Листопад в винтажных ароматах

Oct 18, 2022 23:29



Осень я люблю даже больше, чем весну - конечно, погода все холоднее и дни все короче, но зато богатством запахов можно наслаждаться безо всякой аллергии. У осени есть много ароматов, присущих лишь ей, и речь не столько даже о специфически осенних фруктах и цветах, сколько о природе в целом. Осенью иначе пахнут земля, воздух, асфальт и камни, не говоря уже о траве и деревьях; даже в сухие погожие дни ко всему этому обязательно примешивается влага, а часто еще и дым.
Своего пика осеннее благоухание достигает, когда начинают облетать листья - мне нравится в октябре по утрам, когда воздух свежее и восприятие острее, открывать окно и вдыхать прохладный запах листопада. Впрочем, и днем я себе не отказываю в удовольствии на пару минут остановиться где-нибудь на улице, в сквере или в парке, где нападало побольше листьев. Они всегда будут пахнуть немного иначе - это зависит не только от погоды и того, на чем лежат листья, на траве или на брусчатке, но иногда еще от того, что за деревья их сбросили.
У листьев тополя запах смолисто-терпкий и чуть фруктовый, как будто его клейкие весенние почки зрели все лето и поспели к осени. У черного ореха листья пахнут остро, почти перечно.
Мой фаворит - клен: сложный пряный запах его листьев напоминает базу винтажных дзинтаровских шипров.

Всё это октябрьское великолепие, ковры и костры из опавших листьев лучше всего удалось запечатлеть Б.Шварцман в духах Rudens и Zīlīte.
Но не у одного Дзинтарса были духи, посвященные осени, и не только с помощью шипровых нот советские парфюмеры изображали осень.
Я уже рассказывала про "Рябинушку", "Праздник урожая", "Воздух осени", "Виноград", а недавно моя коллекция пополнилась еще тремя малоизвестными, но интересными винтажными ароматами на осеннюю тему - это "Осенние листья", "Кленовый лист" и "Осенний этюд", они как раз про мой любимый осенний запах опавших листьев.

Одеколон "Осенние листья" выпустила в самом конце 1960-х харьковская парфюмерная фабрика. Судя по его сегодняшней исключительной редкости, производство продолжалось недолго, но достаточно, чтобы одеколон сменил два флакона. Более поздний - плоская и гладкая фляжка как у ленинградского "Шипра" - выглядел совсем непритязательно, его оживляла разве что этикетка с желтым кленовым листом на золотом фоне, а вот ранний, который мне посчастливилось заполучить, сам был в форме листика липы.



В таком флаконе даже недорогой, всего-то за 80 копеек, одеколон становился милым и нарядным подарком, а главное, аромату флакон-листик очень идет. Формат советского дешевого одеколона того периода предполагал довольно легкий запах без особой стойкости, но совсем не обязательно простой - вот и "Осенние листья" звучат ярко несмотря на свою легкость: это сладковатый дымно-кожаный аромат на амбровой базе. Развития у него практически нет, он сразу выдает всю картину целиком - тщательно собранная куча опавших и слегка подсохших листьев, ожидающих своей очереди стать костром, в то время как где-то в дальнем углу соседского сада такая же куча уже почти догорела и порыв ветра принес остатки дыма. Если "Осенние листья", как многие советские одеколоны предназначался для легкого освежения по утрам, то, пожалуй, в прохладное время года он был хорошей альтернативой традиционным цитрусам - от его теплого запаха становится уютно.

Пирамида "Осенних листьев":

начало - нероли, иланг-иланг;
середина - кожа, дым;
база - бензоин, амбра.
.
Духи "Кленовый лист" делала львовская парфюмерно-косметическая фабрика, и это уже гораздо более сложный аромат. Он был создан приблизительно в то же время, что и "Осенние листья", но выпускался заметно дольше, до второй половины 1980-х. Причем оформление у него сразу было таким удачным, что его больше не меняли - черную с золотом коробку украшают ярко-оранжевые кленовые листья. Есть в этом принте что-то японское: золотые линии напоминают трещины на черном лаке.



