РЯВ, Транссиб и вот это всё...

Aug 26, 2020 16:03


Коллега Навал_мануал, ЖЖ которого я неизменно с интересом читаю, поместил очередной пост, который можно рассматривать как эталон отечественного флотофильства. Наши завзятые флотофилы немедленно подняли данный пост на щит, отдельные, особо завзятые, сразу предупредили : «И как обычно куча народа ничего не поймёт. Сухопутная держава же.» Да и сам Навал_мануал не скрывает, что данный текст начертан «для кучки понимающих)». В общем - если вы с данными тезисами не согласны, значит, вы сухопутная бяка, ничерта не смыслящая в истинном навализме. Как показывает практика, Навал_мануал не слишком приветствует возражения к своим постам (ну, во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление), поэтому прокомментирую тут.

Итак, в чём основания лемма автора? Цитирую: «Вера русского человека в армию сильна, континентальным дух могуч, а потому идея о том, что двухпутная чугунка - единственное, чего нам не хватило для победы над Японией, естественно привлекательна.»



Скажу честно - я давненько устранился от сетедрачек по поводу РЯВ, но в моё время вот именно в такой формулировке эту идею никто не озвучивал. Транспортно-логистические проблемы, разумеется, отмечались, но - «единственное, чего не хватало!»? Или с тех пор градус дискуссии несколько повысился, или Навал_мануал гипербализирует высказывания своих оппонентов, что бы их (и оппонентов, и высказывания) было бы легче опровергать. Развивая своё высказывание, навал_мануал уточняет: «Из этого следовало, что неизбежная вероятная война с Японией должна была быть маленькой и победоносной. Этот мем, обычно использующийся для демонстрации "шапкозакидательных настроений", на самом деле есть естественный вывод на уровне большой стратегии. Руководство Российской империи было право, когда делало ставку на такую войну. Дело с Японией следовало решить быстро и окончательно.

Транссиб тут помочь не мог. Даже внезапно упавший на Россию с неба двухпутный Транссиб, а тем более - реальный Транссиб, строившийся долго и упорно на глазах у недоумевающих за своё главенствующее положение японцев. Всё, что позволяла железная дорого - это относительно быстро ослабить нашу армию в Европе. По опыту войны, ослабление должно было быть значительным - к 1905 г. на Дальнем Востоке было 500 тысяч наших солдат.»

Давайте разбираться по пунктам.

1. Лукоянова я читал тоже как бы уже далеко не вчера, но, если склероз меня не подводит, то Транссиб строился в первую голову исходя из логики экономического развития. Во всяком случае, мне трудно представить, что в 1890 г. в Петербурге принимали решение о сооружении Транссиба, исходя из соображений о необходимости подготовки к войне с Японией.

2. Но, если уж рассматривать Транссиб в дискурсе военных действий, то становится очевидным, что наличие этой магистрали было обязательным условием для достижения той самой победы вообще.

Сам же Навал_мануал отмечает: «Между тем, А.Н. Куропаткин в известном февральском плане кампании считал, что высадка в Японии должна была стать последним актом той войны.» Миль пардон, а какими силами Куропаткин высаживался бы в Японии, в отсутствие Транссиба? На январь 1904 г., ЕМНИП, русские силы на ДВ - это 3 Сибирских корпуса. И всё. И, в отсутствие Транссиба, каждый новый батальон пришлось бы доставлять в Маньчжурию морем. То есть, даже если взять волшебно-оптимистичную картину «Российский флот (на сэкономленные от урезания Транссиба средства) завоевал господство на море» - высаживать десант было бы просто не из чего.

Навал_мануал, как я уже говорил, является образцовым флотофилом, поэтому он чётко артикулирует выводы: «Таким образом, сильный флот был необходимым условием победы в почти неизбежной войне Японией в сложившейся политической обстановке. При этом в 1895-1898 гг. флот был с успехом использован для существенного улучшения наших исходных позиций в такой войне (сначала японцы лишились Порт-Артура, потом мы его приобрели). При этом флот необходимого размера, как, опять же, показала практика, Россия смогла создать - иными словами, такой флот был России по карману. Таким образом, попытка сделать ставку на флот была правильной, она подпиралась реальным опытом успешного использования флота в назревавшем конфликте (в его "холодной" стадии), и у России имелись достаточные ресурсы для того, чтобы необходимый флот создать. Беда и проблема была в том, что ставка на флот делалась "во многом" - иными словами, выбор в пользу флота бы недостаточно радикальным.»

Ну, что тут скажешь... Мнение о том, что сильный флот России в РЯВ был обязательно нужен - это, на мой взгляд, из разряда заявлений «и я категорически настаиваю, что Волга впадает именно в Каспийское море!» Но дьявол прячется в деталях. И сильный флот, и мощный Транссиб являлись необходимыми условиями для победы. Требовалось и то, и другое. А вот на это уже таньга не хватило. Да, теоретически можно было сделать расходы на флот более радикальными. Но тогда не хватило бы живой силы для финального десанта. Впрочем, как показала практика, России этой живой силы не хватило и для «Маньчжурской мясорубки».

В порядке альтернативной истории, полагаю, что можно было бы экономить на Либавской крепости и строительстве порта Дальний. Хватило бы этих средств на решение вышеописанных задач - бог весть, но на железной дороге экономить не стоило точно.

Опять-таки, в плане альтернативной истории, попробуем рассмотреть ситуацию, которую критикует Навал_мануал. Россия урезает флот, но за счёт этого быстрее и качественней строит Транссиб. В результате в январе-мае  I ТОЭ практически не шевелится, а скорость прибытия резервов на ДВ увеличивается. Ну так, извините, I ТОЭ и в реале особо не бушевала. Зато у Хайчена или Ляояна у русских было бы уже на 2-3 корпуса больше. С учётом того, что Навал_мануал пишет: «Хотя русско-японская война и была непрерывной цепочкой неудач, как таковая являлась "делом на грани", close affair, как говорят в московских офисах. Альтернативное богатство истории (и предыстории) этой войны - прекрасное доказательство тезиса, ход событий мог радикально измениться не раз, не два и не три.» Этих корпусов вполне могло хватить для того, что бы «переломить хребет верблюду».

В целом, я полагаю, что РЯВ - это последняя война, в которой флот России был жизненно необходим (не «хорошо бы, но можно и без него», а именно - жизненно необходим), но даже и для РЯВ роль флота нельзя гипертрофировать.

Альтернативная история, наука

Previous post Next post
Up