Исследование причин возникновения и развития трагедии октября -ноября 1992 года в Северной Осетии с течением времени предоставляет нам все более и более убедительные доказательства того, что события двадцатилетней давности не проблема взаимоотношений осетин и ингушей, не проблема спорности юрисдикции над Пригородным районом, а проблема Объединенных наций, проблема человечества. Так трактует подобного рода действия Конвенция ООН по геноциду.
Синдром сепаратизма, охвативший регионы России, из которых односторонний выход Чечни из состава России был самым болезненным и опасным, послужил катализатором геноцида. Незадолго до того ратифицированный Международный Договор об обычных вооруженных силах в Европе ( ДОБСЕ) называемый договором о фланговых ограничениях, препятствовал в 1992 году размещению и передвижению в Северокавказском регионе, необходимого для разрешения кризиса в Чечне количества военнослужащих и техники. России грозила участь СССР.
Только введение Чрезвычайного Положения (ЧП) позволяло сосредоточить в регионе необходимое количество войск и спасти Россию от распада.
Застарелый спор между субъектами России - Северной Осетией и Ингушетией, по вопросу юрисдикции Пригородного района, был единственно реальным поводом оправдать введение в сопредельные с Чечней территории Чрезвычайного Положения. Это формальное основание оправдывало нарушение ДОСБЕ и позволяло России сосредоточить на Северном Кавказе необходимое для вторжения в Чечню количество войск.
Руководители Северной Осетии, раздраженные принятием закона «О реабилитации репрессированных народов» и перспективой отторжения Пригородного района, воспользовавшись ситуацией, вступили в сговор с федеральными чиновниками, делегированными из Москвы для руководства операцией по усмирению Чечни. Еще до введения Чрезвычайного Положения они, своими, созданными полулегально для участия в конфликте на территории Южной Осетии силами, начали захват в заложники и принуждение к исходу жителей ингушской национальности.
Полностью вытеснили они ингушское население, проживавшее в Пригородном районе и городе Владикавказе с помощью и при участии вооруженных сил РФ и русско-осетинских миротворцев прибывших из зоны конфликта в Южной Осетии, уже после введения ЧП. В результате геноцида 64 тысячи ингушей были начисто выбиты за пределы Северной Осетии, 500 человек убито и несколько тысяч взято в заложники. 186 человек из числа попавших в заложники ингушей разного пола, до сих пор числятся без вести пропавшими.
Безусловно, масштабы преступления не сопоставимы с событиями в Югославии, но только по размеру и количеству жертв, а не по степени жестокости и уровню насилия. Конвенция ООН «О предупреждении преступлений геноцида и наказания за него» квалифицирует явление геноцида исходя из сути и цели явления, а не количества жертв или масштабов действия.
Как усматривается из постановления подписанного руководителем объединенной следственно-оперативной группы (ОСОГ) помощником Генерального Прокурора РФ Чуглазовым, неформальные вооруженные формирования Северной Осетии 30 октября напали на места компактного проживания лиц ингушской национальности и расстреляли их из бронетехники и артиллерии. На следующий день вооруженные люди из соседней Ингушетии напали на КПП на границе Северной Осетии и захватили военнослужащих РФ. Это явилось формальным основанием для введения Чрезвычайного Положения.
Действия, в результате которых более 64 тысяч граждан России - ингушей изгнали с территории РСО-Алании, более 500 человек убили, несколько тысяч человек захватили в заложники, 186 человек из числа которых, пропали без вести, были квалифицированы должностными лицами Генеральной прокуратуры России как массовые беспорядки на межнациональной почве. Но даже по этой статье Прокуратура и следственные органы ведут следствие без малого 20 лет.
События 1992 года на многие годы отравили отношения между двумя народами и республиками. А многие должностные лица из руководства РСО-Алании, совершившие геноцид, до сих пор использовали, в целях обогащения, имущество жертв, а сейчас вымогают и средства выделяемые государством для ликвидации последствий Геноцида. (Газета Соц. Осетия).
20 лет с момента введения ЧП, ни одна семья полностью не получила возмещения ущерба нанесенного депортацией из-за неприменения правовых механизмов продекларированных Международным правом и Конституцией России. Расследование, которое ведется 20 лет по статье «массовые беспорядки» не является адекватным и не способно в полной мере восстановить права пострадавших.
Должностные лица Федеральной Миграционной Службы, пользуясь соучастием и попустительством правоохранительных и судебных органов России, несмотря на постановление правительства РФ, подписанное Путиным - до конца 2006 года восстановить права беженцев из Осетии, противодействуют возвращению беженцев и восстановлению их жилищ, даже в том усеченном виде, к которому их обязывает это постановление. Из средств, выделенных в 2006 году на эти мероприятия, было освоено 2.9%.
