Как писатели запоминают большое количество информации

Nov 08, 2023 15:22

... Для меня остается загадкой, как писатели так натренировали свой мозг, что он способен извлекать из самых глубин, из глухого, сказочного, фольклорного прошлого, из лет «сирени и тумана», пишут-то они уже в зрелом возрасте, крупные и мелкие куски воспоминаний. Они берут эти куски, стряхивают с них пыль, протирают тряпочкой, промывают в проточной воде, и через секунду картина оживает перед читателем, словно невидимая рука подняла занавес на сцене.
... Добрать и сохранить для писательских нужд - вот они, заветные слова! Писатель ежедневно в поиске, ищет детали, штрихи, подмечает каждую мелочь, заглядывает внутрь себя - что он чувствует, разговаривая с Дитрихом, помешанном на казнях, с любым другим человеком? А наблюдая за бабочкой? Т.е. творческое восприятие ни в коем случае не произвольно, оно осознанно, имеет четко поставленную цель. Писатель не просто разглядывает насекомое или поддерживает светскую беседу, он коллекционирует воспоминания, включает все органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание, ставит перед мозгом задачу (наш мозг обожает осмысленную, озадаченную деятельность, тем более, когда сложность ему по зубам, это вам любой Курпатов скажет) запомнить как можно больше информации, чтобы при случае вставить ее в книгу.

У Набокова, в связи с тем, что жил он в докомпьютерную эпоху, не было возможности сразу употребить информацию в дело, написать пост или рассказ и отправить одним махом в соцсеть. В те далекие времена некоторые, как Бальзак и Лабрюйер, выходили из положения следующим образом, бежали туда, где есть перо и чернила, сразу записывали свои ощущения, пока они не завяли; переносили запись в каталог характеров и человеческих образов, хранившийся у них в ореховом бюро или в сундуке на чердаке, а потом при случае, когда в книге нужен был именно такой момент иди эпизод, извлекали на свет и вставляли в текст.
С другой стороны, однажды записанная мысль, такая штука происходит с Набоковым, не знаю как с другими, тут же тускнеет в памяти и стирается из нее...

Вероятнее всего писательская память работает именно так. Как только что-то помещенное в нее, переносится на бумагу, мозг запускает программу очистки. Именно поэтому фрагменты прошлого нельзя помещать в архив - запылятся и забудутся. Их нужно держать в памяти и извлекать только для настоящих вещей - романов, повестей, очерков - всего того, что пишется не в стол, бюро или сундук, а для людей. Чтобы оно, это писательское воспоминание перешло в сознание, а потом и в подсознание читателя, и оставалось в нем вечно «идиллически гравюрным фоном», или звездным узором, или чем бы там ни было, что превращает мысли в особенную музыку...

Кратко отсюда: https://chitate-li.livejournal.com/138104.html
...

мозг, речь, память, мнения, книги

Previous post Next post
Up