ПРЕДСМЕРТНОЕ СЛОВО БЫВШЕГО ВОИНА

Feb 13, 2015 05:17

«...Судьба ингушей - самый яркий пример издевательского отношения к репрессированным: половинчатая реа­билитация, создание псевдореспублики, наконец, танки против тех, кто не вы­держал такого отношения. Или такова плата за лояльность Осетии? Или это урок всем, кто вздумает бунтовать?..» Михаил Шевелев. Долг колонизатора Московские новости, 6 декабря 1992 г.
Летом 1993 года умер Шабазгирей Хуниевич Гада- боршев. Ему было 75 лет. Он был участником трех войн: советско- финской, Великой Отечественной и советско- японской, за что имел 28 правительственных наград. Вме­сте со своим народом он пережил сталинско-бериевский геноцид, и стал одним из тех десятков тысяч ингушей, подвергшихся изгнанию из родных мест в результате эт­нической чистки осени 1992 года.
У Шабазгирея было нелегкое детство. Он родился в том году, когда на Северном Кавказе, как и во всей Рос­сии, шла гражданская война, в которой участвовал поч­ти каждый взрослый ингуш, в том числе и его три дяди - Идиг, Саадул и Орц, погибшие в боях с деникинцами. В то время никто из них не думал, что ингушскому наро­ду придется принять жестокие моральные и физические удары от той самой советской власти, за победу которой сложили голову ее лучшие сыны.
Шабазгирей рос в нужде и лишениях, не ведая ничего о предстоящей трагедии своего народа, считая, что живет «в самой демократической стране мира», которая строила, как тогда говорили, «самое гуманное человеческое обще­ство - коммунизм». Но слишком поздно он понял, что все это не так.
Юношей он ушел служить в Красную Армию. Вскоре началась советско-финская война, в которой участвовал Шабазгирей, затем от начала до конца он прошагал по фронтовым дорогам Великой Отечественной войны, уча­ствовал в разгроме японской Квантунской армии осенью 1945 года на Дальнем Востоке. Он защищал Родину как патриот своего народа и России. Семь раз был ранен в боях с врагами страны. Пролитой собственной кровью до­казал свою безупречную преданность советской Родине. За ратные подвиги был награжден орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями, а также наградами некоторых зарубежных стран. В то время, когда Шабазгирей, не щадя своей жиз­ни, защищал Отчизну от немецко-фашистских захватчи­ков, весь ингушский народ был выслан в Казахстанские степи и Среднюю Азию на полное вымирание, вопреки тогдашним законам и правам человека. Ингуши были объявлены «предателями родины». Сам Шабазгирей, ор­деноносный защитник советской Отчизны, сразу после де­мобилизации был отправлен в ссылку в Казахстан. Долго искал он там своих родственников. Нашел лишь половину выживших. Вот так, вместо возвращения домой, к родно­му очагу в село Гадаборшево Пригородного района, отку­да он был призван защищать Родину, доблестный воин Шабазгирей Хуниевич попал под сталинско-бериевский произвол. Тяжело было фронтовику, смотревшему много раз смерти в глаза, видеть измученных, измотанных го­лодом и холодом родных, всех своих соотечественников, терпеть издевательства спецкомендантов. Тогда впервые пришла Шабазгирею в голову мысль: «Почему я остался жив, почему я не погиб, как и мои девять двоюродных и троюродных братьев, не вернувшихся с той самой Отече­ственной войны?».
Как ни предрекали палачи народов - Сталин, Берия и их прихвостни, полного вымирания ингушей не произо­шло. Они выжили благодаря своему мужеству и стойко­сти, дружбе и спаянности, благодаря помощи и поддерж­ке казахского, русского и других народов, которые жили там, куда выслали ингушей.
