Мало кто из нас в детстве встречал у окружающих взрослых здоровое и простое отношение к темам, связанным с рождением детей. Мамы и бабушки, учительницы и воспитательницы, отвечая на «скользкие» вопросы, предпочитали молча краснеть или в лучшем случае отсылать пытливых детишек к историям о тычинках и пестиках. Разве что пионервожатые позволяли себе чуть-чуть пооткровенничать. А если в школе случалось узнать, что учительница беременна и ей предстоит рожать ребёнка!.. В прозрачном девчачьем мозгу тут же начинали роиться смутные мысли: а как это - рожать? Ребёнок что, у неё внутри? А как он из живота выберется? Ах-ох, страсти-мордасти!
Этот огромный пробел, существовавший (да и сейчас ещё во многом существующий) в нашем воспитании, очень точно позволяет почувствовать и повседневная речь. Ведь любой язык замечательно отражает массовое сознание: на всю лексику, связанную с рождением ребенка, у нас наложено негласное «табу». И затрагивает оно не только интимные отношения между мужчиной и женщиной (о том, «как, не краснея, рассказать ребёнку о сексе», можно написать не одну книгу) - к большому сожалению, негласный запрет и плохо осознаваемое смущение распространяется и на все понятия, связанные с родами.
· Попробуйте произнести вслух: «роды», «плацента», «схватки», «потуги»… Становится немножко не по себе, верно? А как называются те органы человека, которые причастны к зачатию и родам? В нашем богатейшем языке нет внятных слов, называющих «это»! Когда речь заходит о рождении детей, выбор средств для выражения своих мыслей у нас невелик: мы имеем дело либо с нецензурщиной, либо - с сухими медицинскими терминами.
В обычной жизни говорить о рождении ребёнка у нас принято двумя способами: с оттенком брезгливости или же, наоборот, в излишне высокопарных тонах. Даже Лев Николаевич Толстой не мог не пройтись по этой теме - какая жуткая сцена родов в «Анне Карениной»! А Булгаков и Чехов с их медицинскими байками и страшными смертями в родах?.. Чаще всего в литературе рождение ребёнка предстаёт мучительным.
То же и с кинематографом; пусть даже это плохо увязывается с сюжетом картины, но редкий современный режиссёр отказывает себе в удовольствии включить в художественный фильм сцену, в которой роженица душераздирающе кричит и мучается.
«Великий и могучий», язык, как чуткий сейсмограф, фиксирует отношение общества к конкретной теме. Практически всегда Человек Рождающийся оказывается в речевой практике второстепенным членом предложения.
Беременность и роды в языке и в жизни
Проанализируем слова и речевые обороты, используемые для описания процессов рождения.
· Беременную женщину у нас часто называют «будущей мамой». Но почему? Ведь она мама уже сейчас - ребёнок-то есть! Но в массовом сознании установка следующая: раз ребёнка не видно, это значит, что его нет. Он вот-вот появится на Cвет, но сейчас-то ребёнок где? Видимо, пока ещё на том свете…
· Обычно говорят: «женщина ждёт ребёнка». (Красивенько звучит также фраза «в ожидании чуда» или возвышенные пассажи о «счастливом ожидании»). Но почему - в ожидании? Неужели то, что происходит в её теле сейчас (слияние двух клеток, рост организма, развитие органов и систем, попытки ребёнка установить контакт с внешним миром через стенки маминого живота…) - всё это неужели уже не чудо зарождения новой Жизни? И можно ли ожидать большего чуда, чем это?
· Ну а сам ребёнок - как его называют? Зародыш. Эмбрион. На поздних стадиях - плод. Но в языке это всё - неодушевлённые предметы! Действительно (если рассуждать на медицинский манер), мало ли что может случиться! Вероятен риск развития патологий, преждевременных родов и самопроизвольных абортов… Да, плод - для медицины не человек. Вот пусть сначала родится, тогда и начнут называть его «новорождённый», «младенец» и даже, умиляясь, «малыш».
· Тому, как у нас принято говорить о самом процессе родов, можно посвятить отдельную главу - какое многообразие безличных оборотов, какое красноречие сухой медицинской лексики! Взять хотя бы потужной период - в литературе он называется периодом изгнания плода. Прочувствуйте: не мама помогает своему ребёнку родиться, нет! Мама изгоняет всё тот же безликий плод. А, между тем, изгоняют также глистов и прочих паразитов.
· Само слово - потуги, тужиться - произошло от одного корня со словом туго (в значении тяжело, непросто, нелегко), и конечно, так и просится сюда слово тужить (в значении горевать, печалиться). То есть, ожидая родов, женщина волей-неволей готовится к тяжкому испытанию. Ей придётся туго. Тут уж не до ожидания чуда и праздника…
· О медицинских документах нечего и говорить! До недавнего времени сама беременность в картах заносилась в графу «диагноз». Но неужели мы лечим женщин от беременности? Речь должна идти только о родовспоможении, то есть о помощи, которую необходимо оказать естественному процессу родов. Обратите внимание на этот возвратный глагол - действие, направленное на себя: ребёнок рождается (рождает-ся = рождает сам себя)! Его не вырезают, как аппендицит. Настроившись на позитивный исход, хорошо подготовившись к родам, научившись слушать себя и ребёнка, любая здоровая беременная женщина (я просто уверена в этом!) сможет родить самостоятельно и естественно.
Впрочем, хватит прикладной филологии. Достаточно набрать в любой поисковой системе слова «беременность» или «роды» - и Интернет выдаст множество статей о здоровье мамы, о её чувствах, о необходимых анализах и покупках… В связи с беременностью и родами можно прочитать и о чувствах и заботах будущего папы - прочесть даже больше, чем о чувствах ребёнка, которого ему предстоит встречать в этом мире…
Советская семья, детский сад и школа учили девочек быть кем угодно - хозяйкой, поварихой, швеёй-мотористкой и даже женой (об этом иногда вскользь упоминалось в рамках предмета «этика и психология семейной жизни»). Но вот уж к чему нас точно не готовили - так это становиться Матерью. Не функционировать, выполняя эти обязанности внешне - пеленать, кормить, катать колясочку, читать малышу сказки и петь песенки... А становиться Матерью прочувствованно - зачинать ребёнка, вынашивать его и рожать в любви. Материнство и любовь между мужчиной и женщиной до сих пор, к сожалению, не увязаны между собой в воспитательном контексте…
Как рожать спокойно и в радости? Нам, нынешним взрослым, ещё предстоит научиться говорить об этом со своими растущими детьми.
«Если б я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила богатыря….»
Истинный смысл пушкинской сказки о царе Салтане раскрывается именно в этих строчках. Ткачих и поварих полно. Но даже в сказке трудно отыскать девицу, готовую бескорыстно, от всего своего бесхитростного сердца и с большой любовью привести в мир будущего царевича!