Эта история началась давно. В 2013 г. издательство «Тактикал-Пресс» заказало мне книгу. Скажу честно, для меня это был первый такой опыт - как правило, раньше я сам выбирал тему исследования, но, надо признать, мне и тут тему назначили очень «мягко». То есть от меня ожидали «производственной драмы» - «как машину ставили на производство», а в остальном я был полностью свободен. К 2014 г. я книгу закончил и… издательство закрылось. Дождавшись срока истечения договора, я отдал текст в издательство «Университета им. Князя Пожарского». Как мне рассказывали, на Учёном совете книгу обсуждали едва ли не с овацией, решили «обязательно публиковать» и поставили в издательский план на 2017 г. И за полгода до публикации… издательство осталось без финансирования и закрыло около 80% всех проектов. В том числе - и мой опус. Я отдал книгу в издательство нашего института, и стал ждать - что будет? Типографию захватят сомалийские пираты? На нашу крышу свалится тунгусский метеорит намбер ту? В подвале вылупится Годзила? И столкнётся в непримиримом бою с аколитами Кхорна, лезущими с чердака? Причём столкнётся - именно на территории полиграфического участка? Мне уже было просто интересно - какую такую подляну судьба приготовит мне теперь? Всё оказалось намного проще - в нашем полиграфическом участке тихо помер древний, как Либерея Ивана зе Терибл, линотип. Во всяком случае, мне так сказали. Я понял, что отныне могу давать в газеты объявления типа «закрою враждебное Вам издательство. Надёжно. Дорого. Без криминала». Всякое издательство, принявшее мою рукопись, было обречено. Поэтому теперь я просто ждал, когда судьба устанет гоняться за моим опусом с мухобойкой. И дождался таки! Сегодня я получил самый классный подарок к 23 февраля. Моя книга таки опубликована!!! Да, тираж смешной (вся надежда на пиратов;)). Да, обложка совершенно не такая, как я хотел. Кстати - она мягкая (бе-е-е!). Да, там таки есть очипятки, и одну я нашёл прямо на обложке. Но книга - есть! Ура, граждане!!!
Аннотация:
В годы Великой Отечественной войны в СССР велись работы по созданию авиатехники, оснащённой различными типами реактивных двигателей. В 1944 г. эти работы особенно активизировались. Так как эти модели хронологически предшествовали самолётам Первого поколения, оснащёнными турбореактивными двигателями, созданными после ознакомления с «трофейными» немецкими ТРД, будет оправданно называть машины генерации 1944 года поколением нулевым. Они так и не пошли в серию, а многие остались на уровне эскизов и чертежей. Однако бесценный опыт, полученный при разрешении многочисленных технологических и конструктивных проблем этих самолётов, оказался крайне востребован при освоении и доводке машин Первого поколения. Это исследование посвящено разработке принципиально новой авиатехники, организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области реактивной авиации, истории конструирования и испытаний конкретных моделей «нулевого поколения».
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей зарождения и развития советской реактивной авиации и авиастроения 1940-х годов.
Оглавление:
Вместо предисловия. О чём эта книга.
Постановка проблемы.
Реактивная заря.
Гром грянул.
Время решать.
Поколение «ноль» - рождение.
Лица, проступающие сквозь дюраль.
Историография и источники.
Глава I
1944 г. «Много званных, но мало избранных»
Весна 1944 г. Время макетов и чертежей.
Ракетопланы уходят первыми
Неприоритетный истребитель.
Первый «полуреактивный»
Лето 1944 г. Чертежи обрастают плотью.
Без мотора самолёт не летает…
Трижды переделанный макет.
Последняя осень ракетопланов.
Осень 1944 г. Первые испытания.
Самолёты - есть. Моторов - нет.
В ожидании мотора…
Единственный турбореактивный.
Промежуточный финиш.
Глава II
Зима - лето 1945 г. «Останется только один»
Зима 1944/1945 годов. Поиски на ощупь.
«Полуреактивные» рвутся в небо.
«Небрежность», «небрежность» и «неизвестные причины».
Весна 1945 г. «Топка» на самолёте и заглушка для сопла
Конструкторский поиск в денежном выражении.
Турбореактивная тень.
Вроде простая задача - поджечь керосин…
Дорога в небо.
Лето 1945 г. «А вместо сердца - пламенный…»
Поджечь, но не взорваться.
Путёвка в серию.
С военных рельс - на мирные.
Первое поколение дышит в затылок.
Глава III
Осень - зима 1945 г. Опоздавшие к взлёту.
Всё познаётся в сравнении.
Доводка, обкатка, отладка…
Роковые диски.
Поколения настигают друг друга.
Ракетный финал.
В сухом остатке…
1946 г. Слишком мало и слишком поздно.
Глава IV
Серия «в никуда».
Кому доверить реактивного первенца?
Эвакуация и реэвакуация.
Ключ к успеху.
Кризис 1945 г.
Ничего сложного - освоить два разных типа реактивных самолётов и выпустить кучу ширпотреба. И без электричества.
Новое задание.
Как ширпотреб чуть не съел самолёты.
Два - это мало. Давайте сразу три!
Извечный вопрос - кто виноват?
Очень дорогие инновации.
Непрославленный подвиг.
Ненужная правда Коккинаки.
Войсковая серия.
Последний шанс.
Заключение.
Приложение
Список сокращений
Литература
Указатель имён
Всё, пойду отмечать свершение...