Взаимосвязь с актом геноцида совершенного в 1992 году и страданиями, которые причиняются жертвам в настоящее время, подтверждается тем, что более чем в половину разоренных населенных пунктов, не вернулся ни один вынужденный переселенец, депортированный в 1992 году, а в остальные населенные пункты вернувшимся не восстановили полностью ни одного разрушенного жилища. За движимое имущество, которое разграблено полностью у всех, также не возместили ни одному человеку, ни одной семье.
Конвенция ООН - «О предупреждении преступлений Геноцида и наказания за него» и Конвенция «О не применении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества», не признают юридической давности при наказании за геноцид. Геноцид, является преступлением против человечества и человечности и наказание за него не ограничивается временем. К тому же, если ситуация, созданная прошлым преступлением, продолжает существовать, любое преступление считается длящимся.
Несмотря на наличие доказательств преступлений против человечества и механизмов расследования и наказания за него, уполномоченные должностные лица правоохранительных и судебных органов России, используя неосведомленность международного сообщества, в течение 20 лет противодействуют расследованию и привлечению к ответственности виновных и препятствуют этим восстановлению прав жертв.
События, имевшие место в Северной Осетии в 1992 году, можно до поры до времени замалчивать, но невозможно скрыть. Масштабные катастрофы в Абхазии, в Чечне, затмили, на время, это преступление в Северной Осетии. Но заноза напоминает о себе, когда другие, крупные болячки, заживают. Если занозу не удалить, то нарыв ,а иногда и гангрена, неизбежны.
Объект преступления 92 года в Северной Осетии не ингуши и не Ингушетия - его объект человечество. ООН выработала «Конвенцию о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него» и «Конвенцию о не применении срока давности за преступления геноцида», не для защиты прав ингушей Пригородного района, и не для восстановления прав армян Турции, а для защиты человечества и создания эффекта неотвратимости за Геноцид - этого «преступления преступлений».
Геноцид не красит никакую страну. Россию, тем более. Сейчас у власти люди не ответственные за это преступление, похоже, они этого не понимают. Россия, в свое время, в ущерб своему престижу, расследовала страшное преступление НКВД в Катыне против польского народа. Она, если ее аккуратно подвести к этому, проведет расследование и геноцида в Северной Осетии. Россия -многонациональная страна и для неё важно, что бы такое не повторилось. Но для того, что бы помочь ей выйти из тупика, необходимо участие международного сообщества.
Россия не может заявить - у нас совершено преступление. Это не патриотично. Лица виновные в геноциде, имеющие влияние в руководстве России, имитируют коллективное участие и коллективную вину за события тех лет. Но современное право не признает коллективной ответственности и коллективной вины. Каждый отвечает за содеянное. Здесь нет необходимости признания или непризнания, кем бы то ни было, геноцида. Здесь обычное процессуальное действие - любой следователь или дознаватель, сверив факты с УК РФ, определит состав преступления. Зачем искать медведя, разорившего улей по следам, когда он рядом - обмазанный медом, облепленный пчелами?
Некоторые представители власти, да и правозащитники вводят в заблуждение мировое сообщество. Они, стараются представить событие в Северной Осетии малозаметным и малозначительным фактом. Первые боясь ответственности за преступление, вторые из ложно понятого чувства патриотизма. Умаляя масштаб трагедии они, тем самым, провоцируют чиновников алчущих поживы и порождают новых фигурантов преступления. А именно - должностных лиц миграционной службы России, прокуратуры, судов и местных органов власти, которые, практически, становятся соучастниками геноцида, ввязываясь в коррумпированные, неправомерные действия против жертв геноцида- беженцев.
Нельзя сказать, что все чиновники действуют из коррупционных побуждений, некоторые просто глупы и неграмотны и делают как велено, не думая о том, что совершают преступление. У каждого коррупционера, который кормится возле беженцев, свое амплуа. Одни не начисляют компенсации, если не получают отступных, другие пытаются выселить из жилищ, что бы завладеть землей и помещениями, третьи считают, что патриотизм - это ликвидация внутренних политических мигрантов как явления. Налицо как минимум, соучастие в геноциде. И все в один голос заявляют, что поступая так, они стремятся примирить народы.
Но их не надо примерять. Народы не ссорились. Те, кто был у власти в России и Северной Осетии, пытались представить это как ссору, в которую необходимо вмешаться, но они просчитались. Их просчетом воспользовались осетинские национальные преступные группировки. Те несколько десятков негодяев, устроившие геноцид, воспользовавшись хаосом, не народ.
Только беспристрастное расследование и наказание виновных в соответствии с законом, путь к восстановлению естественного течения событий и умиротворению.
Сейчас международное сообщество должно настойчиво требовать от России объективного расследования событий 1992 года. Или использовать другой, приемлемый вариант - создание международного трибунала по типу югославского. Это не только решит проблему компенсаций и восстановления прав, но и проблему юрисдикции Пригородного района. Международное право и практика предусматривает изъятие территорий, на которых совершено преступление геноцида.
Р.Парчиев - председатель (СПоГ)