"Волшебница" для новогоднего настроения

Dec 13, 2023 21:49



В декабре как никогда хочется волшебства, причем не бытового в духе "вот бы такую магию, чтоб все дела сами собой переделались", а настоящего, сказочного. Но раз уж оно невозможно (мы же взрослые люди, все понимаем), то пусть будут хотя бы сказки, книги, фильмы о волшебстве - и духи.
В конце 1960-х ленинградская парфюмерная фабрика выпустила духи "Волшебница", которые придумала Валентина Рафаиловна Зананьянц, много лет работавшая главным парфюмером Северного сияния - интересный и разносторонний автор, известный по таким хитам как "Ромео", "Эрмитаж", "Гаянэ", "Гамлет". По меркам своего времени "Волшебница" воспринималась скорее классическим, чем модным ароматом в фирменном стиле Северного сияния с характерными для него льдистыми альдегидами и сладковато-прохладными цветочными нотами. Яркими представителями этого стиля были духи "Белая ночь", "Лель" и "Ленинград", и судя по тому, что в 1960-х вдобавок увидели свет сделанные в том же ключе "Голубые цветы", стиль этот имел много поклонников.

Главная роль в "Волшебнице" отведена ландышам, которые очень напоминают плотные упругие цветы из "Лесного ландыша" с их заостренными зелеными листьями и влажной землей - это не деликатный аромат скромного букетика из трех веточек и не прозрачный лесной воздух над едва зацветающей поляной, а концентрированный запах целой корзины ландышей, щедро срезанных в оранжерее и ненадолго - например, по дороге в цветочный магазин - вынесенных на мороз.



Но "Волшебница" отнюдь не солифлор, что видно не только по зеленым листьям, но и по вступающим практически сразу влажным фиалкам, незабудкам, жасмину и розе. База у "Волшебницы" сложная и одновременно с этим легкая, оставляющая ощущение чего-то светлого, праздничного - в ней можно опознать ваниль, цибетин, сандал, гладкий синтетический мускус и свежую древесину, совсем как на сломе сиреневых веток в "Белой сирени".

Пирамида "Волшебницы":

верхние ноты - альдегиды, ландыш, зеленая нота;
средние ноты - фиалка, незабудка, жасмин, роза;
базовые ноты - ваниль, цибетин, мускус, сандал, древесные ноты.

В целом аромат гладкий и элегантный; не вызывающий, но и скромным его тоже не назовешь, настолько он яркий, привлекающий к себе внимание. Сложно сказать, чем именно вдохновлялась В.Зананьянц и волшебницу из какой сказки имела в виду, но у меня духи "Волшебница" первых выпусков, несмотря на абстрактный геометрический принт в их оформлении, вызывают в памяти фею-крестную из экранизации "Золушки" 1947 года - красивую женщину вроде бы без возраста, но душой тяготеющую к более давней галантной эпохе, чем 1960-е.


Янина Жеймо в роли Золушки в фильме «Золушка» (1947)

Эту ассоциацию поддерживает флакон из сатинового стекла: его стоппер хоть и не повторяет форму головного убора феи-крестной, но все же напоминает его своими острыми углами.



В 1970-х "Волшебница" переехала из оригинального притертого флакона в стандартный винтовой, сужающийся книзу, в который Северное сияние тогда стало разливать все свои цветочные ароматы, утратившие новизну и модность, но все еще востребованные у самых консервативных покупателей, и оформление коробки стало неброским.



А в начале 1980-х все эти "старички" получили другой винтовой флакон, более современный. В этот момент коробку "Волшебницы" (в этот раз простую картонную "пачку") внезапно украсил модный эффектный рисунок, изображающий женщину с прической из цветов и бабочек - эдакая смесь психоделического поп-арта с аллегориями Арчимбольдо, рядом с которой оформление остальных старых ароматов ленинградской фабрики выглядело очень скромно. И сама "Волшебница" в это время вновь стала пользоваться таким вниманием покупателей, что в продажу даже вернули притертый флакон. Правда, от фигурной коробки с геометрическим рисунком все-таки отказались в пользу более технологичной "пачки" с принтом, напоминающим переливы опала.



Эта неожиданная вторая молодость "Волшебницы" пришлась на время, когда возник массовый интерес ко всякой мистике. Понятно, что в Советском Союзе подобному интересу не позволили бы реализоваться с тем размахом и в той форме, как это происходило на Западе - с гадалками, вовсю рекламировавшимися по телевидению, колдунами, шаманами и составителями гороскопов. Однако и в СССР люди чувствовали потребность в чудесах - вспомнить хотя бы феномен Ванги и Джуны. Сложно сказать, была ли это жажда романтики или просто желание сбежать от действительности, но ощущение витало в воздухе - и находило отражение в искусстве: именно тогда в кино стал очень популярен жанр сказки для взрослых.



