Духи "Артек" и другие запахи пионерского лагеря

Jun 30, 2021 11:33



В конце 1970-х симферопольская парфюмерная фабрика выпустила набор "Здравствуй, лето!" с духами "Артек"...
Об "Артеке" тогда слагали стихи и песни, писали книги, снимали фильмы и передачи.
Словом, не удивительно, что в честь "Артека" создали духи - дань восхищения "Артеку" как реализованной мечте о счастливом детстве...


У духов "Артек" пряный и теплый запах, мне в нем чудятся всполохи красных галстуков на фоне южного летнего пейзажа в охряных тонах. Я не была в "Артеке" и не знаю, есть ли там в окрестностях рыжеватые скалы и выгорает ли до золотистого цвета трава на них, но аромат рисует именно такую картину. "Артек" довольно сильно похож на прекрасную "Элладу" Северного сияния - тот же не двигающийся полуденный воздух, напоенный ароматами кипарисов и суховато-душистых трав. Но есть и отличия; явно чувствуется присутствие цитрусов, красной гвоздики и какой-то южной цветочной экзотики - на ум приходят строки из воспоминаний Елены Боннэр, ездившей в Крым в 1936 году:

"В Артеке было, как и должно быть. Всё солнечно, всё пахнет морем и олеандром".

Пирамида духов "Артек":
начало - альдегиды, бергамот, жасмин, иланг-иланг;
середина - гвоздика (цветок), ирис, кожа, орегано;
база - ваниль, кедр, амбра.

"Артек" звучит очень контрастно к другому аромату из набора - прохладному зелено-фужерному "Здравствуй, лето", а главное, он не такой девиче-юный. Я представляю "Артек" не на пионерке, а на девушке постарше, может быть даже на молодой вожатой - знаменитый лагерь был ведь мечтой не только миллионов детей, но и тысяч увлеченных своей работой педагогов. Правда, в 1970-х и позже этот аромат должен был восприниматься как тонко стилизованное ретро - он словно отсылает ко временам довоенного "Артека", описанного Гайдаром в повести "Военная тайна" и запечатленного в документальном фильме 1940 года "У теплого моря":

image Click to view



Мне очень нравятся духи "Артек" - и сама идея, и аромат. Но они напоминают мне, что для меня мечта съездить в "Артек" так и не сбылась, как, впрочем и для большинства советских детей: все-таки в масштабах Союза 27 тысяч в год - это очень мало. В моем окружении - школа простая и музыкальная, разнообразные кружки и секции, друзья и родственники - не было ни одного человека, который бы побывал в "Артеке". Даже слухов таких ни о ком не ходило, а ведь если бы кто-то туда отправился, об этом мгновенно знала бы вся школа, потому что поездкой в "Артек" награждали за достижения в учебе, спорте, творчестве или на ниве пионерской деятельности, и никому бы в голову не пришло скрывать такую награду. Сейчас я знаю, что путевку в "Артек" реально было и просто купить, но сквозь все детство я пронесла убеждение, сформировавшееся под действием книг, фильмов и статей в "Пионерской правде", что в главный лагерь страны невозможно попасть не отличившись чем-то особенным. Зато в остальные - можно, и каждое лето мы с друзьями разъезжались по разным лагерям, а встретившись в конце каникул с горящими глазами обсуждали кто где был и как там понравилось.


Духов "Артек" ни у кого из нас не было, но кое-какие парфюмерные воспоминания, связанные с пионерским лагерем, у меня все-таки остались. Между рассказами о впечатлениях и переписыванием текстов выученных в лагере песен мы обязательно делились историями о том, как ходили ночью мазать зубной пастой мальчишек из собственного отряда или девчонок из соседнего - такие набеги были важным атрибутом пионерлагерной жизни, поэтому перед поездкой нужно было не забыть зубную пасту, а лучше взять ее два тюбика: чистку зубов ведь никто не отменял. Ценились детские пасты с фруктовым вкусом и ароматом - "Вишенка", "Банановая", "Чебурашка", "Ну погоди" - считалось, что их приятный запах усыплял бдительность жертв. Взрослые пасты, наоборот, признавались потенциально опасными: намазываемый мог проснуться от их более резкого и "несъедобного" запаха.

Не помню, чтобы кто-то привозил с собой в лагерь духи - для этого мы были еще слишком малы, но многие везли с собой одеколон "Гвоздика", который имел репутацию противокомарного средства двойного действия: им полагалось слегка орошать одежду для отпугивания мерзких насекомых, а если уж не получалось отпугнуть - мазать укусы, чтобы меньше зудели. Как правило, мы забывали делать первое, и не сказать, чтобы нам сильно помогало второе, но отчетливо помню благоухание нашего идущего в поход отряда. Позднее, когда пионерское детство уже кончилось, на одном из сеансов в кинотеатре перед фильмом пустили так называемый киножурнал, и из него я наконец узнала, как на самом деле нужно было пользоваться одеколоном "Гвоздика" против комаров: следовало намочить в нем носовой платок или любой кусок чистой ткани и повесить его на плафон торшера или настольной лампы, чтобы включенная лампочка нагревала его и с теплым воздухом запах гвоздики распространялся бы по комнате, распугивая насекомых.


Одеколон "Гвоздика" относился к старым, довоенным еще ароматам, и как многие подобные одеколоны, его выпускали все советские фабрики - даже те, которые не покушались на производство серьезной парфюмерии: горьковская, куйбышевская, золотоношская. Но более солидные производители до 1960-х предлагали целые наборы "Гвоздика" из духов и одеколона, а иногда даже в комплекте с пудрой и мылом - т.е. поначалу "Гвоздика" относилась к "серьезной" парфюмерии и ассоциации с комарами не вызывала.

Все эти "Гвоздики" разных фабрик и годов выпуска имели один и тот же запах, состоявший из смеси гвоздики-специи с гвоздикой-цветком. В духах акцент делался на цветок, что подчеркивалось фиалково-пудровым окружением, а в одеколоне - на специю, которая усиливалась благодаря соседству цитрусовых. Возможно, мое нынешнее избегание кулинарной гвоздики уходит корнями в пионерское детство с "противокомарным" одеколоном - передоз еще ни одному запаху не помог стать любимым.

Сейчас в моей коллекции есть духи "Гвоздика" николаевского комбината и дзинтаровский одеколон. На одеколоне написано Nelke, но нет сомнений, что это та самая "Гвоздика", т.к. на обороте этикетки это написано по-русски. Одеколон выпущен в июне 1986 года - как раз в разгар летних каникул! Вообще-то я купила его с целью убедиться в легендарном противокомарном эффекте, но все как-то не решаюсь - уже выработалась привычка к фумигаторам без запаха. Зато во весь рост проявляется свойство парфюмерии воскрешать в памяти события прошлого...

Автор фотографий и текста Виктория Власова
Кратко, в качестве ориентира ОТСЮДА

ностальгия, история, элегантность, лето

Previous post Next post
Up