Вспоминая Дзинтарс: духи Лелде

Oct 30, 2024 21:37



В 1960 году журнал "Новые товары" дважды упоминал духи "Лелде": в №3 в большой статье о работе дизайнера флаконов Агайды Гольдштейн и в №6 в обзоре парфюмерных и косметических новинок Дзинтарс.
В статье из мартовского номера среди прочего сообщалось, что на рижском парфюмерно-косметическом заводе Дзинтарс приступают к выпуску духов "Лелде" во флаконах дизайна "Капля" (Гольдштейн сначала придумывала флаконы и давала им названия, а уже потом советские фабрики заказывали эти флаконы и выпускали в них духи под другими именами).

В июньском номере речь о выходе духов "Лелде" шла как о состоявшемся факте. Конечно, учитывая, сколько времени раньше занимала в бумажных изданиях подготовка номеров к печати, можно предположить, что на самом деле духи "Лелде" увидели свет еще в 1959 году - именно в тот год Дзинтарс представил покупателям сразу несколько ароматов во флаконах от Гольдштейн: "Дзинтарс", "Желудь", "Душистый горошек", "Павасарис", "Руденс", "Рапсодия". Последние два, кстати, были в том же самом флаконе "Капля", только с крышками другой формы.

Свое название духи "Лелде" (Lelde) получили от популярного латышского женского имени. Исследователь-ономаст Клавс Силиньш (Klāvs Siliņš) утверждал, что имя Лелде - относительно новое: оно впервые встречается в документах в 1929 году. Считается, что его придумал знаменитый поэт и драматург Ян Райнис. Так звали главную героиню его пьесы Spēlēju, dancoju ("Я играю, я танцую", в советское время известна как "Играл я да плясал), опубликованной в 1919 году. Пьеса имеет незамысловатый, но полный символизма сюжет. Главный герой, музыкант по имени Тот (Tots), оказываясь в качестве гостя на чужой свадьбе, становится свидетелем внезапной и странной смерти невесты - красивой и жизнерадостной девушки по имени Лелде, которая умирает от укуса лорда-вампира. Тогда Тот отправляется за Лелде в загробный мир и спасает ее ценой собственной жизни. Но жертва Тота не напрасна: его песни будут жить в веках.

Эту пьесу Райнис, поборник национального возрождения Латвии, написал под впечатлением от Первой мировой войны и борьбы латышского народа за независимость. Поэтому Лелде олицетворяла Латвию, Тот - латышей, лорд-вампир - немецкое дворянство, под гнетом которого страна находилась продолжительное время.

Пьесе была суждена долгая жизнь на драматической сцене, и кроме того в 1950 году композитор Адольфс Скулте (Ādolfs Skulte) создал на ее основе балет, а композитор Имантс Калниньш в 1977-м - оперу. Премьеры новых редакций пьесы и оперы прошли в 2016 и 2019 годах соответственно. В 1956 году режиссер Эдуард Смильгис, за тридцать лет до того уже ставивший Spēlēju, dancoju и сыгравший там главную роль, предложил свое новое видение пьесы - в этот раз роль Тота досталась Харийсу Лиепиньшу, а Лелду попеременно играли Мудите Шнейдере и Вия Артмане. Скорее всего, именно эта театральная постановка 1956 года, не сходившая со сцены как минимум еще полтора десятилетия, послужила толчком для создания духов "Лелде".

Аромат "Лелде" определенно был разработан под руководством Брониславы Шварцман, но был ли у нее соавтор, как в случае с "Желудем", "Павасарисом" и "Рапсодией", или над "Лелде", как над "Дзинтарсом", "Агатом", "Руденсом", парфюмер работала без помощников - неизвестно. С одной стороны, в аромате легко узнается фирменный стиль Шварцман, в другой - композиция больше амбровая, чем шипровая, хотя присутствие дубового мха хорошо заметно. В целом же "Лелде" является органичной частью плеяды пряных шипров, выпущенных Дзинтарсом на рубеже 1950-х и 1960-х.