Можно, конечно, поспорить, являлись ли таковыми "Русалочка" (1976) и "Принцесса на горошине" (1977), но все-таки они были полны моментов, которые дети просто не в состоянии оценить в полной мере. А вот "31 июня" (1978), "Обыкновенное чудо" (1978), "Тот самый Мюнхгаузен" (1980), "Дом, который построил Свифт" (1982), "Формула любви" (1984) - сняты совершенно точно не для детей (хотя всеядные в плане кино советские дети их тоже с удовольствием смотрели).

И, конечно, этот список будет неполным без вышедшей в 1982 году музыкальной комедии "Чародеи" - одного из до сих пор любимых в народе около-новогодних фильмов. Думаю, все в общих чертах помнят сюжет: молодой сотрудник московской фабрики музыкальных инструментов с приключениями добирается в Китежград к своей невесте Алене - красавице-волшебнице из института НУИНУ, в котором магию ставят на службу народному хозяйству. Из-за интриг мага Сатанеева добрая Алена превращается в злую ведьму и забывает о своей любви к Ивану, которому во что бы то ни стало нужно расколдовать ее до наступления Нового года, до которого осталось очень мало времени. В фильме снялся великолепный актерский ансамбль - Александр Абдулов, Александра Яковлева, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин, Эммануил Виторган, Семен Фарада и другие, не менее знаменитые. Песни из "Чародеев" мгновенно стали хитами - перед Новым годом их постоянно крутили на радио, и редкий детский хор не пел "Три белых коня" и "Песенку о снежинке".

image Click to view



По-моему, духи "Волшебница" и фильм "Чародеи" как нельзя лучше подходят друг другу! Если искать волшебницу, с которой этот аромат мог бы соотноситься в 1980-х, то Алена Санина просто идеальная кандидатура. Она могла бы носить "Волшебницу", пока не перешла на темную сторону - ей этот льдисто-альдегидный букет ландышей и незабудок подходит так же, как белоснежная шубка. Возможно, какая-нибудь другая красавица на должности заведующей лабораторией в престижном институте предпочла бы что-то более роскошное, но Алене нравится включать в свой стиль элементы ретро: у нее коса до пояса, а с модной песцовой шубой она надевает пуховый платок и валенки. Поэтому в выборе духов от Алены ждешь оригинальности, непохожести на остальных девушек института - они-то наверняка покупают самые последние парфюмерные новинки, и как ни бьются, не могут разгадать пресловутую "какую-то загадку" Алены. А тайна, может, в том, чтобы носить духи не как у всех:)



С новым имиджем "темной" Алены, ее прической с локонами и нарядами, словно сошедшими со страниц журнала мод, цветочная "Волшебница" дисгармонирует. К новому образу просится ланкомовская "Черная магия", Magie Noire - эти духи как родные сочетались бы и с алениной "деловой" блузкой с глубоким вырезом, и с вечерним атласным комбинезоном, и особенно с новогодним алым платьем. Впрочем, роковой женщиной и злой ведьмой Алена пробыла едва ли двое суток, а потом поцелуй жениха возвратил все на свои места, и с белым платьем наверняка также вернулся запах тронутых морозом ландышей "Волшебницы".





Конечно, парфюмерный портрет Аленушки - плод исключительно моей фантазии. А вообще так и хочется подобрать всему коллективу института НУИНУ парфюмерные портреты в уклоном в магию или в стиль а-ля рюсс в соответствии с ассортиментом советских магазинов того времени. Сатанеев - это Drakkar Noir, чисто из-за названия "Черный дракон" и заграничности. Помощник Сатанеева Камнеедов знает слово "ретро" и благоухает одеколоном "Кремль".



Стильному Виктору Коврову очень пойдет "Эдгар", а вот его коллега Брыль менее притязателен и предпочитает "Русский лес". Между молодыми сотрудницами лаборатории хочется распределить ароматы из новозаревской коллекции "Золотое кольцо" - духи "Владимир", "Суздаль", "Ростов", "Загорск", а также выпущенные Северным сиянием "Кижи" и "Русскую шаль". Директорской секретарше Ольге подойдет горячая новинка Новой зари - "Амулет".





Сама директриса Кира Шемаханская - вопреки своему начальственному виду особа романтичная и, несмотря на инцидент с Аленушкой, незлая - должна носить элегантную дзинтаровскую "Колдунью".



Но возможно, что вы, дорогие читатели, видите парфюмерные предпочтения персонажей "Чародеев" совсем другими - мне было бы любопытно узнать, какими именно. А если вы ищете способы создать себе новогоднее настроение - не исключено, что "Чародеи" и парфюмерия вам с этим помогут.

Фотографии флаконов из коллекции автора

от Viktoriya Wlasowa
ОТСЮДА
...

Новый год, ностальгия, 1982, Санкт-Петербург, Рига, кино, зима, элегантность

Previous post Next post
Up