С утра нам выдали по судну
И каждый у нас теперь в палате капитан
Сегодня на наших страницах раскрывается тема про гребные места и, в частности, про Карелию, которая недавно всплыла (простите за каламбур) в одной приватной беседе. Тема благодатная, букв будет много, так что
тщательней следим за макаронами.
В прошлом году неожиданно нашел себя во флоте. Оказалось, что очень здорово порой засесть на пару дней в резиновую посудину и неспешно плыть по реке с гранатой в руке. Еще интереснее становится, если размеренное течение периодически сменяется бурлящими
шиверами (не путать с шавермой) или даже порогами. Здесь ленивая прогулка в миг оборачивается захватывающим приключением -- успевай только шапку придерживать, барин!
По первости оно происходит примерно так... Что-то там впереди такое зашумело. Деревья, наверное. Нет, это уже не деревья. Ох, да ни*?»:% ж себе! Это мы ТУДА плывем? Ладно, собрались. Вот это весло заворачивает туда, а это -- сюда. Вечное путаю... Ага. Сейчас-сейчас. Хорошо бы вот промеж тех булыжничков вписаться. Щас вот только я... Так, стоп, кудаааа!? … Эх, понеслась! *($^&Ё#$*76@#@$*&!!!!1... Ну, проехали что ли? Круто! Вот бы еще разок...
Дебют состоялся на реке Красивая Меча, что в Тульской области. Меча, к слову, действительно чудо как хороша -- виды для центральной России совсем нехарактерные и не перестают вызывать восхищение, периодически всплывая в памяти. День смотрел, два смотрел, три смотрел -- отличные пейзажи! Я бы пару сотен гектаров таких ландшафтов с удовольствием завез в поля за 5-м микрорайоном, дабы тамошний унылый вид облагородить.
* * *
Возвернувшись с Мечи отдохнувшими и полными эмоций, решили на следующий год (то есть уже на этот) во чтобы то ни стало повторить. И таки повторили. Доехали, правда, не все. А те, кто доехал вышли на старт в неважнецком виде: один больной, другой неспавший, третий больной и неспавший -- прямо дом престарелых на утреннем обходе. Но речку в этом году выбрали спокойную, безо всякого экстрима, с хорошим течением, что очень способствовало развитию овощенства среди собравшихся. Нафига грести, если оно и так плывет вполне неплохо? Знай себе только от коряг уворачивайся.
Река называется Пра и протекает по Мещере из Шатурского района Московской области в Спас-Клепиковский район Рязанской. Место крайне популярное. Туристы всех мастей тут плавают целыми стаями, причем на всём, что только может плавать. Некоторые, как положено прилежным спортсменам, усердно гребут, другие нагружаются до состояния "я-караоке" и не спеша дрейфуют по течению, сильно мешая остальным отдыхающим слушать воздух. Мы же, как всегда, были где-то между, периодически чередуя греблю с грязным овощенством и в таком вот расслабленном темпе прошли примерно 46 км за 3 неполных дня.
Видели школу, где учился поэт Есенин и установленный на постаменте L-29 (видимо, любимая игрушка поэта в те далекие годы). Побывали в Паустовских местах, на
Кордоне "273".
Устраивали задержание нарушителей водного движения. Исследовали свои лодки на предмет проходимости по заболоченному ручью. Наблюдали загадочного гражданина с лопатой, который трижды появлялся там, где вообще уже никто не мог появиться. Слушали таинственное курлыканье в ночи...
В общем, хорошо покатались, только накал страстей не тот. Поэтому подробней останавливаться на этот моменте я не буду.
* * *
А тут поступает предложение на предмет июньских выходных -- выступить в командном зачете в суровых карельских водах. Конечно, коммерческий сплав и самостоятельный -- две большие разницы, но когда мы еще сами созреем добраться до Карелии? И пройдем ли там на обычных резинках без особого опыта и проводников?
