - «Сад богов» о детстве на греч.острове Корфу. Это надо уметь ещё - так подчеркнуть, так забавно рассказать о животных, их поведении, характерах.

«И вдруг раздался звонок» - повесть венгерской писательницы Марии Халаши. В центре внимания - девочка, которая из-за паралича не может ходить и её старшая сестра-подросток, их отношения между собой, отношения родителей - которые, как часто бывает, переключают целиком своё внимание на больного ребёнка и забывают о здоровых, бунт этого покинутого здорового ребёнка. Книга вовсе не грустная, как может показаться, а наоборот, живая, местами проказливая, да и в финале всё хорошо. Чего её читал - да просто увидел у подруги на полке и утащил. Так бы в жизни не узнал и не добрался до такого раритета :)

букинистика, изд: Энас, Вигдорова, детская, Даррелл, Поттер, Вяземский, Козлов, страны: русская, Эмис, страны: скандинавская, Саймак, страны: советская, страны: шведская, 2014г., страны: английская, 'ПРОЧИТАНО, 'прочитано: итоги, подростковая, Байетт, о детях, Лагерлёф, изд: КомпасГид

Previous post Next post
Up