сквозь болота

Sep 11, 2011 17:57


Несколько лет назад, рассматривая глобус Гуглмана, я наткнулся на внушительного размера области, состоящие из большого скопления геометрически правильных водоемов и непонятных линий между ними. Панорамио тут же выдало захватывающую дух картинку, снятую с высоты чьего-то помета, с видом на обширное озеро, сплошь усеянное небольшими островками деревьев. Существования такого всего в ста километрах от дома казалось невероятным и требовало личной проверки.

Позже выяснилось, что так выглядят затопленные торфоразработки. Впоследствии я не раз оказывался в непосредственной близости к ним, но с посещением все никак не складывалось. А однажды собрались мы разношерстой командой туристов поехать по грибы в тамошние леса и заодно помакать в грязь застоявшийся на асфальте автотранспорт. Однако погоды в конце августа стояли совсем не грибные и грязь тоже вся высохла.
Дабы поездка не прошла даром, мы быстренько скорректировали маршрут, устроив себе приключение на забытых лесных дорогах. Но для логического завершения чего-то не хватало. А рядом, всего в десяти километрах, те самые торфоразработки. И все что нужно - это отыскать дорогу к ним сквозь болота.

Но эта затея нам не удалась по нескольким причинам, основная из которых - позднее время. И несмотря на то, что домой все уехали уставшие и довольные, идея отыскать таки дорогу и посмотреть на затопленные карьеры не давала покоя. Поэтому уже на следующий день зародился зверский план прорыва более мобильной группировкой, сокративший количество участников до самых упоротых упертых и сменив четыре колеса на два. Дождавшись выходных, мы выдвинулись в сторону Черустей, забив в Гармин точки предполагаемого маршрута.




Начало пути через лес прошло преимущественно по знакомых с предыдущего заезда местам. Нам без труда удалось отыскать первую из намеченных точек, откуда планировалось начать поиск дороги. Пару часов мы катались по лесу, который долго не кончался. По мере приближения к болоту ехать становилось все тяжелее. Километр здесь смело можно считать за три. И вот, наконец, показались характерные пейзажи.



Еще сорок минут пути и вот оно -- первое озерцо, за которым начинаются бескрайние болота. В этом месте дорога, какая бы она ни была, заканчивается. Стало немного не по себе: неужели это все и придется снова поворачивать назад, возвращаясь ни с чем? Но к счастью рядом оказалась еле заметная тропа, уходящая вглубь густой болотной растительности. О том, что тропа охотничья, а не звериная можно было судить по уложенным местами бревнам через канавы, редкому мусору и многочисленным гильзам. Хотя уверенности в том, что она куда-то приведет, не было никакой. С минуты на минуту мы ожидали уткнуться в какую-нибудь поляну, используемую охотниками и рыболовами для стоянки.



Этот милый лесной пейзаж снят с небольшого клочка земли, метров 20 в ширину. То, что на заднем плане кажется лесом на самом деле тоже болото. Пробираться по нему, наверное, можно, но только с кристально ясным пониманием того, куда ты идешь -- заросли там такие, что лезть в них не хочется даже без велосипеда.



В результате горения торфа в земле образуются полости. Такие места буквально усеяны провалами грунта. Лишенные опоры деревья падают. Говорят, что в районе крупных пожаров проваливаются не только люди, но и техника, и даже дома. Причем когда на поверхности все уже потушено, под землей торф продолжает тлеть, сохраняя высокую температуру, поэтому провалившийся в такую полость человек обречен.

На следующем снимке видны провалы, образовавшиеся по краям канавы, в результате чего она расширилась и через нее перекинули пару бревен, для удобства. Однако бревна оказались трухлявыми и под весом человека проломились. В кадре очень довольный велосипедист Андрюша, только что занырнувший в вязкую торфяную вкусняшку по колено.



Через полчаса продирания по тропе мы действительно вышли на охотничью стоянку, но тропинка, вопреки опасениям, на этом не оборвалась и повела нас дальше вглубь болот. А место для лагеря выбрано прекрасное, открывающийся с него вид можно смело вешать на стенку:



Лишенные опоры, сломленные деревья, одиноко торчащие среди травы и кустарника, зачастую застывают в каком-то особо зловещем виде, как на снимке ниже. Подобные примеры по пути встречались не раз.



Вскоре нам попался первый затопленный карьер. В дальнейшем мы на них еще насмотримся, но там все уже будет немного иначе. Этот же, замеченный сквозь заросли, произвел очень мощное впечатление.



Следующий снимок дает представление о том, как выглядит тропа. Кустарник высотой выше человеческого роста -- и это еще не самый запущенный участок (на запущенных не до фотографий было). Видимость вперед-назад метров 10. Чуть отстал и впереди идущего уже не видать, но зато неплохо слышно. Звуки при этом такие, как будто кто-то прям тут, в болоте белье полощет.

