... написать про поездку в Самару.
- Про конференцию писать особо не буду - там всё традиционно прошло на высшем уровне. Я там уже не первый раз, так что хорошо знал, и к кому, и зачем еду.
- Может быть, потому что на этот раз нам повезло с погодой, а может - потому что прошло несколько лет (в ковидный период конференции не проводились), но мне показалось, что Самара дивно похорошела. Разумеется, за полдня много не посмотришь, но то, что я видел, производит очень приятное впечатление. Чистый, красивый, благоустроенный город.
- Честно говоря, памятник Владимиру на меня особого впечатления не произвёл, но Софийский собор - это просто сказка. Как кричали в немецком порно в 1990-х - «Дас ист фантастишь!». Уж насколько я равнодушен к храмовой архитектуре, но тут даже меня пробрало. Причём там дивно красиво как снаружи, так и внутри. Это и не нарышкинское барокко, и не псевдорусский стиль 1890-х, и не московская готика, это что-то вообще неповторимое. У меня на этом здании просто глаз отдыхал. Отходить не хотелось.
- Во время экскурсии посетили самарский музей Эльдара Рязанова. Музейчик маленький, экспонатов (пока) немного. Но с какой же выдумкой и мастерством эти экспонаты подаются! Что сделали бы в 99% музеев? Положили бы дневник школьницы времён войны в витрину. И можно было бы прочитать один разворот. Что сделали в Самаре? Оцифровали этот дневник, и выложили в интерактивное окно - читай, листай, рассматривай... Этот маленький музейчик (там залов 4-5, не больше, да и те - крохотные) заруливает старые музеи уровня «Поклонки» одной левой. Коллеги, музейное дело в последние годы шагнуло далеко вперёд, а те, кто думают, что главное - разложить экспонаты под стекло и рядом повесить табличку с пояснительной надписью в 3 строчки, попросту остались в прошлой эпохе. Это всё равно что после открытия огнестрела продолжать гордиться фамильным каменным топором.
- И на последок. В ходе экскурсии в том самом музее экскурсовод нам рассказал, что маленький Эльдар во время эвакуации недоедал, т.к. в условиях карточной системы с продовольствием было «не ах». Поэтому он пристрастился к местному театру оперетты - там можно было всего за 3 рубля в антракте купить пирожное. Он потом эти пирожные почти всю жизнь вспоминал. Ну а попутно Эльдар пересмотрел практически весь репертуар театра несколько раз. Скажем, «Баядерку» он 8 раз слушал. Вот, мол, с тех пор и начался его путь в искусство. Я с глубочайшим уважением отношусь к Рязанову и его семье. Но... 3 рубля на пирожные - несколько раз в неделю? Мой отец тоже был в эвакуации в те годы. И не в Самаре, а в хлебной Фергане. Но я хорошо помню, как он рассказывал про своё житьё-бытьё в эвакуации. И как они с пацанами ели какую-то «сладкую глину». Не потому что хотелось сладенького (хотя, наверное, хотелось), а что бы хоть чем-нибудь заглушить постоянное чувство голода. Нет, разумеется, Эльдар не виноват в том, что его отец был главным инженером оборонного завода, а мой дед - кустарём-надомником. Портным, короче. Но, когда вам в очередной раз начнут рассказывать про то, что в нонешней России «индекс Джини», яхта Абрамовича и вот это всё, а в сталинском СССР было равенство-равенство... Просто не ведитесь на сказочки. Всё было несколько менее благостно и благолепно.