ГЕНОЦИД В ФОРМЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ЧИСТКИ

Feb 10, 2015 19:24



В минувшие выходные в г. Назрани состоялась респу­бликанская научно-практическая конференция, целью которой было дать объективную политико-правовую оцен­ку событий октября-ноября 1992 года в Пригородном рай­оне и городе Владикавказе Республики Северная Осетия.
В работе конференции принимали участие представи­тели властных структур, ученые, общественность Респу­блики Ингушетия. В качестве приглашенных на конфе­ренцию были прокурор Кавказской Межрегиональной прокуратуры В.С. Калюкин, председатель комитета по делам Федерации Федерального Собрания В.Г. Тарасен- ко, глава Временной администрации на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушетия В.Д. Лозовой и другие гости.
С докладом, посвященным правовой оценке событий осени 1992 года на конференции выступил министр юсти­ции Ингушетии Мовлатгирей Дзагиев.
Обратив внимание присутствующих на то, что на се­годняшний день были испробованы две попытки дать оценку этим событиям, Дзагиев отметил, что обе эти оцен­ки («шахраевская» и Совета безопасности) не выдержива­ют критики и они сделаны в интересах определенных по­литических кругов, причастных к трагическим событиям.
«Цель настоящего доклада, - сказал он, - объектив­но, на основе свидетельского и фактического материала дать политическую и правовую оценки событий октября- ноября 1992 г. в Пригородном районе и г. Владикавказе Республики Северная Осетия.
В содокладе, сделанном главой администрации Прези­дента Ингушетии Русланом Плиевым был сделан упор на политическую оценку событий, происшедших в октябре- ноябре 1992 года на территории Пригородного района и г. Владикавказа. На основе свидетельств очевидцев ге­ноцида и хода событий, предшествовавших акту геноци­да, и происходивших непосредственно в трагические дни октября-ноября 1992 года, докладчиком был сделан ана­лиз политической ситуации и конкретных действий лиц и сторон, совершивших это преступление, были основаны выводы о том, что:
1)  Северная Осетия готовила этническую чистку При­городного района политическим и военным путем. Она усиленно вооружалась, осуществляла террористические провокационные акты, проводила в средствах массовой информации антиингушскую кампанию, направленную на создание образа врага в лице ингушского народа.
2)  Центральные власти игнорировали обращения ин­гушей, требующих вмешательства российских властей для урегулирования ситуации.
3)  Северная Осетия при пособничестве и участии Рос­сии осуществляла этническую чистку.
«События в Пригородном районе и г. Владикавказе я расцениваю, как войну субъекта России - Северной Осе­тии против российского же Закона «О реабилитации ре­прессированных народов», - заявил он.
Помощник представителя Президента России и Ин­гушетии Муса Местоев в своем выступлении отметил: «Этническая чистка, которой подверглись ингуши, гото­вилась с 1957 года, с момента нашего возврата из высыл­ки. Осенью 1992 года сошлись интересы Осетии и центра. Те, кто это организовал, четка знали, что они делают. Это была заранее тщательно продуманная и подготовленная акция. Все готовилось и было давно известно. Ингуши только защищали свои дома.
Заместитель Председателя Парламента Ингушетии Муса Гулиев в своем выступлении остановился на том, что в России отсутствует продуманная национальная по­литика и продолжается политика противопоставления одних народов другим. Именно то, что предусмотренные Законом «О реабилитации репрессированных народов» меры сведены на нет, он назвал причиной трагедии осени 1992 года.
Заместитель председателя Правительства Ингушетии Муса Зурабов сказал о том, что ингушская сторона шла к восстановлению своих прав парламентским, политиче­ским путем, что к началу девяностых годов она вплотную приблизилась к заветной цели и любая вооруженная про­вокация была на руку только Осетии.
«Когда все законные пути были исчерпаны, когда Осе­тии стало ясно, что парламентскую борьбу она проиграла, она вышла на путь военного решения проблемы, к кото­рому давно готовилась. Но мы никогда не откажемся от своей родины», - сказал докладчик.
Политолог, сотрудник НИИ им. Чаха Ахриева Якуб Патиев сказал в своем выступлении о том, что причины событий осени 1992 года кроются, во-первых, в невыпол­нении Закона «О реабилитации репрессированных наро­дов» и во-вторых - в давно выношенной Осетией идее эт­нической чистки.С резкой критикой позиции Временной администрации в решении проблем с беженцами, высту­пил депутат Парламента Ингушетии Азамат Нальгиев. Докладчик обвинил руководство России в том, что случи­лось в Пригородном районе осенью 1992 года.
Кавказский межрегиональный прокурор Виталий Ка- люкин заявил о несостоятельности осетинского тезиса об ингушской агрессии. Он тоже сообщил о том, что он по­просил руководство МВД усилить в кадровом отношении объединенную следственную группу и заявил, что все ви­новные в трагедии должны сесть на скамью подсудимых.
На этом закончился первый день работы конферен­ции. На второй день прозвучали выступления военного комиссара республики А. Дзаурова, депутата Парламента Ингушетии М. Кортоева, прокурора республики А. Дубае- ва, депортированных из Северной Осетии И. Дошлакие- ва и М. Ахильгова, юриста К. Кокурхоева, литератора В. Хамхоева, председателя Верховного суда Ингушетии Д.
Албакова.Всеми выступившими были подтверждены вы­воды, сделанные в докладе М. Дзагиева и в содокладе Р. Плиева.
На конференции выступил глава Временной админи­страции В. Лозовой. Суть его выступления сводилась в основном к отведению от руководителя ВА обвинений в невыполнении Указов Президента России в части заселе­ния беженцев. Лозовой признал вину в том, что упустил три летних месяца, когда можно было восстановить жи­лье.
«Моя вина в том, что я не сумел своевременно выбить деньги у правительства, теперь деньги выбиты, но время ушло», - заявил он.
Лозовой также заявил, что силой заселить беженцев невозможно и что нужно договариваться главам Ингуше­тии и Осетии. «Это не этнический конфликт, а гражданско- правовой, территориальный», - выразился Лозовой о при­чинах конфликта.
Решение вопроса глава ВА видит в снятии территори­ального вопроса. Но какая сторона должна снять этот во­прос, об этом Лозовой не сказал.
В конце конференции были приняты итоговые доку­менты, которые будут вскоре опубликованы в печати.

В. Горчханов «Ингушетия», №104, 21.09.1994 г.
Previous post Next post
Up