Оригинал взят у
kira_nessis в
Обзор трилогии «Как вылепить отфыркивание» Е.Г. Макаровой Мой поклон, мое восхищение, мой путь!
И это все ОНА - Елена Макарова.
Ее книги должны быть на вашем столе, с закладками, с подчеркиваниями, со следами блинчиков и чая. И тогда слова из этих книг войдут в вас, прорастут в вас и дадут плоды!
Пора читать, думать, творить, открывать и открываться!
Оригинал взят у
natalia_starodu в
Обзор трилогии «Как вылепить отфыркивание» Е.Г. Макаровой - Ребзик.ру«Освободите слона»
О педагоге Елене Макаровой я узнала совершенно случайно. Читая в «Заботливой альфе» рассуждения на тему «с какого возраста стоит водить ребёнка в различные кружки и чему отдавать предпочтение», я наткнулась на пост, автор которого рекомендовал книги Макаровой, называя их лучшими книгами о детском творчестве. С помощью нехитрого поискового запроса я очень скоро выяснила, что речь идёт о трилогии со странным названием «Как вылепить отфыркивание». Правда, «Отфыркивание» оказалось не очень доступным: книга переиздавалась последний раз в 2011 году, и за первым томом трилогии мне пришлось поохотиться, я рассказывала об этом ранее. Однако силами интернет-магазина «Свои книги» я всё-таки стала обладательницей заветного первого тома, и сейчас, будучи уже в процессе прочтения следующей части, охотно делюсь своим впечатлением от «освобождения слона».
Книгу я прочитала, что называется, на одном дыхании. Для такой литературы стиль повествования мне показался необычным: полухудожественный текст, много собственных размышлений, воспоминаний автора. Читаешь и проживаешь каждый урок лепки в Студии эстетического воспитания, каждый описанный день на берегу моря. И никаких методических рекомендаций, плана занятий, целей, материалов… Только череда историй, сменяющихся, как слайды на экране, об учениках и их родителях, о родительских ожиданиях, требованиях и запретах, о собственных детях и их пути, о друзьях, знакомых, о себе - но всё это сквозь призму лепки и пластилиновых фигурок.
На мой взгляд, главная идея этой книги - призыв взрослых к тому, чтобы дать детям возможность свободного самовыражения, отказаться от шаблонов, стереотипов и ожиданий в отношении детей, не мешать им видеть в куске пластилина замурованного слона и помочь освободить свои настоящие чувства и эмоции. Елена Макарова очень чутко относится к детскому творчеству и на протяжении всей книги показывает, как точно творения детей отражают их картину мира, представления о себе, их проблемы и страхи. Родительские амбиции и ожидания в действительности скорее загоняют детей в рамки, нежели способствуют развитию фантазии и личности. Всё дело в том, что к детям применяются заведомо неверные, «взрослые» критерии: результат творчества должен быть понятным, реалистичным, красивым… Детские рисунки, поделки редко отвечают этим критериям, а потому не попадают у взрослых в разряд чего-то стоящего. Но если осознать, что ребёнок - это не уменьшенная копия взрослого, что его внутренний мир живёт по своим, детским, законам, а значит и творчество детское очень отличается от взрослого и по целям, и по средствам их достижения, тогда… Можно отбросить все критерии и требования, перестать выращивать непременно выдающегося художника или скульптора, дать волю детской фантазии!
«Человек-Туча - человек, как все, но с одной странностью: стоит ему огорчиться, как он превращается в тучу. В первый раз это случилось с ним в школе. Учительница, не зная за ним такой особенности, поставила ему двойку. И тут на глазах у всего класса он стал расплываться, увеличиваться, «тучнеть», и из него хлынул такой дождь, что все, включая учительницу, промокли до нитки. Пришлось повесить ему на грудь предупредительную табличку: «Если сильно огорчаюсь, сразу в тучу превращаюсь».
- Понимаешь, в нем есть признаки и «тучности», и «человечности». Как лепить тучу, дети сразу догадались, лепить человека все могут, а вот поди найди пластическое решение для совокупного образа!
Олег говорит:
- «Тучность» я еще могу изобразить, а вот как вылепить «летучность»? Туча летуча, а пластилин не летает, - потом подумал, сделал высокий пьедестал, получился памятник «Человеку-Туче». - Пусть будет памятник, памятник от слова «память». Пусть помнят в народе о человеке, умеющем по-настоящему огорчаться.
Да, но самое-то главное - дальше. Сидит, смотрит изучающим взглядом на свою работу, беседует сам с собой:
- Все готово, осталось вылепить «отфыркивание». Ему во влажной туче тяжело по-человечески дышать, и вместо дыхания выходит отфыркивание. Как его слепишь?»
А вы знаете, как слепить отфыркивание?
«В начале было детство»
Детство действительно было. У каждого своё и у всех - разное. У героев книги Елены Макаровой в детстве бывало всякое: безразличие родителей, больницы и детские дома, серьезные диагнозы и другие, совсем не детские проблемы. А ещё были уроки лепки и целые пластилиновые истории жизни маленьких талантливых людей.
«В начале было детство» - это книга об Учителе и Ученике, об огромной важности такой встречи в жизни каждого человека, об определении жизненного вектора благодаря ярким событиям детства. Это самые настоящие записки педагога: множество разных историй, веселых и не очень, о детях, о жизни, о творчестве. Задолго до прочтения трилогии у меня было представление, что в трёхтомнике описана некая фундаментальная методика занятий лепкой, но не побоюсь повториться с предыдущим обзором - ничего подобного у Елены Макаровой нет. Нет и готовых рецептов на все случаи жизни, да и однозначных выводов нет. Елена Макарова делится своим опытом и даёт множество тем для размышлений. По большому счёту речь идёт не о какой-то методике, которую можно смело брать и использовать, а о подходе автора к детству, детям, к творчеству, а это уже сложнее, это не готовый инструмент, а философия жизни.