Вообще, за Карелию думаю уже не первый год, после того, как однажды на новогодних каникулах побывал в тамошнем великолепии. И вдруг такая оказия -- поехать летом! Это не страшно, что карельское лето в тот момент было на 15-20 градусов холоднее подмосковного -- будем усердней грести. В общем, едем! Надо же лично проверить, что там за рафты такие и как вообще можно рулить судном вмногером? Это ж, в самом деле, все равно что в "Жигулях" обязать ездить экипажем из пяти человек.
Прибываем в Петрозаводск. Вот он, все такой же узнаваемо хмурый, как-будто ничего и не изменилось со времени моего визита, разве что на 15 градусов теплее и для снега со льдом не сезон. Зато беспрестанно льет дождь, что тоже неплохо разнообразит отдых на природе.
После чинного завтрака в ресторане и последующей закупки жидкостей в местном ларьке, выезжаем на трассу и движемся в Суоярвский район на предоставленном турфирмой гробовозе. После того, как подмосковные автопарки изгнали ПАЗик-гробовоз с пригородных маршрутов, он почти моментально сделался реликтовым объектом из недавнего прошлого, прокатиться на котором теперь особо изощренное удовольствие.
Дороги в Карелии отличные -- трясет так, что спать во время трехчасовой поездки совсем не хочется. Я подчеркиваю: не невозможно, а именно не хочется. Особенно, если в полудреме получить поручнем по челюсти. Зато можно несколько часов кряду рассматривать прекрасную северную природу. Если б еще не дождь и потеющие от всяких там алкоголиков стекла...
Интересно, что большую часть пути (субъективно) мы проехали тем же маршрутом, что и во время новогоднего путешествия. Некоторые моменты так сильно запали в память, что не узнать их было просто нельзя. Еще интереснее, что изменения в здешних краях если и происходят, то крайне незаметно: как был на трассе огроменный закрытый на ремонт участок с объездом в стиле "Наше покрытие потрясет вас до глубины души" так и остался. Потрясает до сих пор отменно. Это спустя 2,5 года. Как говорит Сергей Петрович: "Если у вас постоянно происходит какая-то жопа -- не расстраивайтесь, ведь стабильность это совсем не плохо!"
Но вот наконец-то и долгожданный указатель - р. Укса. Здесь, возле моста вода спокойна и к ней есть удобный спуск. Смотрится все это крайне прозаично, будто бы снова на Пру приехали. В моем представлении шустрые карельские потоки выглядели совсем иначе. Но раз обещали пороги III-IV-й категории сложности, значит дальше должно пойти веселей.
Обедаем, прячем вещи в гермы, подбираем каски и жилеты по размеру и начинаем упаковываться в рафты. Рафт, если кто не знает, это такая здоровенная лодка из ПВХ. На плот в привычном понимании этого слова оно никак не похоже и не очень понятно, кто его вообще придумал так обзывать. В центр лодки укладывают груз, а команда рассаживается по бортикам: двое загребающих ближе к носу, рулевой (он же инструктор) на корме и остальные негры гребцы по бокам.
Изначально задумывалось, что мы разместимся на трех рафтах, но поскольку не все из заявленных участников успели на поезд (к слову, автор находился всего в нескольких минутах от этих несчастных, заодно установив точное время забега от перрона Казанского вокзала до перрона Ленинградского с полной выкладкой) пришлось умещаться на двух, иначе получился бы недобор. Лодки моментально приобрели вид груженых баржей и это вызвало у меня некоторое недоумение: как вообще на можно проходить какие-либо препятствия в таком виде?
Зато команда как-то сама собой подобралась правильная, несмотря на то, что некоторые часов эдак восемь назад впервые друг друга увидели. Я предпочел засесть во 2-м ряду, чтобы поближе к стратегическому запасу, но в тоже время недалеко от передовой. Всего же у нас получилось 4 ряда гребцов и рулевой-инструктор на корме. Итого 9 человек.