В кадре счастливый велосипедист Слава с нежностью вспоминает асфальтовые дорожки и холодные прохладительные напитки.



По пути попадались довольно широкие канавы, через которые когда-то были уложены бревна, но по предыдущему опыту ныряния мы уже знали, что доверия они не заслуживают -- лучше перепрыгнуть.



Кажется, что дно покрыто густым слоем грязи, по которому спокойно можно пройти, если не боишься запачкать ноги. На самом же деле в эту жижу моментально проваливается даже велосипед со своими ~15-ю килограммами веса. Если качнуть ногой уходящее вглубь бревно, вся поверхность этого "ковра" в радиусе нескольких метров начинает колыхаться, издавая чавкающие звуки. Почти как в фильме про гоняющегося за медведём по лесотундре геолога Федосеева.



Вскоре заросли и заболоченные озера вокруг нас кончились и мы вышли в "чистое поле". В кавычках, потому что на самом деле оно тоже болото, просто на нем, кроме травы особо ничего не растет и на снимке оно выглядело бы именно так, абсолютно банально.

Выйти на открытый простор и увидеть вокруг себя сотни, а может и тысячи квадратных метров твердой почвы было здорово. До этого момента наше продвижение вперед зависело от узкой полоски земли, а тут такой простор. Сразу начинает казаться, что вариантов, куда пойти масса. Но мы все же решили придерживаться тропы, потому что хотелось уже какой-то уверенности в том, что проделывать обратный путь той же дорогой не придется.

Физические упражнения по протаскиванию велосипеда сквозь кустарник сменились бегом с препятствиями: "поле" сплошь перегорожено каналами. Ширина небольшая, почти везде можно перепрыгнуть прямо с великом на плече. Однако, не стоит забывать, что под ногами коварная болотная почва, которая, к тому же, еще и недавно горела. За счет провалов каналы расширились, да и подступиться к ним вплотную можно не везде. В таких случаях железный конь передним колесом загоняется в жижу по самую вилку, а потом вытягивается за рога с противоположной стороны.



Попрыгав по канавам, мы снова углубились в кустарник и метров через 50 внезапно вышли на насыпь бывшей узкоколейки. После 2,5 часов продирания по тропе в неизвестность, когда навигатор рисовал нам трек прямо посреди здоровенного болота, такой резкий поворот событий казался невероятным. Перепад эмоций в подобных ситуациях очень мощный: все радуются, как дети, жизнь налаживается моментально. Даже если до цивилизации еще не один час ходу, все дальнейшее уже кажется пустяковым делом.

Обратная сторона медали в том, что в таком расслабленном состоянии достаточно скоро накатывает усталость, а вместе с ней и лень. Но когда знаешь об этом заранее, все это можно забороть и продолжать наслаждаться моментом пребывания в уникальном уголке природы, вместо того, чтобы думать о том, как бы скорее применить на себя блага цивилизации.

Несмотря на то, что насыпь очень быстро вывела нас в обитаемую часть бывших торфоразработок, окружающие пейзажи еще долго радовали глаз.





Заснять получилось далеко не все, т.к. солнце к тому моменту находилось аккурат с самой неудобной стороны. Зато прекрасно подсвечивало кружащие вокруг грозовые облака и рисовало в небе радуги.





Ну и конечно нельзя не упомянуть основное проклятье для всякого велосипедиста, въезжающего на территорию Шатурского района -- песчаные дороги. Пожалуй, ничто так не выматывает, как попытка езды по ним. Даже на самой что ни на есть "понижайке". Слой песка местами такой, что заезжие пузотеры оправдывают свое название на все сто, рисуя посреди колеи красивую ровную полосу.

Еще немного болотных пейзажей, прямо как из книжки. Поднявшийся в воздух рой грязевых шматков на второй фото -- это брызги от падения не очень тяжелой ветки. Человеку туда лучше не соваться вовсе.





Ну и напоследок диковинный памятник, установленный на главной улице поселка Туголесский Бор.



ЗЫ: Судя по всему, доступного для автотранспорта пути из леса к карьеру нет. По крайней мере в северной части. Все "генштабовские" тропы кончаются ничем. Но чтобы увидеть многое из запечатленного совсем необязательно повторять описанное выше. Достаточно доехать на машине до поселка Туголесский Бор или же на электричке до станции Туголесье Казанского направления и углубиться на юг по накатанной дачниками дороге. Но для некоторой категории туристов такой метод неприемлем.

миклухо-маклай, альтернативно одаренные велосипедисты, отдел кадров

Previous post Next post
Up