Книгу не хочется читать быстро. Хочется вдумываться в каждое предложение, чтобы не пропустить важных деталей. Читая, я часто думала о том, что держу в руках будто бы личный дневник: настолько честными, искренними и «живыми» являются книги Елены Макаровой. Нет и тени распространённой позиции «всезнающего гуру». Далеко не каждый человек, профессионал, готов вот так открыто говорить не только о своих успехах, но и о сомнениях, ошибках, неудачах.
Делаю второй обзор и понимаю, что как-то тяжело идёт процесс. Наверное, потому что в обзорах я обычно что-то анализирую, раскладываю по полочкам, а с книгами Елены Макаровой это сделать сложно, они слишком цельные, целостные, содержащиеся в них идеи не разбить на пункты и подпункты. Эти идеи продвигают меня не вперёд, а вглубь, куда-то внутрь себя. Сейчас, будучи взрослым человеком, воспитывая собственного ребёнка, как нельзя важно это погружение в то самое начало, в котором было детство…
Не раскрывая карт, скажу лишь, что глядя на своё родительство оттуда, из детства, начинаешь совершенно иным образом воспринимать свою роль по отношению к ребёнку и открываешь кучу возможностей, чтобы помочь ребёнку освоиться в жизни, научиться преодолевать трудности, раскрыть свой потенциал.
«Вещность и вечность»
Вот и перевёрнута последняя страница третьей части трилогии «Как вылепить отфыркивание». В первой книге Елена Макарова кратко рассказывает о вдохновившей её художнице Фридл Дикер-Брандейс, занимавшейся с детьми в Терезине во времена фашизма. Третья часть посвящена именно этой истории. Герои книги «Вечность и вещность» - это не только Фридл, но и её ученики, коллеги, и сама Елена Макарова.
Попробую в двух словах рассказать о сути терезинского феномена и о том, почему рисунки учеников Фридл во многом определили профессиональный и жизненный путь Елены Макаровой. Эта история уносит нас на десятки лет назад, к периоду Второй мировой войны и расцвета фашизма. В Терезине, небольшом гарнизонном городке в Чехии, был основан концентрационный лагерь для евреев. Трёхэтажные нары, голод, вспышки болезней, гибель близких людей, постоянные «транспорты» в Освенцим... Но среди этого ужаса у людей были силы устраивать театрализованные представления, читать лекции, заниматься с детьми. Фридл занималась с детьми рисованием, и в рисунках её учеников было больше свободы, чем в рисунках благополучных детей в мирное время. Именно этот парадокс сподвиг Елену Макарову на ту колоссальную работу, которую она проделала, буквально по крупицам собирая материал о Фридл Дикер-Брандейс.
Для учеников Фридл рисование было исцеляющим. Её подход к занятиям помогал детям справляться с ситуацией, проживать горе, находить в себе силы. Сейчас это называется искусствотерапией. Этим занимается ученица Фридл Эдит Крамер и сама Елена Макарова.
Фридл Дикер-Брандейс стала компасной стрелкой для Елены Макаровой. Помимо возрождения её подхода к занятиям рисованием, Елена Макарова занимается организацией выставок работ Фридл и её учеников по всему миру. Авторству Елены Макаровой принадлежит документальный роман «Фридл», который я теперь тоже хочу прочитать. Кажется, даже будет сниматься фильм.
Для меня трилогия Елены Макаровой стала настоящим открытием. Ожидая получить подробную инструкцию по занятиям лепкой, я в итоге как будто прожила какую-то удивительную маленькую жизнь. Когда в 7 месяцев я впервые дала дочке пальчиковые краски, я подумала о том, что хотела бы развить её любовь к рисованию хотя бы ради того, чтобы она умела на бумагу переносить свои переживания и чувства. Мне самой это очень помогало справляться со сложными ситуациями и сильными эмоциями лет до 23. Потом захлестнула работа и семейная жизнь, порой стало просто сложно найти время и место для уединения. Собственно, эти мысли и пробудили желание углубиться в тему детского творчества. И вот на такую благодатную почву «легли» книги Елены Макаровой! С пластилином у меня было намного сложнее, чем с рисованием. Не помню, чтобы я лепила что-то кроме садичных поделок по инструкции. Однако сейчас и в этом есть подвижки, и даже идеи появляются, если долго мять пластилин и рассматривать с вопросом «На что это похоже?».
P.S. Не смотря на то, что трилогия подошла к концу, для меня это только начало на пути знакомства с Еленой Макаровой. С середины сентября начинаются занятия на он-лайн курсе «Движение образует форму». Не долго думая, я на этот курс записалась. Уверена, что меня ждёт много открытий. По моим ощущениям это именно то, что мне нужно.
P.P.S. После трилогии «Как вылепить отфыркивание» вышла ещё одна книга. Называется она «Движение образует форму». Там речь идёт уже не о детях, а о взрослых, с которыми работает Елена Макарова как раз на таких семинарах, какой упомянут выше. Собственно, название семинара тоже на это намекает. Вряд ли я буду публиковать её обзор, ведь у нас тут литература для родителей, но не сказать о ней совсем тоже невозможно. Так что кому интересно - наводка есть.
«Освободите слона» - обзор 1 части трилогии «Как вылепить отфыркивание» Е.Г. Макаровой - Ребзик.ру