"Новые товары" в 1960 году описывали "Лелде" как цветочно-пряный запах с легким древесно-смолистым оттенком и добавляли интересную подробность: в производстве "Лелде" были использованы новые на тот момент синтетические материалы, в частности сандалидол. Последний был гордостью советских химиков из ВНИИСНДВ: группа под руководством В.Н. Белова и Л.А. Хейфица первой в мире разработала технологию синтеза этого продукта с запахом сандалового масла, что позволило существенно удешевить производство ароматов с нотой сандала. Массовое производство санталидола в СССР началось в 1956 году, как раз незадолго до появления коллекции знаменитых дзинтаровских шипров.



По звучанию "Лелде" ближе всего к "Вецриге" - такая же горькая и бальзамически-дымная, с чуть заметной сладостью и едва уловимыми кондитерскими специями, только без кожаных и кофейных нот, зато с роскошной серой амброй, пудровым ирисом и благородной древесиной. Как во всех шипрах, которых касалась рука Шварцман, в "Лелде" чувствуется пряность, присущая опавшим кленовым и ореховым листьям, из-за чего аромат подсознательно воспринимается как осенний. Теплая пудровая вуаль усиливает этот эффект духов для холодной погоды. Интересно, что несмотря на обилие землистых и древесных нот, на пудру и пряности, в "Лелде" нет шероховатости, звучание очень гладкое - если искать аналогию, то это не пестрый осенний твид, а тонкий тканый кашемир.

Пирамида "Лелде":
начало - бергамот, иланг-иланг, роза, сирень;
середина - бобы тонка, пачули, орегано, ветивер, оррис;
база - сандал, серая амбра, дубовый мох, бензоин, бальзамическая нота.

Духи "Лелде" выпускались не только во флаконе-капле - на аукционах попадается еще один флакон, тоже небольшого объема, форму которого хочется описать как кубик со скругленными углами и гранями, хотя на самом деле это срезанный с пяти сторон шарик. Его черная крышка напоминает корону - такая же использовалась для духов "Не забывай". В моей коллекции "Лелде" именно в таком флаконе, а не в каплевидном. Само по себе существование другого дизайна флакона не удивительно: советские парфюмерные фабрики практиковали смену флаконов для долго выпускавшихся ароматов на более современные варианты. Но в случае с "Лелде" вышло немного по-другому.



Публикация в №6 "Новых товаров" за 1960 год проиллюстрирована коллажем, составленным частично из рисунка, частично из черно-белых фотографий флаконов. Они не подписаны, но каплевидный - совершенно точно с "Лелде". Если сопоставить изображения с упоминаниями ароматов в тексте, то обнаружится один лишний флакон - и он точь-в-точь такой, как "Лелде" из моей коллекции. Получается, что духи "Лелде" изначально продавались в двух разных флаконах, но в каталогах фигурировала "Капля" Агайды Гольдштейн.



Дзинтарс прекратил выпускать "Лелде" в конце 1970-х - именно тогда фабрика начала понемногу сокращать поголовье своих классических шипров: уже чувствовалось, что в моде совсем другие, новые, на основе пачули. Вслед за "Лелде" постепенно были сняты с продажи "Дон Жуан", "Модо", "Чардаш", "Вецрига". Сложно сказать, почему Дзинтарс отказался от них, но оставил еще на десятилетие "Мою родину", "Руденс", "Дзинтарс", "Желудь", "Рижанин", "Виноград" и "Агат".

Возможно, оформление "Лелде" начало казаться старомодным взыскательному художественному совету, а вкладываться в переделку не имело смысла, когда на очереди были десятки актуальных новинок. Сложно объяснить это чем-то другим - вряд ли у "Лелде" были проблемы с популярностью: любые дзинтаровские духи считались престижными и находили покупателя. И судя по тому, как редко сейчас "Лелде" попадается на аукционах, эти духи не берегли и не откладывали по какой-то причине в сторону, а с удовольствием носили и использовали содержимое флаконов до последней капли.

Фотографии сделаны автором

Автор Виктория Власова
FRAGRANTICA
...

Рига, история, элегантность, осень

Previous post Next post
Up