Оригинал взят у
elena_ryabtseva в
«С другим и он другой» В посте об иллюзиях и избирательном восприятии я написала, что по мере того, как человек становится более осознанным, его паттерн взаимодействия с миром может видоизмениться - смягчиться, стать менее ригидным, но он все равно будет время от времени проявляться с разными людьми в разных отношениях. А мне задали вопрос: а как же тогда получается, что человек «для одной женщины ничего не делал, сидел на диване - а ради другой встал и начал делать карьеру и зарабатывать деньги?» и как в этом случае не говорить, что «с другим и он другой»?
Отношения «Я-Другой» создаются обоими участниками - ответственность пополам. Каждый приносит в отношения свои потребности, особенности контактирования, прошлый опыт отношений с другими людьми и умение организовать себе поддержку в контакте, и то, что получается в результате взаимодействия этих уникальных компонентов в течении продолжительного времени, называется отношениями.
«С другим и он другой» - это не о том, что личность человека меняется в зависимости от того, с кем он находится в контакте. Слон не может стать жирафом. Багаж прошлого опыта, который сформировал предпочтения человека в настоящем, его люблю-не люблю, и особенности контактирования (в том числе, и то, как человек прерывает контакт) - это то, что переходит из одних отношений в другие. Чтобы понятнее было, что я имею в виду под особенностями контактирования, приведу примеры. Например, импульсивность - это когда человек совершает поступок прежде, чем подумает, зачем он делает, как ему это поможет и какие у поступка будут последствия. Мне как-то не по себе - пойду выпью. Мне грустно и тоскливо - а выйду-ка я замуж. Другой пример - избегание. «Не верь, не бойся, не проси». И не дыши тоже. Из-за страха неудачи, если говорить о профессиональной сфере жизни, или отвержения, если говорит о личных отношениях, человек не совершает никаких шагов по направлению к тому, что его привлекает. Хочется близости - но я ни за что не покажу другому человеку своей заинтересованности в нем и, уж тем более, не покажу своей уязвимости. Хочется новую работу, но я лучше останусь на старой. Особенности контактирования могут измениться, но для этого нужно время и большая внутренняя работа.
Что меняется, в зависимости от того, с кем человек находится в контакте, - это степень поддержки. Есть два вида поддержки в контакте. Первый - это самоподдержка, то, как я сам себя поддерживаю в контакте с другим. С одним человеком может быть сложнее поддерживать себя, чем с другим, по множеству причин. Тут значение имеет, насколько я нахожусь в контакте с самим собой и с другим человеком. Быть в контакте с собой - это умение слышать, как я себя чувствую с этим конкретным человеком здесь и сейчас, где мои границы, и определять, что я получаю в контакте с ним и что я хочу получить, и если есть несовпадение между желаемым и получаемым, найти способ попросить то, что мне нужно. Быть в контакте с другим - это видеть его, а не продолжение себя и не призрак из прошлого. Можно погуглить «перенос» и почитать, что происходит с самоподдержкой, если видишь призрак, а не живого человека. Второй вид - это поддержка, которую я получаю от другого человека. Здесь большое значение имеют личные особенности партнера и то, в каком состоянии он в момент контакта находится. Если я знаю, что в момент уязвимости другой человек меня может, например, высмеять, то вряд ли я буду доверять этому человеку настолько, насколько я могу доверять человеку, который способен перенести мою уязвимость и не обесценить мой опыт.
И самое главное, потребности - это то, что организует выбор партнера. Если у человека есть потребность о ком-то заботиться, чтобы, например, отвлечься от собственной неустроенности, он выберет инфантильного партнера. Если человеку нужна поддержка, но он достаточно зрелый, чтобы брать ответственность за свою выборы, отношения состоятся с поддерживающим, недоминирующим партнером.