Одним из первых из ссылки вернулся на Родину Ша- базгирей. Его тянуло в родной двор, откуда он почти двад­цать лет назад уходил в армию. За все это время он был там лишь один раз, когда после демобилизации приехал в село Гадаборшево, считая, что мать все еще живет в своем доме. Он думал, ее-то, мать фронтовика, не отправили в ссылку. Но ошибся: в его родном доме хозяйничали осети­ны. Его появление во дворе оказалось достаточным для того, чтобы местная милиция отобрала у него вещи, день­ги и арестовала. Вины своей так и не понял тогда Ша- базгирей, однако 15 суток продержали его под арестом и отправили в Казахстан вслед за родными. Второй раз Ша- базгирей пришел в родной двор после снятия с него позор­ной клички - «предатель родины» и «спецпереселенец». Когда он попросил разрешить ему поселиться временно в родительском доме, новые хозяева спровоцировали скан­дал: его опять арестовали. И все-таки Шабазгирей посе­лился на краю родного села в землянке без прописки, без работы. Он не мог оторваться от села, в котором родился, от родной земли. Так было со всеми ингушами, которые возвращались из ссылки в родной отчий край. Каждому из них приходилось терпеть унижения и оскорбления со стороны бывших соседей, враждебность более тяжкую, чем в ссылке. Это длилось годами и достигло своей куль­минации осенью 1992 года, когда в результате осетинской агрессии при активной поддержке российских войск на­сильственно было изгнано все ингушское население из Пригородного района и города Владикавказа.
Только из числа близких родственников Шабазгирея Гадаборшева были зверски замучены и убиты 13 человек, a 11 - пропали без вести. Всего этого не вынесло сердце старого воина. Шабазгирей любил рассказывать эпизоды из своей фронтовой жизни. Один из них запомнился его слушателям навсегда. В дни битвы на Курско-Орловской дуге подразделение, где служил Шабазгирей, а также кав­казцы других национальностей, в том числе и осетины, попало в окружение. Любыми путями нужно было выйти из окружения и они двинулись в сторону фронта. В пере­стрелке с гитлеровцами один из воинов, шедший рядом с Шабаз-гиреем, - Чермен Мамсуров (осетин по националь­ности) был тяжело ранен. Шабазгирей тащил его на себе несколько дней, пока не перешли линию фронта. Мамсу- ров благодарил своего спасителя, клялся, что об этом бу­дут помнить его потомки. А его первый же потомок - сын
-           Сослан Мамсуров, заместитель председателя Владикав­казского горисполкома, в октябре-ноябре 1992 года лично руководил уничтожением селения Гадоборшево (Куртат)
-           родного села Шабазгирея. Всего за четыре дня до своей смерти Шабазгирей Гадаборшев обратился к главе Вре­менной администрации на территориях Северной Осетии и Ингушской Республики с просьбой. «Я обращаюсь к Вам в ожидании близкой смерти, - написал он. - Думаю, что последняя воля умирающего для Вас священна. Я прошу Вашего содействия в том, чтобы я был похоронен на своем родовом кладбище в с. Гадаборшево. Если у меня не было права на жизнь на родной земле, то дайте мне право на смерть, право быть в ней похороненным. О каком еще из прав гражданина и человека можно просить? Это послед­няя воля человека, который очень любит свою Родину, проливал за нее кровь, видел тысячи смертей, прошел все круги ада, хочет, чтобы прах его лежал в родной земле.
Дай Аллах, чтобы восторжествовала справедливость, и ингушский народ, наконец, обрел свою Родину».
Не была удовлетворена последняя просьба бывше­го воина ни тем, к кому она была адресована, ни главой администрации села Гадаборшево Х.Тохтиевым, на сове­сти которого много захваченных в заложники, безвинно убитых ингушей в трагические дни осени 1992-го. На об­ращение фронтовика Тохтиев ответил: «Гадаборшевы ни на земле, ни под землей в селении Куртат обитать не бу­дут»... Казалось, прорвалось что-то страшное и невозмож­но было обуздать обезумевшую действительность. Душа разрывалась в клочья, а потом все померкло и осталось на сердце полная безнадега и опустошенность. Ни одной мысли в голове, а надо было уходить и с пепелища. В то время Шабазгирей болел. Болела и жена. Но надо было покидать родную землю. А тут еще известие: дочь Мадину взяли в заложники. Как во сне добирался Шабазгирей с семьей к дочери Макке в станицу Орджоникидзевскую. А добравшись, слег. И только почти в бреду шептал: «Как же так? Ведь мы день и ночь воевали за Родину... Был бы жив Чермен... Как же так?..». Родные похоронили его под Назранью, с трудом сдерживая боль и обиду.
А жене Шабазгирея часто снятся сгоревшие награды мужа на его праздничном пиджаке...

С. Мецхало, С. Изотьева
Previous post Next post
Up