Отчалив от берега, прослушали теоретическую часть и стали осваивать услышанное на практике. Упражнения закончились тем, что под дружное улюлюканье проплывающих мимо, мы засели на торчащий из воды камень. Ну это ничего -- тяжело, как известно, в учении.
«Боя» долго ждать не пришлось. За поворотом, всего в какой-то сотне метров от старта, спокойная вода внезапно кончилась и началась узкая извилистая шивера. Капитан что есть мочи орет, гребцы с непривычки пытаются понять, об чем это он и вовремя скоординировать, рафт безбожно волтузит и несет навстречу новым препятствиям. Температура при этом градусов 12, с неба льет, как из ведра и еще снизу брызгами освежает отменно. Хотели экстрима? Нате! Такой бодрый старт моментально настраивает на нужный лад.
Уже спустя полчаса в таких условиях возникает желание принять что-нибудь внутрь для сугреву. Ну, чтобы греблось активнее. Озвучиваю эту мысль капитану, но тот говорит «не положено», мол, опасно тут и вообще. Однако не проходит и получаса, как после прохода очередного препятствия, он сам расчехливает припасенную бутылку водки и немедленно выпивает за удачное прохождение первых порогов. Сразу же возникает известный ажиотаж и как-то само собой приходит понимание, что дальше события будут развиваться еще интересней.
При таких раскладах мы очень быстро оказались в самом хвосте флотилии, а потом и вовсе потеряли опередившие нас лодки из вида. Но это никого не беспокоило, потому что и так всем неплохо отдыхалось. Даже дождик постепенно ослаб и сошел на нет, а вдалеке показался маленький лоскут голубого неба - вообще красота!
А тут вдруг развилка. И куда плыть неизвестно. Инструктор разводит руками, мол, я сам не помню, давайте постоим, подождем, пока кто-нибудь мимо проплывет.... ну, ваше здоровье! Пока стояли, гребец Саша нечаянно выпал за борт. Говорит, очень освежающе.
Через некоторое время подплывает байдарка. "Мужики, куда плыть?" - "А не знаем, похоже, что туда" - "Ясно, а у нас водка" - .... - "Ну, за встречу!"
Дальнейшие часы потекли в спокойном режиме. Пивная часть команды вскоре начала активно требовать остановок. Потом еще и закусить захотелось чем-нибудь посущественней. Находясь в непосредственной близости от бочонков со стратегическими запасами, я пошарил рукой внутри одного из них и нащупал в нем сало. Поначалу мне никто не поверил, но вот же оно, самое настоящее! Радости не было предела. Гребец Роман тут же был освобожден от своих обязанностей и прямо на ходу принялся мастерски рубить и раздавать бутерброды.
В таком вот спокойном темпе мы и плыли до самого вечера, не встретив на своем пути каких-либо серьезных препятствий. Впрочем, это никак не сказывалось на командном духе -- всем и без того было весело. За это время Саша умудрился повторить свой коронный номер, даже несмотря на то, что и так было вполне свежо.
Потихоньку стало вечереть. Ветра не было, но температура довольно сильно упала, что в мокрой одежде особенно неприятно ощущается. Девчонки, а за ними и мальчишки стали потихоньку мерзнуть. Мышцы от многочасовой непривычной работы шевелились уже неохотно. Хотелось поскорее добраться до лагеря, но он все никак не появлялся. Ситуация сильно напоминала завершения первого дня на Мече, когда в темноте гребли уже через "нимагу".
В лагерь прибыли только в первом часу ночи. Стартовали же около двух дня. Даже несмотря на преимущественно вялый темп, нагрузка приличная. К моменту сошествия на берег от усталости, сырости и холода мысли были только о том, как бы закопаться поглубже и заснуть в тепле часов на восемь. Но предстояло еще разгрузить вещи, высушить одежду, установить палатку... В общем, забыться сном удалось только в половине второго (или третьего? точно не помню, извините, был напуган).
Продолжение уже здесь