Запах у "Кленового листа" теплый, пряно-амброво-мшистый, довольно сильно напоминающий дзинтаровские шипры. Однако у него очень неожиданное для духов с таким осенним названием начало: он стартует прохладными цветами, похожими на гиацинт, но более сладкими, и эта цветочная нота хоть и теряет со временем яркость, все же слышна почти до конца, переплетаясь с нотами сухих трав и листьев. Очень интересное сочетание, но необычное, и я долго ломала голову, пытаясь разгадать его символику, пока не наткнулась в осеннем парке на безвременники. Нежно-лиловые и белые цветы среди опавших листьев, совсем как в духах! Безвременники всегда расцветают в середине осени и выглядят совершенно фантастически, потому что растут без стеблей прямо из земли, а их хрупкость и беззащитность больше подошли бы весне. Некоторые садовые сорта безвременников приятно пахнут, и, наверное, есть среди них такие, чем запах напоминает гиацинтовый - думаю, именно их изобразили львовские парфюмеры в "Кленовом листе".

Пирамида "Кленовый лист":

начало - альдегиды, гиацинт, флердоранж;
середина - сандал, ветивер, кожа;
база - кумарин, пачули, амбра.
.
В середине 1980-х свою дань красоте осени отдала и николаевская фабрика, выпустив "Осенний этюд" во флаконе с рельефным кленовым листом - этот лист янтарно светится сквозь круглые прорези в коробочке. Вроде бы несложное дизайнерское решение, и к нему советские парфюмерные производители даже прибегали несколько раз, но ни у кого не получилось так эффектно, как у николаевцев с "Осенним этюдом".



В аромате "Осеннего этюда" чувствуется совсем другая эпоха, другой стиль, чем у "Кленового листа" и "Осенних листьев" - в "Этюде" такая мощь и ярость, как в голосе Аллы Пугачевой, когда она посреди лирического исполнения песни "До свиданья, лето" вдруг срывается на крик: "С каждым днем все больше небо хмурится, с каждым днем все ближе вьюги белые...". В аромате - желтые листья, доживающие свои последние часы под холодным сырым ветром, к следующему утру их краски поблекнут, потому что ночью придут заморозки. Пряность "Этюда" напоминает о нюхательном табаке и перце - даже не как у листьев, а как у плодов черного ореха. Одновременно с этим аромат холодный и влажный, в нем как будто слышится мокрый асфальт - это не буколический пейзаж, а осенний город с его дорогами и новостройками. Довольно смелое парфюмерное решение, и для его реализации явно использованы совсем другие материалы и другая конструкция, чем у всех остальных советских ароматов, посвященных осени - видимо, николаевские парфюмеры экспериментировали с использованием новых баз-композиций, отказавшись в пользу мускуса от традиционных амброво-шипровых нот, с помощью которых было принято изображать увядшие травы и опавшие листья.

Пирамида "Осеннего этюда":
начало - альдегиды, горькие цитрусы, жасмин, роза;
середина - лактонные ноты, черный перец, табак, кожа;
база - сандал, мускус.

"Осенний этюд" так же выбивается из осеннего канона советских парфюмеров, как и "Воздух осени", но при всей своей красоте и оригинальности даже близко не имел популярности последнего - думаю, потому что на большей части СССР осень воспринималась как довольно неприятное время, и мало кому хотелось усиливать стылую осеннюю сырость с помощью горького и холодного аромата. Однако и у "Осеннего этюда" были свои поклонники, как есть они у современных не мейнстримных ароматов. Я воспринимаю "Осенний этюд" как прекрасное дополнение к коллекции и как еще один штрих к парфюмерному портрету осени - такому же пестрому и многоликому, как само это время года.

Фото ароматов - автора

от Viktoriya Wlasowa
https://www.fragrantica.ru/news/Listopad-v-vintaznyh-aromatah-12955.html

ностальгия, элегантность, осень

Previous post Next post
Up